Войнович, или Чудо памяти

В книге воспоминаний «Автопортрет» Владимир Войнович с невероятной дотошностью воссоздает панораму нескольких десятилетий жизни — своей и страны

Больше тридцати лет назад немецкий славист Вольфганг Казак издал свой знаменитый Словарь русских писателей XX века. Владимир Войнович там был назван «писателем-реалистом, замечательно изображающим человеческие характеры и обладающим особым даром живо запечатлевать отдельные сцены». По сути, это характеристика идеального мемуариста.

Новая книга Войновича полностью подтверждает правоту Казака. Несмотря на прославленную трилогию о солдате Иване Чонкине, на остроумнейшую «Иванькиаду», на блестящую пьесу «Трибунал», «Автопортрет» имеет все шансы быть названным в будущих учебниках литературы вершинным произведением писателя.

Автопортрет: Роман моей жизни

Войнович наделен невероятно подробной и точной памятью. Его дотошность в описаниях и перечислениях, идет ли речь об ассортименте послевоенного колхозного рынка или о довольствии призывника начала пятидесятых, поражает. Он помнит в деталях обстановку комнат, где жил, города и села, куда приезжал, родных, знакомых, сослуживцев и однополчан. Обычно воспоминания, даже лучшие, движутся пунктиром — мемуары Войновича напоминают скорее прямую, прочерченную через несколько десятилетий. Огромный, почти 900−страничный том читается на одном дыхании. Автобиография дорастает до эпоса, частная история оборачивается изображением жизни страны как целого.

Во многом это объясняется особенностями биографии Войновича. Его детство-отрочество-юность как нельзя больше подходят для жизнеописания эталонного советского литератора. Он родился в Средней Азии, потом переселился на Украину, попал в эвакуацию, жил в колхозе, пас коров, едва не умер от голода, учился в ремесленном училище, занимался парашютным спортом, бредил авиацией, отслужил четыре года рядовым в Польше. В Москву будущий прозаик впервые попал, когда ему было сильно за двадцать, и в один из первых дней едва не заночевал в лифте «Литературной газеты» — не знал, как открыть дверь и выйти…

Казалось бы, завидный жизненный опыт для начинающего советского писателя. Вот только Войнович из своих «трудовых университетов» вынес совсем не тот запас впечатлений и эмоций, который нужен был правоверному певцу социалистической действительности. Да и время настало уже другое — в Москве Войнович оказался сразу после XX съезда, в самом начале недолгой оттепели, и уже через несколько лет активно печатался в легендарном «Новом мире» Твардовского. Потом были всесоюзная известность, нападки официозной прессы, петиции в защиту диссидентов, публикации за рубежом, наконец, вынужденный отъезд в Германию в 1980−м.

Наверное, у каждого из тех писателей, кто, подобно Войновичу, уйдет в семидесятые в самиздат и эмиграцию, был в биографии некий более или менее частный эпизод, ставший для них со временем символом советской системы в целом. Для Солженицына, например, это лагерь. Для Войновича — армия. Автор сам с удивлением признается: «Поначалу я думал, что на описание всей армейской службы мне хватит двух-трех глав за глаза. А как взялся, так зацепило, и одно тянет за собой другое, словно опять влез в то время и не могу выбраться, как бывает в кошмарном сне». В результате рассказ об армии растягивается почти на сто страниц и составляет эмоциональный и идейный центр всей книги.

Именно в армии Войнович проникается ощущением абсурдности советской системы. Именно в армии понимает, что отношения между старшими и младшими в этой системе построены на вседозволенности одних и бесправии других. Именно в армии учится бороться с унижениями и противостоять несправедливости со стороны старших по званию. Именно в армии осознает, что советская иерархия основана на принципе негативной селекции (в книге есть замечательный эпизод, когда командир обходит строй новобранцев и, заглядывая каждому в глаза, безошибочно назначает на младшие командные должности самых тупых и не склонных к рефлексии). Наконец, именно здесь Войнович написал свой первый диссидентский текст — письмо с отказом служить в армии государства, которое преследует его мать (ее как еврейку в период борьбы с космополитизмом выгнали с работы). Впрочем, поразмыслив, автор изорвал это письмо в клочки и спустил в уборной.

Не случайно через несколько лет именно солдат — Иван Чонкин — станет героем самой известной книги Войновича. Кстати, настоящего Чонкина (точнее, Чонгина) Войнович встретил во время службы в Польше. По описанию автора, это был недотепистый парень, якут по национальности, не способный зазубрить устав, не умевший отдавать честь и «чувствовавший себя человеком только на конюшне». Конец его был трагичен — офицеры, бравшие Чонгина на охоту в качестве следопыта, случайно застрелили его…

Московские главы книги несколько проигрывают в интересности армейской и доармейской жизни автора. Хотя, возможно, дело здесь в том, что о столичных шестидесятниках, будь то писатели или диссиденты, и без Войновича написано немало, а вот солдаты, колхозники, путевые обходчики — люди бесписьменные, мемуаров не оставившие, и их быт, вкусы, настроения документированы гораздо хуже. Любопытно, что к своему домосковскому окружению Войнович чаще всего снисходителен, тогда как к братьям-писателям — весьма беспощаден. Андрей Битов, Евгений Евтушенко, Анатолий Приставкин, Владимир Корнилов, Анатолий Рыбаков — вот лишь некоторые из попавших под каток авторского сарказма. Обиженных после выхода книги будет немало. Но все же меньше, чем благодарных.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе