ПОВЕРИТЬ ДЕДУШКЕ КРЫЛОВУ

Сначала о них. О тех, кто удачно сидит меж двух стульев — СМИ, где можно засветиться и зазвездиться за считанные секунды, и литературой, где известность приходит ох как не сразу. 

Если вообще приходит. И сообщает Википедия о таких людях, столь же межеумочно и сбивчиво: «Андрей Максимов — российский прозаик, драматург, режиссер, телеведущий, радиоведущий, писатель, преподаватель» и т.д. «Прозаик», оказывается, не то же самое, что «писатель», которого можно отодвинуть куда-нибудь на шестое после «прозаика» место, на вторые-третьи роли.

Не эти ли «двустульность» и сугубая «прозаичность» говорили устами выпускника журфака МГУ, когда он дуплетом спрашивал: «А может ли в принципе быть какой-нибудь повод, чтобы собирать вместе писателей? …Какой же может быть у писателей союз?» А еще сказался опыт многолетнего интервьюера и автора лозунга: «Интервью — как главный жанр жизни».

Однако для жанра моносамоинтервью, в котором написан этот текст в рубрике «Колумнисты» «АиФа», пассионарности и свежести, да тех же самых режиссуры и артистизма, автору передачи «Ночной полет» явно не хватает. Вот и повторяет он, как в глубокой дремоте, старообразные истины, что писатель «сидит себе и пишет», и ничего более. Как сто и двести, и триста лет назад. Будто в Ясной Поляне, Вермонте и Переделкине, поминаемых колумнистом, можно было писать так же тихо-мирно, как в каком-нибудь дворянском поместье, в халате и мягких тапочках. Только вот спокойно писать насельникам этих мест не получалось. Лев Толстой в итоге из своей «тихой» Поляны бежал без оглядки, да и Солженицын в своей американской провинции не засиделся. Что уж говорить о беспокойных переделкинцах эпохи «века-волкодава», халат и тапочки которым только снились?

Столь же самоинтервьюируем А. Максимов и в отношении писательских собраний и союзов, к которым, однако, писатели упорно стремились. Как-то неловко напоминать выпускнику МГУ о «Беседе любителей русского слова», «Зеленой лампе», «любомудрах», вплоть до «перевальцев» и «обэриутов». Не говоря уже о толстых литературных журналах — объединениях единомышленников, а не тех, кто «пописывает и почитывает». И стоит ли удивляться, что писатели на Российском литературном собрании 21 ноября задавали больше политических вопросов, чем «гуманитарных». Ибо все же они писатели, а не только «прозаики», а это звание на Руси всегда обязывало. Потому и патриархи из Ясной Поляны и Вермонта были в той же мере писателями, сколько и политиками. Так что с персоналиями автор передачи «Старая квартира» явно прогорел.

Лучше бы ему взять Ивана Крылова — классический пример флегматичности и аполитизма в жизни и литературе. И не трогать завзятого домоседа В. Розанова, который задолго до Путина собрал вокруг себя настоящее «Всероссийское писательское собрание» из расчета количества подражателей и бескорыстных почитателей. Включая и нынешних блогеров, и самого А. Максимова. Ибо чем, как ни типичными розановизмами выглядят эти: «Вот хожу уже день в размышлениях…» или «Писатели не волки, они в стаю не собираются, а если собираются, то только чтобы кого-нибудь травить».

Минули годы. В какие-то поры писатели собрались, чтобы просто встряхнуться, поглядеть на соседей справа и слева и на себя со стороны, в том числе президентской. И тут новый Крылов говорит писателю: ты сам себе союз и «никуда» тебе объединяться, кроме Литфонда, не надо. Спросил бы лучше профессиональный интервьюер не у себя, а скажем, у кемеровчанина Д. Мурзина о пользе или вреде подобных мероприятий. И услышал бы: «Государству нужно услышать писателей…», «у нас разрушены связи между писателями…», «в оргкомитете я готов работать…».

А он твердит свое, как отличник-зубрила, что-то из басни о лебеде, раке и щуке или о несуразном квартете, мол, «а вы, друзья, как ни садитесь…». И забывая другие, помудрее: «Когда в товарищах согласья нет…» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». У тех, что собрались 21 ноября в РУДН и «согласье» и «уменье» есть. Так уж кто-кто, а дедушка Крылов-то в зале Российского литсобрания сидел бы в первых рядах. И написал бы потом новых «Стрекозу и Муравья» о мудром коллективисте Муравье, посрамившем индивидуалистку Стрекозу. Уж ему-то, баснописцу, так поразительно на него похожий колумнист Максимов поверить просто обязан.

Владимир Яранцев, г. Новосибирск

12 Ежедневное интернет-издание

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе