Игорь Грабарь – русский живописец и просветитель

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России.
Игорь Грабарь был человеком ренессансного масштаба: художником, архитектором, художественным критиком, искусствоведом, одним из основоположников музееведения, реставрационного дела, охраны памятников искусства и старины в нашей стране.
Игорь Грабарь «Автопортрет в шубе», 1947


Игорь Эммануилович родился 25 марта 1871 года в Будапеште, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи.

Родители Игоря, его дед и другие родственники были сторонниками славянофильского движения, боровшегося с «мадьяризацией» славян Австро-Венгрии. По причине преследования властей, семья была вынуждена покинуть страну, в конце 1870-х они переехали в Россию.

Игорь учился в Егорьевской прогимназии, московском лицее цесаревича Николая и Санкт-Петербургском университете, юридический факультет которого окончил в 1893 году.

Живописью стал заниматься еще во время учебы в лицее, для него главным содержанием лицейской жизни были занятия рисунком. Обучение продолжил после университета в Петербургской академии художеств, а с 1896 года в Мюнхене у Антона Ажбе. Среди учеников Ажбе помимо Игоря Грабаря – Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина и другие.

Когда Грабарь в 1901 году вернулся в Россию, он был уже известным художественным критиком. Неожиданно для себя он вновь пленяется красотой русской природы, в особенности зимы, и полностью погружается в «снежное» творчество: «Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег». Эти пейзажи, написанные в стиле импрессионизма, принесут ему известность как художнику.

Осенью 1902 года Грабарь отправляется в путешествие по русскому Северу, в Вологодскую и Архангельскую губернии. Еще раньше он побывал в Новгороде и Пскове. Эта поездка пробудила в нем любовь к русскому искусству, изучению которого он посвятит всю оставшуюся жизнь.
 
С 1906 года Грабарь начнет выпускать отдельные монографии о крупнейших русских художниках. Постепенно эти книги станут основой многотомной «Историю русского искусства», над которой он будет потом работать до конца своих дней.

После октябрьского переворота 1917 года одним из главных его занятий станет сохранение художественных ценностей. В своем воззвании «Очнитесь, граждане!» он сформулировал свою нравственную и гражданскую позицию:

«...Всенародное добро тогда будет всенародным, когда отдельные граждане не станут растаскивать его по клочкам. Что растаскивают, того уже не станет: каждому по клочку - от добра и помину нет... Берегите же сами и уговаривайте других беречь все предметы искусства и старины. Не растаскивать, а собирать и охранять их надо, на благо нашим детям и внукам, чтобы на этих древних, высоких образцах, завещанных нам отцами и дедами, они могли учиться...».

Отныне забота о сохранении памятников искусства прошлого станет целью его жизни. Из комиссии по охране памятников, созданной им в 1918 году, вырастут знаменитые реставрационные мастерские, ныне носящие его имя. Игорем Эммануилович будут спасены многие произведения древнерусского искусства.

Грабарю, как оставшемуся в советской России, невозможно было избежать участия в сфере ангажированных форм искусства. Среди его известных картин на эти тему - «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (1938).


Игорь Грабарь «Светлана», 1933. Портрет этой девочки был необычно популярен


Самому художнику более близким было занятие портретной живописью. Еще с Мюнхена он считал «себя по преимуществу портретистом». В 1930-е годы Грабарь создал ряд портретов советских ученых и деятелей культуры, академиков Николая Зелинского, Владимира Вернадского, Алексея Северцова, Сергея Чаплыгина, химика Николая Горбунова, писателя Корнея Чуковского, композитора Сергея Прокофьева и других.

Скончался Игорь Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.

«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», - говорил о Грабаре Сергей Герасимов.
Автор
Кирилл Брагин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе