Роман с осенью

На ВДНХ в 32-й раз открылась Московская международная книжная ярмарка.
Сергей Михеев/РГ


Фанфары отсутствуют, но вы их все-таки представьте. А еще представьте вот что: на сцену поднимается специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой и официально открывает 32-ю ММКЯ, из названия которой в этом году за ненадобностью изъяли букву "В" - теперь аббревиатура для внутреннего пользования соответствует международной. К слову, почетным гостем в этом год стала Республика Беларусь.


Швыдкой развеял вечные слухи о том, что книги умирают: "Те, кто хотя бы бегло смогут посмотреть на стенды нашей ярмарки, поймут: легенды о том, что люди перестали читать, - это какая-то утопия". Затем рассказал, насколько Москва книжный город - помимо самой высокой в стране концентрации писателей, поэтов и иллюстраторов, "писательское имя с детства звучит в ушах каждого горожанина": Пушкинская теперь не только площадь, но и аэропорт Шереметьево. Потом спецпредставитель президента взялся за специальных гостей ярмарки и по очереди представил каждого. Михаил Швыдкой начал с соседей - на открытие ММКЯ приехал министр информации Республики Беларусь Александр Николаевич Карлюкевич; как оказалось, государственной деятельностью он не ограничивается и написал уже не одну книгу о связи русской и белорусской культур.

Еще один почетный гость ярмарки - эмират Шарджа, султан которого является президентом мировой книжной ассоциации. Сам он прилететь не смог, а потому Швыдкой представил директора департамента правительственных связей эмирата, предусмотрительно подглядев в бумажку - "чтобы не ошибиться". Мы тоже подглядели, так что с уверенностью сообщаем, что зовут сего почтенного мужа Фахим бин Султан Аль-Касими.


Когда имя прозвучало, Швыдкой выдохнул и уже с легким сердцем объявил мэра Болоньи Вирджинио Мерола: именно сотрудничество с Болонской ярмаркой детской книги позволило материализоваться на ММКЯ программе "тихая книга" и выставке "Нарисованные миры: 1001 книга со всего мира", собранной одним из крупнейших экспертов по детской книге Грацией Готти. Экспозиция открыта для посетителей во все дни ярмарки, а проводить по ней экскурсии будет сама Готти. За теплые отношения Москвы и Болоньи со сцены много и обильно благодарили Роспечать и лично ее замглавы Владимира Викторовича Григорьева.


Легенды о том, что люди перестали читать, - это какая-то утопия


Уже в 2021 году эти отношения должны вылиться в появление новой международной книжной ярмарки, целиком посвященной детской литературе. "Люди начинают читать в детстве, потом их заставить труднее - да и не нужно", - подытожил эту инициативу Швыдкой. После выразил надежду, что заглянувший на церемонию открытия миллиардер Тимербулат Каримов "купит здесь какие-нибудь книги. У него есть деньги, чтобы купить много книг и помочь тем самым книгоиздательству".

А затем все гости переместились с жестких стульев первого ряда в мягкие кресла на сцене и озвучили приветственные слова.

Александр Карлюкевич, например, поблагодарил за возможность "широко представить книги, издаваемые в Республике Беларусь". Он заверил, что на стенде наших соседей можно будет найти не только историческую и документальную литературу, но и много и художественной - но ведь не книгами едиными. "Еще мы привезли инициативы, которые обсудим с российскими книгоиздателями, - поделился секретом Карлюкевич. - Надеемся, что результаты этого обсуждения можно будет увидеть в Минске".


Затем микрофон перешел к Аль-Касими: "Здравствуйте", - сказал шейх по-русски и тут же оговорился, что на большее его русского не хватит. Зато в качестве компенсации он привез нам в Москву солнце, что после такого холодного лета - действительно королевский подарок. И рассказал личную историю: Аль-Касими изучал театральное искусство, и ему даже приходилось играть на сцене дядю Ваню.

Геннадий Зюганов был на всех предыдущих книжных ярмарках и, конечно, не пропустил 32-ю. В трех поколениях у главы КПРФ было 10 педагогов, а потому "книга, тетрадь и ручка были главными инструментом и достоинством всей нашей жизни.<...> Мама [считала главным] научить меня читать, писать и плавать - и только когда я служил в военной разведке, понял, как важно еще и плавать".

Завершил серию гостевых выступлений мэр Болоньи - города, славного не только первым в Европе университетом, но и лучшей в мире детской книжной ярмаркой: "У моего поколения был лозунг: "К власти должно прийти воображение". Так давайте же займем наших детей и дадим им власть воображать".

"Ура, с праздником, мы открылись, хорошей книжной ярмарки", - поставил точку Швыдкой, и Тимербулат Каримов отправился на стенд Белоруссии - покупать книгу своего деда, башкирского поэта Мустая Карима - нужно же поддерживать книгоиздательство.


По традиции, которой в этом году исполняется ровно двадцать лет, итоги конкурса "Книга года", учрежденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, подводятся в день открытия Московской международной книжной ярмарки. В этом году свыше четырехсот произведений было подано на 10 номинаций, включая специальную номинацию "Мельпомена и Талия", введенную в честь проходящего ныне в России Года театра, и главную номинацию - собственно "Книга года". Видимо, в честь этого же года ведущей церемонии стала актриса Алиса Хазанова.

Первым был оглашен победитель в номинации "Проза года". Таковой по решению экспертного совета конкурса оказался роман Евгения Водолазкина "Брисбен". Писатель вышел получать награду лично вместе со своим редактором, сотрудником "Редакции Елены Шубиной" издательства АСТ Алексеем Портновым. "Мне кажется, это высшая награда для читателя, когда то, во что ты веришь, становится интересно и нужно тысячам читателей", - отметил Портнов.

Премию в номинации "Поэзия года" получил поэт Дмитрий Воденников за сборник "Небесная лиса: стихотворения и поэмы", а награда в номинации "HUMANITAS" досталась руководителю департамента культуры правительства Москвы Александру Кибовскому за книгу "500 неизвестных".


Главный приз - ювелирное яйцо - вручал писатель и общественный деятель Альберт Лиханов, тридцать лет, по его собственному признанию, близко друживший с Граниным. А получал его генеральный директор издательства "Вита Нова" Алексей Захаренков. "Я достаточно закостенелый издатель, - признался он. - Я уже 29 лет посещаю московскую книжную ярмарку. Из них двадцать лет - с "Витой Новой". Мы издаем книги "для себя" и "книги с поклоном". Конечно, это книга с поклоном и с глубокой благодарностью Даниилу Александровичу Гранину. Там даже есть страниц тридцать от меня, потому что я тоже знал его лично".


В день открытия ММКЯ по традиции подводят итоги Национального конкурса "Книга года". На этот раз ей стала "О Данииле Гранине: Воспоминания", составленная дочерью писателя Мариной Чернышевой-Граниной. Об авторе легендарных "Мой лейтенант", "Зубр", "Блокадная книга" рассказывают его друзья - коллеги по перу, ученые, художники, музыканты, журналисты...

Алла Манилова, статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ:

- Крупная личность и большой писатель, Гранин многих восхищал своим чувством ответственности перед словом. Словом не только написанным, но и изреченным. Гранин был уникален тем, что и в разговоре формулировал свою мысль так, как обычный человек может ее сформулировать только после мучительного поиска точного слова. У Гранина эта работа над словом происходила внутри, незаметно, почти автоматически. (...) Пересказывать Гранина - дело неблагодарное, своими словами передать его мысли без потери смысла невозможно. Как-то после официальных торжеств в честь 90-летия Даниила Александровича мы собрались узким кругом за праздничным столом. Атмосфера располагала к доверительности, и Гранин вместо тоста предложил каждому из гостей сформулировать, что же является в жизни главным. После того как под его хитроватым взглядом каждый в меру сил исполнил эту просьбу, я рискнула спросить: "А для вас-то, Даниил Александрович, что в жизни главное?" Он выдержал паузу и сказал: "Когда мне было восемьдесят, и позже - когда было восемьдесят пять, я бы по-другому ответил на этот вопрос. А сейчас, когда мне девяносто, я знаю настоящий ответ. Самое главное в жизни - это любовь". После этого признания Гранин еще восемь лет был рядом с нами. И каждой новой книгой, каждым мудрым словом и поступком доказывал свою верность этой обретенной им истине. Человек, которого мы любили, завещал нам любовь.

Автор
Текст: Андрей Мягков, Фото: Сергей Михеев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе