Уединенный пошехонец 09.09.2010

НАВОДИЛИ ПОРЯДОК В СВОЕМ ДОМЕ СООБЩА

В стародавние времена малая родина для большинства жителей села Великого была далеко не обетованной землей. Как отмечал современник, существенной чертой менталитета великоселов являлось большое самолюбие, склонность хвалиться своим богатством: жители Великого стыдились своей бедности, скрывая ее от окружающих. Большинство великоселов, хотя и неустанно трудились, выбиваясь из сил, оставались малообеспеченными людьми, кое-кто превращался в нищих, босяков, люмпенов.

Процесс обнищания, люмпенизации усилился во второй половине ХIХ века. Тогда в Великом говорили о происшествии из жизни бедняка, который, потеряв три рубля, пытался покончить жизнь самоубийством.

Падение жизненного уровня великоселов было связано, очевидно, с упадком традиционного полотняного промысла, болезненным процессом перестройки экономической структуры села, изменениями рыночной конъюнктуры. Некоторые ремесленники разорились, другие остались не у дел, должны были осваивать новое ремесло.

Неблагополучная ситуация вызывала озабоченность общественности Великого. В 1891 году священник храма Рождества Пресвятой Богородицы Николай Соколов констатировал, что благоденствие села падает, довольство жителей оскудевает и растет бедность, которая переходит в нищету. Служитель церкви также отмечал, что недавно просящих милостыню в храме было немного, а теперь - несколько десятков. «Тяжело видеть униженных наших ближних, составивших из себя какое-то отдельное общество», - пишет протоиерей.

Наибольшую тревогу духовного пастыря вызывали нищие дети в возрасте от 5 до 15 лет, которые протягивали свои ручонки за подаянием. Привыкнув с детства к попрошайничеству, они, по мнению священника, постепенно теряют «стыд и достоинство, и этот способ добывания становится для них постоянным и излюбленным, так как не тяжел и не труден. В них формируется психология тунеядцев, в основе которой - жить за счет своих ближних. Для достижения этой цели нищенствующие не брезгуют никакими средствами».

Состав просящих подаяние в Великом был неоднороден. Их можно разделить на следующие группы: престарелые люди, оставшиеся без средств к существованию, калеки, дети из бедных семей и сироты, нищие - бывшие труженики, терпеливые и робкие люди, которые лишились работы вследствие следующих причин: болел, не поладил с хозяином, лишился крова, имущества, мастерской в результате пожара, а также люди, которые промышляли нищенством профессионально. Некоторые из них жили лучше, чем рабочий люд Великого.

Нищенство было открытое - днем на паперти и тайное - вечерами у домов состоятельных людей. Пагубу этого явления осознавали и деловые люди, а прежде других - фабрикант Александр Алексеевич Локалов.

Высоко вознесшийся над своими земляками, будучи патриотом Великого и его лидером, он, вероятно, ощущал известную ответственность за благополучие и процветание села. Локалов содержал богадельню, поддерживал 65 самых бедных семей, ежемесячно выделяя каждой из них по 2 - 2,5 пуда ржаной муки, обеспечивая больных чаем и белым хлебом. Но фабрикант понимал, что полумерами невозможно искоренить эту болезненную язву.

Обеспокоенный распространением нищеты в Великом, не находя выхода, он иногда бросал в сердцах: «Не нужно подавать! Вообще воспретить подавать милостыню! И нищенство прекратится». Логику фабриканта можно понять: ни в Великом, ни в Гаврилов-Яме безработицы не было, и человек, лишенный возможности добывать кусок хлеба, таким образом, поклонится в ноги работодателю. Усилить помощь бедным, нищим не означало бы увеличить их число? Не возникнет ли тогда у тружеников соблазн бросить тяжелую за гроши работу и протянуть руку за готовым, даровым куском хлеба?

Александру Локалову возражал священник Николай Соколов: «Нельзя лишать человека куска хлеба. В противном случае мы будем виновниками его падения или трагедии. Как можно будет тогда оправдаться перед Господом Богом? Нужно заменить милостыню более благородным и целесообразным способом обретения средств к существованию».

Эти доводы подвигли Александра Алексеевича на решительный шаг. В беседе с протоиереем за полгода до своей кончины владелец Гаврилов-Ямской льняной мануфактуры выразил готовность ежегодно жертвовать «как при жизни, так и после смерти 5 тысяч рублей, чтобы прекратить нищенство». Александр Алексеевич выразил пожелание устроить благотворительное общество и назвать его «Христианская помощь». Священник встал, поклонился   Локалову за бедных и обещал его создать.

На третьей неделе Великого поста Локалов уехал в Москву для консультации с лучшими докторами по поводу своей болезни. Но медицина оказалась бессильной. Вскоре Александр Алексеевич вернулся, как он сам выразился, измученный. Болезнь развивалась быстро, больной таял, скрывая от окружа-ющих свои страдания.

16 июля 1891 года Александр Алексеевич Локалов скончался.

Будучи ответственным за свои слова и дела человеком, Александр Локалов выполнил свое обещание, оставив после себя духовное завещание, согласно которому обязал своих наследников ежегодно отчислять по 5 тысяч рублей на содержание задуманного им общества «Христианская помощь».

Основную работу по созданию этого общества взял на себя священник Николай Соколов. Разработали устав, который был  утвержден 2 декабря 1891 года Высокопреосвященным архиепископом Ярославским и Ростовским Иоанном, а 23 января - ярославским губернатором А. Я. Фриде.

Главной задачей учреждения общества провоз-глашалось искоренение в Великом нищенства. Для достижения ее ставились следующие цели: обучение детей из бедных семей и сирот грамоте и одновременно какому-либо ремеслу, могущему дать заработать кусок хлеба честным трудом. Для реализации этой задачи предполагалось устроить церковно-приходскую школу с ремесленным отделением. Повысить плату за труд взрослым людям, которые не могут прокормить многодетную семью, давать работу на дому. Прекратить подаяние работоспособным людям, для которых нищенство стало основным занятием. Выплачивать регулярно престарелым людям небольшие пособия.

Денежные средства общества формировались за счет следующих источников: ежегодные отчисления по 5 тысяч рублей, членские взносы от лиц, вступивших в общество: ежегодные - от 5 до 100 рублей и единовременные - 125 рублей, разовые пожертвования от лиц, желающих споспешествовать искоренению нищенства, кружечный сбор по церкви и приходу Великого в пользу призреваемых обществом детей и бедняков.

В состав общества входили почетные постоянные неизбираемые члены - наиболее влиятельные и состоятельные представители делового мира Великого. Ими стали наследницы  Александра Алексеевича Локалова  А. А. Беляева, Е. А. Лопатина, девица

О. А. Локалова, а также церковный староста Л. В. Моругин и волостной старшина Н. И. Ведерников.

Действительным членом общества «Христианская помощь» мог стать любой житель Великого, который ежегодно выплачивал по 5 рублей или единовременно 125 рублей.

Члены-сотрудники выбирались каждым великосельским десятком, которых насчитывалось 19 (по 25 - 30 домов). Они должны были добросовестно информировать правление общества об имущественном и семейном положении лиц, нуждающихся в помощи и ищущих ее. Покровителем общества и первым почетным членом стал архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанн.

Для постоянного управления делами было учреждено правление из 12 человек. Председателем правления стал настоятель церкви Рождества Богородицы Николай Соколов. В правление вошли уже упомянутые почетные члены общества. Остальные 6 избирались из числа действительных членов тайным голосованием, а из них - казначей и делопроизводитель. Все члены правления работали без вознаграждения.

Деньги принимались казначеем и направлялись в сберкассу Великого (до 900 руб.) или в Ярославское отделение Государственного банка (свыше 900 руб.). Документы на получение денежной суммы в сберкассе или Государственном банке подписывали все члены правления. Деловая элита Великого поддержала инициативу Александра Локалова. И не только стремление к проявлению милосердия, помочь ближнему, наверное, руководило ею. Ведь увеличение количества голодных, озлобленных людей могло бы реально угрожать благополучию сытых и  богатых людей Великого. Желающими стать действительными членами общества было внесено членских взносов на сумму 3375 рублей. Всего действительными членами общества стали 82 человека, 33 великосела внесли единовременные пожертвования на нужды общества. Наиболее крупные суммы внесли  К. Д. Труфанов (1000 руб.), Д. Н. Иродов (200 руб.). Пятеро действительных членов общества  «Христианская помощь» также произвели единовременные пожертвования.

Общество крестьян села Великого внесло 300 руб. В помощь бедным была учреждена кружка для  сбора пожертвований. Денежные средства в 1892 году правление решило израсходовать следующим образом: 60 процентов - на благотворительные дела, помощь бедным, 30 процентов - на устройство помещений (жилье, учебные комнаты, мастерские) для детей и престарелых, 10 процентов - запасной  капитал.

29 июня 1892 года состоялось первое заседание общества «Христианская помощь».

Так великоселам удалось частично разрешить сложный, болезненный вопрос без вмешательства чиновников, а лишь благодаря тому, что они действовали соборно, - согласием.

Валерий ФЕДОТОВ, краевед.

ПОЭТЫ, К БОЮ!

2 - 3 октября в Ярославле пройдет 6-й межрегиональный фестиваль современной поэзии «Logoрифмы». Он проводится ежегодно с 2005 года. Наряду с другими крупными литературными мероприятиями он стал одной из визитных карточек культурного Ярославля.

Для участия в нем из разных городов России по-

    ступает, как правило, более 150 заявок. В нынешнем году о начале приема работ было объявлено на книжном фестивале, прошедшем в конце июня на Волжской набережной Ярославля. Там же состоялась презентация коллективного сборника «Фестиваль», изданного по итогам «Logoрифм» 2009 года.

В этом году межрегиональный фестиваль современной поэзии традиционно пройдет на одной из центральных площадок МУК ДК «Магистраль». Заявки и подборки произведений, от 5 до 10 стихотворений, плюс творческая биография принимаются до 15 сентября, после чего экспертной комиссией будет сформирован окончательный список участников фестиваля.

Фестиваль будет проходить по трем номинациям: лирическая поэзия, социальная поэзия и авторская песня. Кроме того, отдельные стихотворения будут отмечены специальным дипломом «За отражение исторического современного облика Ярославля». Лучшие произведения войдут в очередной коллективный сборник.

Все желающие могут отправлять свои произведения по адресу: 150003, г. Ярославль, ул. Терешковой, д. 5а, редакция газеты «Золотое кольцо», или на электронный почтовый ящик: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script В обоих случаях сделайте пометку «На фестиваль «Logoрифмы».

Подготовила

Мария ТЕПЛОВА.

КОНСТАНТИН ГОЛОВЩИКОВ - АНДРЕЮ ДОСТОЕВСКОМУ

С 6 по 11 октября минувшего года в ярославской библиотеке N 13, носящей имя Ф. М. Достоевского, проходил форум достоеведов. Среди многочисленных гостей форума был и известный московский библиофил и коллекционер, большой поклонник творчества великого писателя Николай Васильевич Паншев. Он подарил библиотеке уникальное издание - книгу Константина Головщикова «Черты жизни и деятельности Ярославского Демидовского высших наук училища и потом лицея, с краткою биографиею

П. Г. Демидова», изданную в Ярославле в 1869 году.

Уникальность этой книги заключается не в самом фолианте, который не является библиографической редкостью. Значимость ей придает автограф: «Милостивому государю Андрею Михайловичу Г. Достоевскому на память от составителя. 3 ноября 1869 года».

Известно, что Андрей Михайлович Достоевский, младший брат писателя, более 30 лет исполнял в Ярославле должность губернского архитектора. Вместе со своей семьей он прибыл в Ярославль 26 августа 1863 года. Здесь Достоевские снимали квартиру в доме на пересечении улицы Голубятной и Воздвиженского спуска, в бывшем доме солдатки Фелицаты Щепениковой (ныне пересечение улицы Терешковой и Флотского спуска). Здесь в феврале 1887 года Андрей Михайлович схоронил свою любимую жену Домнику Ивановну, могила которой находится на Леонтьевском кладбище.

Константин Дмитриевич Головщиков - личность, хорошо известная в Ярославле. Краевед, писатель, журналист, автор книг по истории Ярославского края, он происходил из семьи священнослужителей. Его дед, Николай Сергеевич, начал свое церковное служение в певческом архиерейском хоре. В 1779 году был произведен в дьяконы ярославского Успенского собора, в 1803 году назначен священником ярославской церкви Всех святых, а вскоре переведен в Ярославский кафедральный собор. Умер в сане протоиерея в 1829 году и погребен на Туговой горе.

Отец Константина Головщикова, Дмитрий Николаевич, родился в Ростове. В 1812 году окончил курс Ярославской духовной семинарии. Преподавал в духовном училище Толгского монастыря, затем был определен священником в ростовский собор. В 1828 году был переведен в ярославский собор, в 1841 году - в Казанский женский монастырь. Через 4 года он получил сан протоиерея. Работал законоучителем Ярославского городского училища. Он хорошо знал латынь, переводил с немецкого, составлял описи имущества монастырей и церквей Ярославля. Умер в 1874 году, похоронен на Туговой горе.

Константин Дмитриевич Головщиков в 1856 году окончил полный курс Ярославской духовной семинарии, однако пошел на светскую службу. Работал канцелярским чиновником в казенной палате, помощником контролера. В 1861 году получил чин коллежского секретаря. Через три года он был утвержден в должности комнатного надзирателя Демидовского лицея, и вся его дальнейшая жизнь была неразрывно связана с этим учебным заведением.

В своих воспоминаниях, в главе «Девятая квартира», Андрей Михайлович Достоевский пишет: «С осени этого, 1869 года решено было преобразование местного Демидовского лицея в Демидовский юридический лицей, и я усердно занимался надзором и руководительством по постройке зданий этого учреждения, а в ноябре месяце ездил по делам опеки в Москву и Петербург». Вспомним, что под автографом на книге Константина Головщикова, подаренной Андрею Михайловичу Достоевскому, значится: 3 ноября 1869 года. И хотя в воспоминаниях Достоевский-младший не упоминает о встрече с Головщиковым, можно смело предположить, что свою первую книгу 34-летний краевед подарил губернскому архитектору именно в период его надзорных работ в Демидовском лицее.

Всего же за годы своей жизни - а умер Константин Головщиков 27 января 1900 года - он издал 25 книг по истории Ярославского края. Одна из самых известных его работ - «История города Ярославля» - вышла в свет в Ярославле в 1889 году. Помимо этого оставил он исторические описания городов нашей губернии: Пошехонья, Романова-Борисоглебска, Данилова, Рыбинска, Мологи, историко-этнографический очерк о Ярославской губернии. Еще при жизни в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Константин Головщиков по праву был назван исследователем Ярославской губернии.

Статьи и заметки Константина Головщикова печатались в газетах «Ярославские губернские ведомости», «Северный край», «Волжско-Камское слово», в журналах «Русская старина», «Библиограф». В 1881 - 1882 годах он был редактором неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости», с 1886 года - редактором «Ярославского листка объявлений». Состоял действительным членом ярославского губернского статистического комитета и ученых архивных комиссий Ярославской и Тверской губерний. Писал статьи для словаря Брокгауза и Ефрона.

Могила Константина Дмитриевича Головщикова также находится на Туговой горе.

Свои воспоминания о роде Достоевских, которые охватывают период времени с 1825 по 1871 год, Андрей Михайлович писал в Ярославле с конца 1895 года до середины 1896 года. Работа осталась незаконченной. Осенью он тяжело заболел, писать уже не мог и переселился из Ярославля в Петербург, в семью своей старшей дочери Евгении Андреевны Рыкачевой и 7 марта 1897 скончался.

В библиотеке N 13 с большой любовью относятся ко всему, что связано с именем Достоевского. Книга Константина Головщикова, которую он подарил в 1869 году Андрею Михайловичу Достоевскому, - среди самых почитаемых фолиантов библиотеки. Несмотря на то что она находится не в самом лучшем состоянии, заведующая библиотекой Ирина Витальевна Блохина и заведующая читальным залом библиотеки, много лет отдавшие изучению рода Достоевских, не решаются отдать ее реставраторам. Не хотят они, чтобы тот особенный дух времени, который несет в себе всякая старая книга, был погашен лоском современности. «Мы решили сохранить ее такой, какая она есть», - говорит Ирина Витальевна, заботливо укладывая книгу в прозрачный файл. И мне верится, что так оно и будет. Не ошибся Николай Васильевич Паншев, отдав свой экспонат в ярославскую библиотеку имени

Ф. М. Достоевского. Здесь ей особые почет и уважение.

Любовь НОВИКОВА.

Фото из архива

библиотеки N 13.

РЕДКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕК ЖИЛ РЯДОМ С НАМИ

6 октября 2006 года ушел из жизни ведущий российский ученый-некрасовед Борис Владимирович Мельгунов. Он не был ярославцем, но его вклад в развитие культуры Ярославской земли переоценить трудно. Он любил наш город, приезжал сюда часто. Человек общительный, контактный, богато эрудированный, Борис Владимирович был всегда окружен людьми и всегда был центром внимания.

Идея написать книгу об этом удивительном человеке принадлежит одному из первых его учеников - сотруднику санкт-петербургского университета Григорию Петровичу Талашову. Его главным помощником стал доцент кафедры русской литературы Ярославского государственного педагогического университета некрасовед Николай Николаевич Пайков, которого связывала с Мельгуновым не только общая работа, но и долгая дружба. Николай Николаевич взял на себя подготовку всех ярославских материалов для предполагаемой книги.

Около трех лет шел сбор рукописей. В жанрах авторов не ограничивали. 24 автора объединились под общей обложкой. Здесь и доверительные рассказы-воспоминания о личных встречах с Мельгуновым, его письма, библиография его работ. И о чем бы ни писали люди, все они сходятся в одном: редких качеств человек жил рядом с нами. Колоссальные знания, феноменальная память, невероятная работоспособность, любовь к своему делу, доходящая до самозабвения, и в то же время скромность, умение стушевываться, не выделяться, откликаться на любую просьбу кого бы то ни было. В Пушкинском доме до сих пор помнят, как в суровых 90-х годах он приносил на работу сумки с картошкой для своих сотрудников. Его хватало на все и на всех. Вот что пишет в своих воспоминаниях о нем художник Олег Отрошко: «Он никогда человеческий талант не опускал до бытовых характеристик. Он был не просто деликатен или уважителен, он был органически целомудрен. И еще он умел подолгу самым заинтересованным образом слушать... Он расцветал, слыша о чьей-то щедрости, достоинсте, красивом поступке, словно это его напрямую касалось, словно это он был героем благодеяния».

Написать в наше время книгу еще не самое сложное. Не менее сложно издать, поскольку денег на издание подобного рода литературы наше государство выделяет негусто. Пришлось пустить шапку по кругу. И многие откликнулись. Интеллигенция Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Коломны, Углича, Ярославля и непосредственно музей-усадьба «Карабиха» внесли свой посильный вклад в то, чтобы книга «Памяти Бориса Владимировича Мельгунова» увидела свет.

Любовь НОВИКОВА.

Фото Виктора ОРЛОВА.

РАЗЛЕТАЮТСЯ ПЕРИНЫ ОБЛАКАМИ ПЕРЬЕВЫМИ

Анастасия Орлова окончила Хакасский государственный университет имени

Н. Ф. Катанова. В Ярославль приехала недавно. Посещает занятия молодежного литературного объединения при областном отделении Союза писателей России. В этом году стала финалистом городских литературных конкурсов «Ярославская строка» и «Серебряная даль». Приняла участие во всероссийском семинаре молодых писателей, пишущих для детей, организованном Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Приглашена на форум молодых писателей России 2010 года в мастер-класс Эдуарда Успенского. В августе подборка ее произведений была опубликована в детском журнале «Мурзилка». Предлагаем вам стихи молодого поэта.

ЛЕНИВЫЙ ПЛАСТИЛИН
Трудно мнется,
Туго гнется,
Он лепиться не дается!
Вот вам и нелепица -
Пластилин не лепится!
То ли мальчик
нерадивый,
То ли пластилин
ленивый...
МУРКА И САМОЛЕТ
В Мурке есть что-то
От самолета -
Заводится Мурка
С пол-оборота!
Под рыжею шкуркой
Мотор тарахтит,
И, кажется, Мурка
От счастья взлетит!
КРАСОТА
Сегодня дождь идет
с утра.
Какой чудесный день!
Ура!
Надену
плащик-дождевик,
Возьму любимый
грузовик,
Пойду пройдусь
немножко
В резиновых сапожках.
Моя исполнилась мечта:
И грязь!
И лужи!
Красота!
НАДЕВАЮ КОЛГОТКИ
Я свою родную ногу
Отправляю
в путь-дорогу.
А туннель длиннющий -
жуть! -
Вправо-влево
не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!
О ЧЕМ КРИЧИТ ЛУЖА НА ДОРОГЕ
Люди!
В лужу - ни ногой!
Обходите стороной!
От ноги в глазах круги.
Лапы прочь
И сапоги!
Вон, проклятые машины,
У меня от вас морщины!
НОВАЯ ЗВЕЗДА
Я кричу: «Вот это да!
У меня в руке звезда!»
Не с небес
и не морская,
Настоящая, земная!
Новая,
Кленовая!
ГРЯЗНЫЕ ИСТОРИИ
.  .  .
Целый день лежишь,
Грязюка!
Не замучила ли скука?
Грязь, немного
помолчав,
Отвечала чинно:
«Чав!»
.  .  .
Эх!
Прогулка удалась:
Отыскал такую грязь!
Пробегусь
туда-обратно -
Мне смешно,
И ей приятно!
.  . .
Сапоги люблю носить,
В них удобно грязь
месить.
Тянет грязь сапог с ноги -
Тоже любит сапоги!
Я СЕГОДНЯ УТРОМ
Я сегодня утром
Встал не с той ноги.
«Мамаги мне, мама!
Папа, папаги!»

Вывернулась майка,
На носке дыра,
До чего же трудно
Жизнь идет с утра.

Нет компоту края,
Каше нет конца!
«Где же ты, папощник,
Где ма-мощ-ни-ца?»

Мне не налезают
Эти сапоги!
«Па-па, ма-ма-ги-те!
Пама, па-ма-ги-и-и!»
ЛУЖИЩА
И ДУМИЩА
В-О-О-Т ТАКАЯ лужища
На солнце грела пузище,
От ветра лоб
нахмуривши,
Лежала на пути.
А я стояла, думала
В-О-О-Т ТАКУЮ
думищу -
Как бы эту лужищу
Получше обойти!
.  .  .
Просил малек
у мамы-рыбешки
С рыбятами плавать
по лунной дорожке.
Но строго ответила
мама спросонок:
«Ложись-ка ты спать,
беспокойный
рыбенок!»
ПОРОЛОНОВАЯ ГУБКА
Поролоновая губка
Рассердилась
не на шутку:
Мыльной пеной
поперхнулась,
Чуть в воде
не захлебнулась!
Целый вечер дула губка
Поролоновые губки,
А потом в комочек
сжалась -
Раз-ры-да-лась!
.  .  .
Наше Солнышко устало
И к обеду задремало
На перинах на пуховых,
Пышных, белых,
облаковых.
Ветер Солнце
тормошил -
Всю постель
разворошил,
Разлетаются перины
Облаками перьевыми.
БЛИЗОРУКИЙ ПАУЧОК
Жил на свете паучок -
Паучок-крестовичок.
Восемь глаз имел
мой друг,
Ножек тоже восемь штук.
Удивительный паук -
Восемь глаз, а близорук!
(А скорее близоног,
Я добавлю между строк.)
Нужно выписать очки,
Чтоб носили паучки.
Отчего для паучков
Не придумано очков?
.  .  .
Я в порту увидел краны.
Эти краны-великаны,
Словно птицы пеликаны,
Клювами огромными
Носят грузы тоннами.
Вот улов-то получился -
Пеликанам и не снился!
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МАЛЬЧИШЕСКОЙ ВАРЕЖКИ
Весь день на морозе
рука меня грела,
И я укрывала ее
Как умела.
Потом подружилась
с хорошей перчаткой,
За пальчик ее
подержала украдкой.
Я крепко пожала
четыре руки.
Я трогала снег!
Я играла в снежки!
А как снегоходом
я лихо рулила!
Пусть снегом залипла
и чуть не простыла,
Хорош был денек!
Обниму батарею,
Все старые ниточки
за ночь прогрею.
На вязаном сердце
тепло и легко,
И кажется, так до весны
далеко!
У МЕНЯ ЖИВОТ ВОРЧИТ
У меня живот ворчит,
Возмущается, бурчит,
Он на языке животном
«Дайте каши!»- говорит.
ОСЕНЬЮ
Свернувшись калачиком
 в каменной чаше,
Дремлет фонтан
в парковой чаще.
А ветер осенний
листвою играет,
С деревьев сорвет
и на землю кидает,
Кружит в хороводе
и, взмыв по делам,
Пестрой охапкой
бросает в фонтан.
Испуганно вздрогнет
фонтан и устало
Укроется листьями,
как одеялом.   

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать