Чтобы человек оставался человеком

В уходящем 2016 году отметил юбилей известный ярославский писатель, член Союза российских писателей Олег Гонозов – 29 августа ему исполнилось 60 лет. Незадолго до юбилея увидела свет его новая книга рассказов разных лет «На изломе».

Судьба Олега Гонозова созвучна с судьбой многих людей послевоенного поколения. После окончания техникума он работал проводником поезда «Москва – Владивосток», электриком на заводе, инструктором горкома комсомола. Затем, получив высшее образование в Московском государственном институте культуры, ушел в журналистику. Свыше двух десятилетий трудился в областной ежедневной газете «Золотое кольцо», а потом – заместителем главного редактора газеты «Ярославский агрокурьер».

Имя Олега Гонозова впервые появилось в печати в теперь уже такие далекие 70-е годы, а широко зазвучало в конце 80-х. Начинал он, как и многие, со стихов, со временем все больше переходя на прозу. Олег Сергеевич хорошо известен как автор юмористических и сатирических рассказов, публиковавшихся на страницах «Литературной газеты», «Московского комсомольца», журналов «Новый Крокодил», «Юность», «Чаян» и других.

Но в творческом активе Гонозова есть и другая проза. Это так называемые «серьезные» рассказы, в которых осмысливаются далеко не радостные стороны нашей жизни. Они вошли в книги «Судьбы на ветру» (1991), «Татьянин день» (1996), «Эффект присутствия» (2003), «Смерть в Хургаде» (2010), «На изломе» (2015).

Герои Олега Гонозова – простые русские люди, с которыми мы встречаемся в каждодневной жизни, описываемой автором с предельной достоверностью. «Острота некоторых коллизий, драматизм житейских поворотов, изображенных Гонозовым, и волнуют, и шокирую подчас, и наводят на размышления о мире, в котором мы живем. Жизнь грубая, иногда беспощадная, но и в ней есть смысл, есть возможность обретений и роста. Так видит и изображает мир Олег Гонозов», – отмечает литературный критик Евгений Ермолин.


– Олег Сергеевич, когда и почему вы начали заниматься литературным творчеством?

– В восьмом классе я написал сочинение в стихотворной форме в духе того времени «Иди за партией родной – она наш верный рулевой», за которое получил четверку. На пятерку оно, видимо, не потянуло, а тройку было ставить нельзя из идеологических соображений. Затем сочинял разные истории, наполненные блатной романтикой. А когда увидел, что стихи моего знакомого по техникуму Романа Осипова печатают в «районке», отправился на занятия литературной группы при редакции газеты «Путь к коммунизму» в Ростове. Настоящий азарт сочинительства появился в 1974 году после публикации двух моих стихотворений в районной газете. Меня стали приглашать на областные семинары молодых авторов в Ярославль. В 1978 году большая подборка моих стихов вышла в газете «Гудок». Я поверил в свои силы и окончательно связал свою жизнь с литературным творчеством.

– Спустя десять лет, в конце 80-х, ваши произведения все чаще и чаще стали появляться в печати, а в 1991 году вышел первый сборник рассказов «Судьбы на ветру». Случайно или нет, что это совпало с так называемой перестройкой в стране?

– Желание писать было всегда. А перестройка способствовала активизации творчества: во-первых, ушла в прошлое цензура, во-вторых, открылись новые возможности писать и публиковать именно то, что хочется. К тому времени в планах Верхне-Волжского книжного издательства уже обсуждалась наша совместная с Дмитрием Севрюковым книжка прозы, но ее выход был под большим вопросом. И тут я увидел, что можно издаваться за свой счет, одним из первых это сделал Николай Ефлатов из Ростова. Я решил последовать его примеру. Книжка «Судьбы на ветру» вышла тиражом 5000 экземпляров, быстро разошлась и окупилась, заявки на нее даже поступали в ярославский магазин «Книга почтой» со всех регионов страны.

– Кого вы считаете своими учителями в литературе?

– Мне часто задавали этот вопрос, и я всегда называл Федора Михайловича Достоевского. Потом заинтересовался творчеством нашего современника Владимира Семеновича Маканина, нашел через адресное бюро его московский адрес и в конце января 1986 года пришел к нему со своими рассказами. Маканину было 49 лет. На книге «Место под солнцем» он написал: «Гонозову Олегу с уважением и ожиданием книги». До сих пор люблю его произведения. Всегда брал пример с нашего земляка Герберта Васильевича Кемоклидзе, который в своем творчестве сумел соединить юмор и серьезные вещи, короткие рассказы и романы.

– Как известно, каждый писатель пишет на основе своих жизненных впечатлений, но при этом никуда не деться от художественного вымысла. Каково соотношение этих двух составляющих в ваших рассказах?

– Серьезные рассказы я пишу ради того, чтобы поделиться собственными впечатлениями и переживаниями, которые, естественно, домысливаю, придавая им особый накал. По возможности наполняю сюжеты забытыми детскими играми, дворовыми забавами, городским фольклором, атмосферой 70–80-х годов, чтобы потом более молодые писатели или культурологи могли использовать написанное как документ времени. Действия моих рассказов разворачиваются в небольшом городке, техникуме, фабрике, клубе, мои герои живут в неблагоустроенных квартирах и общежитиях, где я рос и что меня окружало.

От придуманного сюжета никуда не деться, но его я стараюсь наполнить известными мне жизненными подробностями, чтобы читатель не сомневался, что именно так все и происходило. Иначе он просто закроет книжку. Я стараюсь запечатлеть какие-то исторические моменты, бытовые подробности, которые со временем исчезают, но остаются в художественной литературе. Например, в рассказе «Большие дела» мой главный герой занимается перепродажей ваучеров – сейчас уже не все помнят, что это такое; в рассказе о выборах у меня еще фигурирует графа «против всех», которую из избирательных бюллетеней потом убрали.

– Писателя Олега Гонозова многие знают как автора многочисленных юмористических рассказов. Вместе с тем в ваших «серьезных» рассказах юмором и не пахнет. Как в вас уживаются такие противоположные грани творчества и что важнее для вас?

– С юмором и сатирой, то есть короткими вещами, легче публиковаться, завоевывать литературное пространство и оттачивать мастерство в диалогах, точных деталях. Еженедельно в течение 13 лет я выдавал по короткому рассказу для сатирической страницы «Околесица» в газете «Золотое кольцо» и благодаря этому написал не один десяток рассказов, которые потом публиковались в Израиле, Канаде, США, переводились на языки народов России, да и сейчас продолжают свою жизнь во Всемирной паутине. А в серьезных произведениях я пытаюсь поднимать социальные и нравственные проблемы нашего времени, даю выход человеческой боли от несовершенства мира.

– Как правило, герои ваших произведений – люди трудной судьбы, вы показываете оборотную сторону жизни. Чем это вас привлекает?

– Наверное, я не видел слишком счастливых людей. Жизнь складывалась так, что я часто оказывался в среде обиженных, оскорбленных и протестовал против такого положения, показывая в своих рассказах, что и у этих людей есть своя правда и они имеют право радоваться жизни наравне со всеми.

Для чего живет человек? Многие мои герои размышляют об этом. Обычная человеческая жизнь в масштабах страны, мира ничего не стоит. Но пока мы живы, должны стремиться, чтобы человек оставался человеком. Эту тему я стараюсь осмысливать и развивать в своем творчестве.


– Расскажите о вашей новой книге «На изломе». Что она значит для вас, по каким критериям отобраны рассказы?

– Чувствуя, что надо бы подвести какие-то творческие итоги, я решил собрать два десятка рассказов в одном месте, чтобы читатель мог сделать выводы о моем творчестве. Время беспощадно к пишущим людям, они часто уходят от нас, так и не успев написать все, что хотели. А эта книжка будет еще и светлой памятью о моей любимой жене, с которой мы прожили 37 лет.

– В каком состоянии, на ваш взгляд, находится современная русская литература, в частности ярославская? Есть ли кому писать и для кого?

– Русская литература продолжает развиваться в своих лучших традициях. Появляются новые писательские имена, новые произведения, которые хочется обязательно посмотреть, а если они созвучны, то и прочитать, порадоваться выходу хороших книг. В Ярославской области тоже живет немало интересных поэтов и прозаиков, которые подчас не хуже тех, что публикуются в столичных изданиях, но они не раскручены, неизвестны.

Наша сегодняшняя беда, что благодаря доступности публикаций в Интернете все вдруг и сразу захотели стать писателями и поэтами. Раньше среди начинающих авторов происходил естественный отбор посредством публикаций в районной прессе, региональной, коллективных сборниках, столичных журналах – и только потом автор мог увидеть свою книгу напечатанной, в чем ему помогали сначала рецензенты, затем редакторы, корректор. А теперь, если есть деньги, можно издать все что угодно.

– В заключение традиционный вопрос – о творческих планах.

– В силу жизненных обстоятельств за последнее время я написал мало что нового, но есть неплохие заготовки на будущее, как серьезной, так и юмористической прозы. Хочется перешагнуть рамки рассказа, тем более что давно ждут своего часа недописанные повесть и роман. Может со временем и допишу их. По крайней мере очень бы этого хотелось.


Фото Ирины ШТОЛЬБЫ

 

Автор
Борис КУФИРИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе