«Мера» ярославской словесности

Выход в свет журнала «Мера» – безусловно, важное и знаменательное событие. И дело не только в том, что оно стало результатом инициативы писателей, объединенных в нашей области двумя вовсе не враждебными друг другу союзами, и общественности. Не только потому, что финансовая поддержка изданию была оказана из областного бюджета, а коллектив редакции сформировался вполне удачно.

Все это хорошо. Но гораздо важнее то, что в области оформилась площадка для публикаций литературных текстов. На моей памяти это третья попытка издания местного журнала, претендовавшего в то же время и на более широкий масштаб, нежели публикация авторов «по прописке». Напомню, что была «Русь» (условно Ю. С. Бородкина) и «Русский путь» (вовсе не условно Е. Ф. Чеканова). Несколько претенциозное подчеркивание «русского», на мой взгляд, не имело решающего значения для судеб изданий. Издания были прекращены, насколько мне известно, по финансовым обстоятельствам, а также, наверное, и из-за трудоемкости работы над периодическим изданием подобного рода.


Герберт Кемоклидзе на презентации журнала "Мера".
Фото Сергея Баталова (Независимая газета)

Кажется, именно эти трудности удалось преодолеть журналу «Мера» на первом этапе его становления. На мой несколько посторонний взгляд, доброе начало положено как признанным в писательской среде и у властей авторитетом Г. В. Кемоклидзе, так и позитивной энергией О. Н. Скибинской. Последней, по моим наблюдениям, удается успешно сочетать прежний организаторский опыт с удивительно здравым и терпимым отношением к сопровождающим столь непростую работу обстоятельствам и лицам.

Но высказать добрые пожелания редакции – вещь, хотя и небесполезная, все-таки вполне дежурная. Гораздо важнее дать оценку содержанию. Я пока не готов в полной мере сделать это, т.к. к предложенным текстам отношусь преимущественно не профессионально, а чисто читательски: нравится - не нравится. Что «нравится» – читаю дальше, что нет – не читаю. Да и из прочитанного замечаю далеко не все.

Скажу в первую очередь о том, что определенно порадовало. Как ни странно, это к литературе не имеет прямого отношения, но для меня служит важным сигналом своего рода политической позиции редакции. Это – публикация репродукций произведений Василия Якупова, одного из лучших художников современности, далеко выходящего по своему творческому масштабу за пределы «места проживания». Якупов в журнале «Мера» – общая декларация внимания и поддержки талантам.

Как бывшего библиотекаря порадовали краткие аннотации новых книг. Я прекрасно представляю, как сложно сделать отбор, как непросто в краткой форме описать издание и как в любом случае этого недостаточно для презентации новой книги. Думаю, что развитием такого подхода должно стать регулярное рецензирование литературных текстов, уже представленного в журнале по части собственно художественной литературы.

Из начатого (но пока до конца не прочитанного) отмечу повесть Бориса Гречина  «Бамбино». Она привлекла какой-то неуловимой светлой энергетикой текста, которую не возьмусь описать в канонических терминах литературной критики.

Как историк не могу не приветствовать раздел хроники литературной (или шире – культурной) жизни, среди которых, к сожалению, и известия о кончине писателей и литераторов. Событий сейчас много, сменяются они стремительно, поэтому важно зафиксировать происходящее, хотя бы в кратком упоминании. Такой раздел определенно сослужит и хорошую службу «Ярославскому календарю», который уже много лет выпускает Областная библиотека им. Н.А. Некрасова .

А с профессиональной точки зрения выскажу некоторое сомнение в уместности не темы, а жанра, представленного публикацией Т. И. Гулиной «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена…». Статья посвящена коллекции книжных памятников XIII-XVI Ярославского музея-заповедника. Т. И. Гулина – один из крупнейших специалистов-книжников в стране, и профессиональный уровень ее работы сомнений не вызывает. Но представленная статья носит обзорный характер. Приведенная, видимо, в соответствие с требованиями данного журнала она утратила необходимый для подобных материалов научный аппарат. Будучи заведомо краткой по объему, статья все-таки не дает должного представления ни о книжной коллекции музея, ни об истории книжного дела в целом. И хотя – повторяю – подобного рода темы, наверное, должны освещаться в журнале, следует еще раз продумать вопрос о цели и форме подачи материалов.

В качестве пожелания хотел бы высказать мнение о необходимости усилить и развить раздел публицистики. Пока представленные в этом разделе материалы больше подходят другим разделам: хроника, литературная критика. И хотя сейчас, в эпоху всепобеждающих сетей, казалось бы, нет дефицита на «мнения», запечатленный на бумаге срез общественно-политических или профессиональных дискуссий необходим для понимания текущих проблем и фиксации их на будущее.

Самое же решительное возражение вызывает издательское оформление нового журнала. Если к формату еще как-то можно притерпеться (А-4 – это «наше всё»), то расположение прозаических текстов на длиннющей горизонтальной строке вызывает заведомое раздражение. В колонтитулы желательно выносить не только имена авторов, но и название произведений (и это важнее, чем обозначение жанра). Не совсем уместно, на мой взгляд, анонсирование содержания на обороте обложке – прямо напротив собственно содержания, помещенного тут же на 1-й же странице (лучше уж еще добавить Якупова). Фотографии следует обязательно не только аннотировать, но и аннотировать максимально полно с указанием даты и места съемки, помещенных на снимке лиц, имени фотографа и т.п. Изображение – это тоже важный документ и тоже «текст».

___________________________

1Замечу, что с 2010 и 2011 гг. был изменен содержательный формат «Календаря» с тем, что максимизировать и уплотнить информацию о значимых событиях истории Ярославской области, приблизить описания событий к энциклопедическим образцам.

В завершение желаю редакции плодотворной и успешной работы, хороших авторов, устойчивого финансирования и гибкого реагирования на злобную критику дилетантов от издательского дела:)

Всё (пока)!

Д. Полознев

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе