Он просто отлучился

О поэте Михаиле Генделеве

В середине 90-х Генделева-поэта у нас практически не знали, в то, что он «лучший в Израиле», я верил на слово друзьям, а вот с его эссеистикой был знаком не понаслышке: в газете «Время» (позже – «Вести»), собравшей блистательную компанию, Генделев был отдельным жанром. О чем бы ни писал: о путешествиях, литературе, политике, еде. Из кулинарных страничек «Общества чистых тарелок» выстроится «Книга о вкусной и нездоровой пище, или Еда русских в Израиле», самое литературно (и не только!) вкусное и азартное из известных мне сочинений на эту тему, но это будет много позже – как изящное дополнение к портрету. Сам он однажды обозначил это так: «Входит Генделев. На нем бронежилет, лавровый венок. В одной руке стило, в другой – шумовка, под мышкой, из кориандра».


Печатать стихи в России ему, коренному ленинградцу, покинувшему страну в 27 лет в 1977-м, было до поры до времени неинтересно. Поэтом дипломированный врач Михаил Генделев стал в Израиле. Может, ради этого и уехал тоже (хотя на первом месте, естественно, стоял «ужас перед советской властью»). Жесткое палестинское солнце выжгло остатки младосочинительства, Иерусалим обозначил окончательный разрыв с традицией, ливанская кампания вывела «полкового лекаря» в первые ряды современной поэзии, русскоязычной и мировой. Писал он только на русском: «На русском языке последнем мне…». 

От него многим доставалось, он со многими дружил, поза и эпатаж присутствовали, самоирония спасала, богемный облик авантюриста и аристократа не вязался с образом врача и воина, жизнь складывалась из расставаний, казавшихся окончательными, – когда на исходе века Генделев взялся делать политиков, как поэт он замолчал на пять лет. Он бывал всюду и жил везде (и в Москве в последние годы тоже), но всегда возвращался в свой Иерусалим, как всегда возвращался к стихам.

«…стих – это когда поэзия остается, а автор может отлучиться».

С Михаилом Генделевым это случилось в понедельник. 60 лет ему еще не было. Не было даже 59.

Владимир Мозговой,
обозреватель «Новой»

Михаил Генделев

Эпиталама

Я
 помнится был женат
 да и разве я возражал
 я был женат на тебе война
 чего безусловно
 жаль

 ты конечно была в меня влюблена
 времена еще были 
 те

 я
 был женат на тебе
 война

 мы
 забыли
 убить детей

 я был женат на тебе война
 я тебе 
 покупал белье

 красивая
 у меня жена
 не то что сестра ее

 а
 были
 отличными:
 выпивка
 компания
 лазарет

 ревновала меня идиотка
 а я ее 
 нет.

 Ты
 мне
 носила цветы

 и
 бинтовал их
 я

 а что меня ревновала ты
 оно
 природа твоя

 как я ушел от тебя война
 это
 еще вопрос

 ты просто живешь без меня одна
 мы просто живем
 врозь.

 Ты мне плюхаешься
 в каждой
 тьме на постель

 думаю
 ты
 не в своем уме

 мы
забыли 
убить детей

а помнить сама призвала причем
за
рукав утяня

ну
юный армейский лекарь еще
Михаилом звали меня

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе