Служение слову

23 октября отмечает 50-летний юбилей журналистка «Золотого кольца», поэт, член Союза российских писателей и Союза журналистов России Любовь Николаевна Новикова.

БИОГРАФИЮ настоящего поэта, к каким, бесспорно, относится Любовь Новикова, любители изящной словесности обычно изучают по авторским книгам и стихам. В одном из стихотворений, вошедших в сборник «Лицом в ладони», Любовь Новикова делится своими далекими детскими воспоминаниями:  

Хата побелена, ставни
покрашены,
Дочиста двор подметен.
Век бы мне сестрины платья
донашивать,
Век бы стоять у икон.
Что ты, дорога, не к дому
повернута?
Надо бы мне поспешать.
Видишь, как низко склоняясь
над ведрами,
Спину пригорбила мать?
Видишь, с покоса отец
возвращается,
Пот вытирает с лица?
Вьется дорога, крестом
завивается -
Нету отца?

Вот она в принципе, ее биография.

Родилась в селе Надежда Ставропольского края, в очень любящей песню семье. Мама Мария Ивановна, сейчас ей уже 79 лет, знала сотни народных песен, каких теперь не услышишь. Не зная музыкальной грамоты, она умела их раскладывать на три голоса.

Особенно запала Любе тогда в душу жалостливая песня о сироте, нашедшей могилу матери. Сидя во дворе на качелях, она тихонечко пела: «Не пой, соловей, на рассвете, не пой, соловейка, на заре», а у самой на глазах навертывались слезы - настолько близко к сердцу все принимала. И, может быть, благодаря тем старым песням Любовь Новикова обрела чувство ритма, так необходимое для истинной поэзии.

Сестра Татьяна на пять лет старше, и Любе действительно приходилось донашивать ее платья. Татьяна Николаевна так и живет в Ставропольском крае.

Любовь к чтению, да и литературе в целом, Любе привил ее отец Николай Сергеевич, простой чабан, пастух с четырьмя классами образования. Во втором классе он привел младшую дочку за руку в библиотеку, а в четвертом она уже не просто читала «Войну и мир» Льва Толстого, а, как многие ее сверстницы, вела «Дневник прочитанных книг» и переписывала в него понравившиеся цитаты.

Любе было 13 лет, когда погиб отец. Беда пришла в феврале. Николай Сергеевич, как обычно, возвращался домой, шел короткой тропой над небольшим обрывчиком - вдруг снег поехал вниз... Его искали четыре дня. И все это время во дворе жутко выла собака. Тело нашли лишь после того, как растаял снег - отцу было 44 года.

В 16 лет Любовь Новикова открыла для себя Сергея Есенина, стихи которого в ту пору можно было взять в библиотеке разве что по предварительной записи. И так Сергей Есенин ее очаровал, так запал в душу, что за несколько дней она практически переписала всю книжку в школьную тетрадку.

Потом был строительный техникум, по окончании которого Люба попала по распределению в Ярославль. Город понравился ей своей Волжской набережной и бесчисленными древними храмами. Что скрывать, но ей тогда очень хотелось самостоятельности, жизненных перемен и новых впечатлений.

В тресте «Ярсельстрой» ее взяли на работу мастером арматурного цеха, которому она добросовестно отдала шесть лет своей жизни, да еще семь лет отработала инженером отдела труда и заработной платы. И все эти тринадцать лет Любовь Новикова жила в комнате общежития на троих человек.

Уже тогда стихи для нее были неразрывной частью ее жизни, ее защитой от свойственного юношескому возрасту комплекса неполноценности. Люба не считала себя красивой, модной, современной, скорее наоборот. И от такой несправедливости искала защиты в стихах. Старалась добиться в них такого совершенства, такой жизненной правды, чтобы камни заплакали над ее судьбой. И праздно живущие рядом модницы-красавицы тоже потом лили слезы, зачитываясь ее книгами.

Так Люба думала, так хотела. И в один прекрасный день, набравшись смелости, отправилась с ученической тетрадью в самую главную областную газету «Северный рабочий» к Олегу Ивановичу Коротаеву, который, на ее счастье, неплохо разбирался в поэзии. Первые стихи у Любы Новиковой были как бы маленькими, написанными с душевным теплом зарисовками об окружающей жизни. О старушке, торгующей у вокзала горкой грецких орехов, о дворнике, о соседках по общежитию - их можно было публиковать. И первое стихо-творение Любови Новиковой напечатали в газете «Юность» в 1980 году.

Серьезным учителем для Любы стал председатель областной писательской организации, поэт-фронтовик Иван Алексеевич Смирнов. Внимательно изучив ее стихотворные тетрадки и внеся в них первые правки и замечания, он сумел разглядеть в начинающем стихотворце поэта-лирика.

Любовь Новикова активно занимается в литературной студии при газете «Юность», участвует в областных семинарах молодых авторов, вместе с известными российскими поэтами выступает на Некрасовских праздниках поэзии в Карабихе. Но и при таком, казалось бы, вполне успешном для ее возраста творческом росте молодая поэтесса страдает от комплекса неполноценности, теперь уже в отношении своих стихов. Они кажутся ей несовершенными, и она постоянно испытывает жуткое недовольство собой.

В 1981 году, пройдя творческий конкурс, Любовь Новикова отправляется поступать в Литературный институт имени Горького, но первый блин выходит комом. На следующий год едет снова, сдает вступительные экзамены и, чувствуя, что не набирает проходного балла, уже начинает собирать чемодан. И тут, на ее счастье, объявляется руководитель курса известный критик Андрей Дементьев, которому плевать на оценки, для него самое главное - стихи.

Любовь Новикова признается, что годы учебы в Москве ей дали очень многое: она обошла все музеи и выставки, вплоть до нашумевших в ту пору французских импрессионистов, благодаря студенческому билету побывала во многих столичных театрах. Но ни лекции, ни семинары ей никогда бы не принесли того, что она получила в общежитии литинститута во время общения с однокурсниками. Это были постоянные до глубокой ночи споры о новинках литературы, поэзии и месте поэта. Больше всех тогда она общалась с ребятами, приехавшими с Украины. И один из них, разглядев в девчонке из Ярославля тонкого внутреннего лирика, посоветовал Любе не прятаться в стихах за общее, говорить от себя. И только после третьего курса Любовь Новикова осмелилась писать от своего собственного я. Но при этом еще больше ужесточила внутренние требования к себе.

В то время, когда ее однокурсники ногой открывали двери редакций толстых литературных журналов, она воспринимала печатающихся в них поэтов словно небожителей. «Новый мир» для нее был иконой. И все же подборки стихов Любови Новиковой вскоре появились в журналах «Звезда» и «Наш современник», антологии женской поэзии ХХ века «Вечерний альбом», куда их, как позже выяснилось, отнес руководитель семинара Андрей Дементьев.

В Ярославле же рукопись первого поэтического сборника Любови Новиковой «Сирени цвет», прежде чем стать в 1988 году книгой, пролежала в Верхне-Волжском книжном издательстве шесть лет. Вторая вообще пропала бесследно. И только в 2000 году вышла тоненькая книжечка стихов «Лицом в ладони», в которой автор уже была по-взрослому строга и придирчива к себе:

Может, и впрямь уже скоро
на пенсию
Или на вечный покой.
Вдруг потянуло казачьими
песнями,
И захотелось домой...
Или вот еще:
Не отболела. Такие болезни,
Стихнув, гнетут изнутри.
Нет меня каменней, нету
железней,
Нету бессмертней - смотри,
Как я пишу тяжело и устало,
Жизнь свою строчками рву.
Вот она вся - под откос
и пропала.
Я и без жизни живу.

Наконец, в 2004 году в рыбинском Доме печати при поддержке администрации области на свет появилась первая книга Любови Новиковой в твердом переплете «Молитесь обо мне». Надо признать, очень добротно изданная тиражом 500 экземпляров, с весьма сильными по содержанию стихами:

Я надену платье белое.
Мне все белое к лицу.
Выйду к людям в белом белая,
Словно в гроб или к венцу...

А вот еще несколько строк из стихотворения «Оттуда»:

Не поднимая головы,
Он пил вино, глотая трудно.
Спросила я: «Откуда вы?»
И он ответил мне: «Оттуда».

И говор стих. И сбился смех.
И стало как-то выше вроде.
Вот он - единственный из всех.
Пришел, откуда не приходят...

К 50-летнему юбилею Любовь Новикова за свой счет в качестве главного подарка самой себе выпустила четвертую книгу «Я зажгу свечу». Но созрела уже и пятая, для которой даже есть название - «Белые стихи из зеленой тетради».

Получившая в 1993 году писательский билет СРП, Любовь Новикова несколько лет отработала библиотекарем в Ярославском государственном педагогическом университете имени Ушинского, а десять лет назад решила связать дальнейшую жизнь со СМИ. Сначала это были «Городские новости», а последние восемь лет - редакция «Золотого кольца».

Как и в своих стихах, в газетных статьях и журналистских расследованиях Любовь Новикова всегда честна, всегда готова прийти на помощь сирым и убогим, противостоять злу, которого в нашей жизни еще хватает. О самой себе она говорит, что уже давно не живет, а служит Слову. И подтверждением этому можно считать созданное при ее участии литературное объединение «Третья пятница», которое уже отметило свое одиннадцатилетие.

- Жизнь - это боль в оплату за жизнь, - философски рассуждает Любовь Николаевна. - Мне хотелось бы видеть мир чистым и светлым, но за все свои 50 лет я не встретила ни одного кристально счастливого человека. Свою поэзию я никому не навязываю, она просто смысл моей жизни.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе