Виктор Власов. Не единой фантастикой

Слушая этническую рок-группу «Пикник» или панк-рок «Король и шут», воображаешь себя человеком из другой реальности, которому прививают восприятие необычной реальности. 


Песня «Великан» из «Пикника» или «Гимн шута» из «Короля и шута» – как нельзя кстати, переносят вас в измерение, откуда появляется возможность взглянуть на свою жизнь через призму иных красок. Те же ощущения у меня возникают, когда я смотрю первый сезон сериала, презентованного каналом «Netflix», это захватывающая фантастическая кинокартина о противостоянии больших групп людей – «Племён Европы». Сериал держит внимание буквально с первых кадров. Без насилия в нём, конечно, не обошлось. Да, англо-говорящие ребята давно умеют снимать многосерийные фильмы – это их конёк! 


Многие привыкли, что в будущем происходит мощный технический прогресс, а в этом фильме все наоборот. Будущее – без интернета, гаджетов, даже электричество вырабатывается самодельным генератором. Люди разобщены, живут племенами, у каждой отдельной группы свой символ, убеждения и обычаи, нарушения которых карается разной степенью жестокости. Если старики ещё помнят прошлую жизнь с её технологиями, а молодое поколение – способно лишь пользоваться воображением. И вот одно из племён, которое считает себя лучше остальных, объявляет войну другой похожей общности. Причина тому – неожиданно найденный артефакт, предсказывающий судьбу целому миру. Серьёзно, что особенного в этом светящемся кубике, который демонстрирует завораживающие проекции якобы грядущего будущего? Многое, отвечу я вам, как школьный учитель и писатель, журналист и наблюдатель – владелец куба обретёт могущество, дарованное почти богами. «Атлантийский куб» – мощнейшее оружие и проводник в потерянную цивилизацию. Я бы хотел получить этот артефакт, хотел 

бы, как герои сериала в шестой серии, отправиться в неизведанное путешествие на дно океана. 

Почему человека привлекает жестокость и насилие? Потому что проявление силы – наличие амбиций и власти. Что желает человек? Удовлетворить свои различные потребности законными и незаконными путями, не так ли? Внимательно глядя каждую серию «Племён Европы» я отчасти ставлю себя на место тех людей, которым приходится сложно. Группу ни в чём не повинных людей завоёвывают и навязывают чужие принципы, заставляют подчиняться и претерпевать. Трудно сказать, как бы я повёл себя на месте униженных, оскорблённых и убиваемых, однако последствия были бы самыми непредсказуемыми. Мне пришлось бы защищаться мыслимыми и немыслимыми способами. «Племена Европы» – это мудрые «Оригини», матёрые «Кримзоны», злые «Вороны», есть даже племя, похожее на амазонок… Меняется время, а вместе с ним меняются и нравы, ничего особенного, поверьте. Современный кинематограф должен подстраиваться под царящее положение дел. Америка, Англия, Европа – как всегда впереди планеты всей с их естественными экспериментами… мне ли не знать? 


Я смотрю на нынешних подростков-школьников, им подавай что поострее. Мы растим поколение «гурманов» и от этого никуда не уйдём. Помоги Господи, помоги Православие – воспитать людей с правильными духовными ценностями. Иначе время пройдёт, и мы не узнаем прежний мир. 

Неплохой ход, скажите на милость: отключить зловредное влияние агрессивного  информационного пространства хотя бы в рамках сюжета художественного сериала? Здорово, не правда ли, подумать над тем, что произойдёт, если интернет и мобильные телефоны перестанут существовать в одночасье? Нам не придётся тратить время на переписку с чужими людьми, на глупые рекламные репосты и думать о рейтинге – количестве «лайков». В мир человеческого взаимодействия вернётся спокойствие и трезвое восприятие себя и других как личности. Общество потребителя наверняка перестанет столь рьяно гнаться за модой и ставить удовлетворение личных потребностей выше долга и чести.   

Нет смысла пересказывать западный сериал подробно – любая серия держит вас в напряжении от первой и до последней минуты. Когда вы думаете, что «в Багдаде всё спокойно», то ошибаетесь – сюжетные перипетии настолько непредсказуемы, что выход находится лишь один – смотреть и досматривать. Герои страдают, меняют мировоззрение и привязанности, переходят на другую сторону, меняя среду обитания. А некоторые и  погибают, не успев раскрыть свой сюжетный потенциал, давая жизнь более заметной и зажигательной канве. Отличный сериал, пропагандирующий жестокость, внешнее и внутреннее уродство. Признаться, мне не жаль средств потраченных на специальные эффекты и костюмы, не жаль и разрушенного пространства – театрального реквизита. Денег у съёмочной команды как всегда в достатке и потоковый сервис канала «Netflix» обеспечен славно. Волнует другое – восприятие этой картины молодым поколением.

Меня, как учителя и писателя, заботит ум неокрепшей молодёжи. Уходя в дебри фантастики, молодёжь мечтает и стремится реализоваться не в правильном для себя ключе. Поддаваясь моде, одежду молодые люди частенько носят фривольную и не считаются с принятыми общественными нормами. Не всегда потребности и желания молодёжи совпадают с материальными возможностями собственными или родительскими, отсюда – непонимание, перерастающее в враждебность. В сериале действуют персонажи смелые, безрассудные, не считающиеся ни с чьим мнением. Перенимая поведение главных или второстепенных действующих лиц, молодые люди могут просто забыть, что изображённая в кино среда обитания требует особого восприятия-действия и «украшения» внешности. Не стоит вести себя дерзко и одеваться вызывающе только потому, что вы хотите быть крутым представителем из племени «Воронов» или попасть в ряды бесстрашных бойцов «Кримзон». 

Я знаю, что фанаты реконструируют средневековые крепости и реконструируют бои прошлого.  

Я сталкиваюсь с тем, что даже отечественные сериалы, направленные на социализацию молодёжи, привлекают внимание потребителя вовсе кадрами не патриотического содержания. Извращённая философия киношных панков, тру-готов, неожиданно выскочивших в недалёком будущем, «стимеров» и т.д. – всё это «возводит» в подкорке сознания молодого и восприимчивого человека нездоровое отношение к реальности и к людям, представляющим некие зеркальные ценности. Теперь вместо исторического жанра литературы или кино мы имеем жанр альтернативной истории, где приводятся редко достоверные факты. Создатели подобного «шедевра» берут толику правды и рисуют картину, равняясь на интересы массового потребителя, оригинального «гурмана» и «кайфожора». 

Как на вручении литературной премии им. Ф. М. Достоевского за повесть о любви ниндзя «Красный лотос» поделился со мной мыслями председатель Союза российских писателей Александр Эрахмиэлович Лейфер; он сказал, что в сфере литературы, как и в науке и в образовании, сейчас важен результат. Привлекли вы внимание своим выпущенным произведением или нет. Если да – вы успешный и великолепный там писатель, режиссёр, драматург и т.д., если нет – вы работаете дальше, придумывая, считаясь или не считаясь с мнением общества, критиков или простых коллег.

– Во всём и везде, Виктор, нужно говорить только правду! – тогда Александр Лейфер посмотрел мне в глаза пристально, облокотившись о кафедру. – Задумайся, что труднее сделать: изобразить чёрта лысого в алмазных доспехах или простого работягу, которому тяжело работать по той причине, что дома у него трое детей? Поражает стремление молодых людей, как я погляжу, жить какой-то фантастикой, а не благополучием настоящего!

Передавая мне диплом, эту красивую и памятную бумагу формата «А-4», коллега Лейфера и также член СРП Александр Афанасьевич Дегтярёв предположил, что я могу писать о чём угодно. И что он бы хотел, что бы я опубликовал цикл рассказов или повесть о том, как лично я или мои герои – живём в Омске (на Старой Московке), с кем знакомы и кому благодарны.

– Поверьте, дорогие, работа о настоящем намного ценней, чем выдумка о будущем, ведь никто на самом деле не знает, что будет с нами через пятьдесят лет! – были заключающие слова Александра Дегтярёва на мероприятии в небольшой библиотеке.   

Так о чём писать для вас, уважаемый читатель, о том, что вы видите каждый день, но только глазами писателя, при этом, возможно, задуматься о странностях бытия? А может, вы предпочитаете окунуться в невероятную картину фантастического мироздания, в котором нет ни капли реального мира, но эта модель поразит вас новизной, событиями, от которых захватит дух? Думается, что все жанры литературного творчества имеют право на жизнь, только почему сегодня читатель предпочитает реальности уход в мир иллюзий? Этот вопрос я оставляю, уважаемый читатель, для вас. Каждый отвечает на него по-своему. Ответьте на него сами. 

Автор
Виктор Власов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе