Чей Киев?

Фрагмент книги Анджелы Стент «Мир Путина».

«Мир Путина» Анджелы Стент — публицистическая книга специалиста в области российско-американских отношений, посвященная глубокому кризису, в котором сейчас находится партнерство двух держав, и его непредсказуемым последствиям для мира. Публикуем фрагмент книги, затрагивающий украинский вопрос и его место в истории России.


Анджела Стент. Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. Перевод с английского


Рассказывать историю начинают две конкурирующие банкноты. На российской купюре в тысячу рублей изображен Ярослав Мудрый (978–1054), великий князь Киевский, почитаемый правитель Киевской Руси. Его отец Владимир (Володимир по-украински) был крещен в Крыму, стал православным христианином и принял христианскую веру в качестве религии на Руси. Ярослав изображен в профиль, с пышной бородой в традициях русских правителей, со скипетром в руках. На украинской купюре в две гривны также можно увидеть Ярослава Мудрого. Он изображен с украинскими казачьими усами, но без бороды, смотрит прямо перед собой, и никаких регалий у него нет. Тем самым и Россия, и Украина заявляют, что Ярослав является их государем, первым, кто дал им собрание законов. Был ли Ярослав русским или украинским правителем? Действительно ли Киевская Русь является истоком Русского государства, как утверждают многие историки или это была колыбель исконной украинской нации? На протяжении веков как русские, так и украинцы заявляли о том, что Ярослав — их правитель. Более того, борьба за него была настолько ожесточенной, что в 1943 г. во время наступления советской армии представители украинского духовенства забрали его останки из собора в Киеве, где он был похоронен, и якобы перевезли их в Нью-Йорк, чтобы предотвратить их отправку в Москву.

Владимир Путин не признает, что Россия и Украина являются двумя разными нациями. Режиссеру-документалисту Оливеру Стоуну он рассказал следующее: «Я глубоко убежден, что украинский и русский народ не просто близкие родственники. Это практически одно и то же». Кроме того, как он сказал Джорджу Бушу-младшему в 2008 г., он не верит, что Украина действительно является отдельным государством.

Это едва ли можно считать спорами исключительно об истории. За последние несколько лет противостояние этих концепций стало поистине трагическим. В результате присоединения Россией Крыма и поддержки конфликта в Донбассе на юго-востоке Украины погибло более 10 000 человек, более двух миллионов стали беженцами и вынужденными переселенцами, а украинская государственность находилась под постоянным давлением. События 2014 г. стали поворотным моментом, ускорившим крах достигнутого после холодной войны консенсуса о признании границ бывших советских республик в качестве границ новых независимых государств. Они заставили многих европейцев усомниться в приверженности России идее стабильной, безопасной Европы. Кремль рассматривает международную ориентацию Украины как экзистенциальный вопрос. Он заявляет, что если бы Украина присоединилась к Западу, то это бы представляло прямую угрозу самому сердцу России. Украина, в свою очередь, рассматривает Россию как реальную угрозу своему дальнейшему суверенитету и существованию. Пока никакого разрешения этого конфликта не предвидится. Более того, недавние действия России помогли объединить то, что до недавнего времени было украинской идентичностью, разделенной между восточной и западной частями. Почему Россия фактически отказалась признать право Украины на самоопределение после распада СССР? Каков план действий Кремля в отношении Украины в будущем? Смогут ли Россия и Украина когда-нибудь найти мирный способ сосуществования?



Тень Киевской Руси

Как говорится в одном старом советском анекдоте, в системе, в которой толкование истории изменчиво, «прошлое всегда меняется». В случае с Россией и Украиной прошлое заметно изменилось с момента распада Советского Союза. Кроме того, спор об идентичности идет не только между русскими и украинцами, но и среди самих украинцев. Российские и украинские историки уже давно ведут «борьбу за исключительное обладание предполагаемым наследием Киевской Руси». Каково происхождение слов «Русь» и «Украина»? Слово «Русь» имеет скандинавские корни и впервые было использовано для описания викингов, населявших Восточную Европу. Киевский летописец впервые употребил слово «Украина» в 1187 г. для описания степной пограничной полосы от Переяслава на востоке до Галиции на западе. Слово «Украина» означает «пограничье», но вскоре оно вышло из употребления в качестве обозначения определенной территории и не возрождалось до начала XIX в. Мы знаем, что Киевская Русь была политическим образованием, населенным разными племенами, в том числе восточными славянами. Ее центр находился в Киеве, и она охватывала часть сегодняшней западной территории России и Украину. Она не была государством в современном смысле этого слова и не имела централизованной формы правления. Киевская Русь возникла где-то в середине X в., а ее существование прекратилось 7 декабря 1240 г., когда вторгшиеся монголы захватили Киев. Более того, битва исторических нарративов продолжается различными изложениями жизни при монголах. Русские говорят о «татарском иге» и монгольском гнете; украинцы изображают их менее жестокими.

После ухода монголов сегодняшняя Украина вошла в состав Речи Посполитой и оставалась под ее властью до 1648 г. Речь Посполитая была многонациональным государством, и ее население менялось из-за волн различных миграций, в том числе и миграции украинских казаков. Французский военный инженер, служивший в польской армии, в 1651 г. ярко описал этих разбойников:

«Среди них нет ни одного человека, независимо от возраста, пола или звания, кто не пытался бы выпить больше, чем его товарищ, и превзойти его в шумном веселье. <...> Они хитры, коварны, умны [и все же] искренне щедры <...> они чрезвычайно ценят свою свободу и не хотели бы жить без нее».



Первый эпизод независимости

Именно казак первым привел украинцев к независимости от поляков, и все это лишь для того, чтобы сменить курс и объединить украинские земли с Россией. Казачий офицер, дворянин Богдан Хмельницкий возглавил восстание против поляков и, к собственному удивлению, разгромил их войска. В декабре 1648 г. Хмельницкий победоносно вошел в Киев, где его приветствовали как нового лидера Руси и называли Моисеем за освобождение народа от польского порабощения. Но восстание вскоре приобрело международный характер, и Хмельницкий решил искать нового покровителя. В 1654 г. в городе Переяславе группа казачьих офицеров и их предводитель присягнули на верность новому государю Украины, московскому царю Алексею Романову, второму правителю из династии Романовых. (В 2017 г., когда сторонники самоопределения на юго-востоке Украины провозгласили собственное независимое государство, они сделали это под копией флага Богдана Хмельницкого.) Так закончился первый короткий период украинской независимости и начались долгие, сложные отношения с Россией. В 1954 г. СССР с большой помпой отмечал 300-летнюю годовщину «воссоединения» Украины с Россией. Действительность несколько более прозаична. Царь, в отличие от польского короля, был готов предоставить казакам привилегированный статус и признать их государственность. Отсюда и решение Хмельницкого присоединиться к Московскому государству. Что поражает в сложных российско-украинских отношениях, так это постоянное столкновение конкурирующих исторических нарративов.



Украинцы в Российской и Австро-Венгерской империях

С конца XVIII в. до 1917 г. люди, которые стали считать себя украинцами, жили как в Российской, так и в Австро-Венгерской империях. Этот двойственный исторический опыт является основанием для заявления Путина Бушу о том, что часть Украины находится в Восточной Европе, в то время как большая ее часть «была подарена» Россией. Это также объясняет, почему формирование единой украинской национальной идентичности было такой сложной задачей с момента обретения независимости и почему некоторые украинские граждане на востоке страны чувствуют большую близость с Россией, чем с Украиной.

Короткий период большей автономии казачьего гетманства закончился после того, как Петр Великий разгромил шведов в 1709 г. в Полтавской битве, провозгласил себя императором в 1721 г. и переименовал Московское царство в Российскую империю, тем самым ознаменовав возвышение России в качестве крупной европейской державы. Те украинцы, которые жили под властью России, постепенно включались в российскую имперскую систему, и казачьи единицы самоуправления были упразднены. Русские стали называть украинцев «малороссами». В 1768 г. Екатерина Великая вступила в войну с Османской империей, и Россия впервые получила контроль над землями, на которых сегодня располагается Донбасс на юго-востоке Украины, — территория, захваченная в 2014 г. поддерживаемыми Россией сторонниками самоопределения. Екатерина назвала эти земли, которые включали в себя и Одесский порт, Новороссией («новой Россией»). Тогда же Россия впервые завоевала Крым. Полуостров находился под властью Османской империи, а его жителями были крымские татары, исповедовавшие ислам.

Любовник Екатерины Великой, князь Григорий Потемкин, управлявший этими новоприобретенными территориями, убедил императрицу в том, что ей нужно посетить свои новые завоеванные земли. В 1787 г. из Санкт-Петербурга она отправилась в шестимесячное путешествие в крымский Севастополь, преодолев почти 6 500 км по суше и воде. Согласно легенде, Потемкин, понимая, что путешествие должно пройти безупречно, устроил так, что все крыши в деревнях вдоль Днепра, которые проезжала императрица, были свежеокрашены, а улицы — только что вымощены, что породило легенду о «потемкинских деревнях», или «фальшивых фасадах, прикрывающих мрачную действительность». Когда Екатерина проезжала по новым землям Украины, она была довольна. Дикая местность ждала своего развития, и Потемкин планировал на Черном море города, привлекал иностранных поселенцев и начал создавать флот, который станет его наследием.

Когда Россия завоевывала Юго-Восточную Украину, Речь Посполитая начала распадаться, что в итоге привело к первому из трех разделов Польши в 1772 г. Управление над украинцами, которые жили в Галиции, теперь осуществлялось из Вены, и в большей части Австро-Венгерской империи их называли «рутены», а в Закарпатье — «русины». К 1795 г. этнические украинцы были разделены между Поднепровской Украиной под управлением русских царей, где проживало 85 % из них, и Австро-Венгрией. Социальное и культурное развитие этнических украинцев с конца XVIII в. до революции большевиков в значительной степени расходилось. Галицкие украинцы в Западной Украине сохранили свой язык и обычаи больше, чем те, что жили в Поднепровской Украине под управлением Российской империи на востоке. Они стали развивать отчетливое национальное самосознание и приняли участие в революциях 1848 г., заявляя о своей автономии. В течение следующей половины столетия это самосознание росло. В Российской империи, напротив, со стороны этнических украинцев наблюдалось мало эффективной политической деятельности, а украинский язык не был хорошо развит. Большинство русских не считали украинцев отдельной этнической группой. После революции 1905 г. в Киеве появился первый журнал на украинском языке, а группа украинцев получила несколько десятков мест в новой Думе, где они пытались продвигать интересующие украинцев вопросы. Однако вскоре царь распустил Думу и положил конец этим начинаниям.



Революция, война, голод и снова война

Владимир Ленин обещал этническим группам, проживающим в империи, что после наступления революции они станут независимыми. В марте 1917 г. после отречения царя представители украинских политических и культурных организаций в Киеве создали координирующий орган — Центральную раду. Революция произошла в октябре 1917 г., и украинцы напомнили Ленину о его словах. После большевистского переворота Рада заявила об Украинской Народной Республике и в январе 1918 г. провозгласила независимость Украины. Так начался второй краткий период независимости Украины от России в течение хаотичного послереволюционного периода и Гражданской войны. Крах австро-венгерской армии и последовавшая Советско-польская война также объединили приднепровских и галицких украинцев и привели к провозглашению в 1919 г. независимого украинского государства, состоящего из территорий, находившихся ранее под русским и австро-венгерским управлением. Однако в результате распада Австро-Венгерской империи образовалось также новое независимое польское государство.

Поскольку развернулась Советско-польская война, долгосрочная цель мировой революции Ленина оказалась отодвинута на второй план по сравнению с неотложной задачей военной победы над поляками. Без украинского хлеба и угля это было бы очень сложно. Богатые черноземы Украины и обильные поставки зерна были необходимы для победы России. В 1920 г. поляки одержали победу над русскими и захватили земли, которые формирующееся украинское государство стремилось включить в свой состав. По условиям Рижского договора 1921 г. Польша вернула себе Галицию, а Украина вновь оказалась разделена: на этот раз между Россией, Румынией, Польшей и Чехословакией. На вопрос о том, почему Польша и Чехословакия смогли добиться независимости после 1918 г., а Украина нет, отчасти отвечает слабость украинского национального движения и различные пути исторического развития Галиции и Поднепровской Украины.

Во время нахождения у власти Сталина советская Украина пережила краткое культурное возрождение, когда в учебных учреждениях стал более широко использоваться украинский язык. Вскоре за этим последовало мрачное десятилетие голода и насилия во время коллективизации и чисток. Когда Сталин начал свою кампанию насильственной коллективизации сельских районов и многие крестьяне по всему СССР сжигали свой урожай и забивали домашний скот, сопротивляясь тому, чтобы их сгоняли в колхозы, режим особо жестоко обошелся с Украиной. Между 1932 и 1934 гг. реквизиция зерна у украинских крестьян достигла колоссальных объемов. Всего в результате последовавшего голода в Украинской Советской Социалистической Республике погибло около четырех миллионов человек. Украинцы называют этот спровоцированный голод голодомором, преднамеренным актом геноцида, в ходе которого Сталин умышленно подверг украинцев уничтожению. Многие россияне оспаривают эту позицию, утверждая, что Сталин фактически был в равной степени убийцей и что во время коллективизации в других частях Советского Союза также свирепствовал голод, созданный советскими властями.

Автор
"Горький"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе