«Я служил только Родине…»

Я служил только Родине…» 13 января исполняется 100 лет со дня рождения талантливейшего поэта Марка Самойловича Лисянского, с гордостью называвшего себя ярославцем. Родился будущий знаменитый писатель в Одессе, отец – портовый грузчик, мать – разнорабочая. В юные годы с семьёй переезжает в Николаев, где оканчивает семилетнюю школу фабрично-заводского ученичества. В 1924 году – первая публикация: в газете «Красный Николаев» напечатан отрывок из стихотворения, по­свящённого памяти только что умершего тогда Ленина.
Шестнадцатилетним юношей три года работал в меднокотельном цехе Николаевского судостроительного завода жестянщиком, затем судовым разметчиком. Параллельно занимался в заводском литературном объединении «Шкив», где познакомился с уже известным поэтом Эдуардом Багрицким. В 1934 году после окончания Московского института журналистики работал в киевской газете «Комсомолец Украины» и в ивановской областной газете «Ленинец». Срочную военную службу проходил в Ярославле, где и остался жить после демобилизации.

В 1938 году вступил в Коммунистическую партию. Публиковался в областной газете «Северный рабочий», редактором которой тогда был Иван Васильевич Лопатин, ставший для него учителем и старшим другом. Затем устроился в штат областной «молодёжки» «Сталинская смена», переживавшей тяжёлые времена после репрессий. Писал стихи, часть из которых была опубликована в 1939 году в коллективном сборнике ярославских поэтов с названием «Наши люди». Первая собственная поэтическая книга Марка Лисян­ского «Берег» вышла трёхтысячным тиражом в 1940 году в Ярославле, за которую он получил похвальную рецензию известного тогда поэта Ярослава Васильевича Смелякова в «Литературной газете».

Отправившись 4 июля 1940 года по редакционному заданию в командировку, молодой журналист, становящийся всё более известным как поэт, Марк Лисянский познакомился в пригородном поезде со студенткой третьего курса Ярославского педагогического института двадцатилетней Антониной Фёдоровной Копорулиной, будущей своей женой.

В начале Великой Отечественной войны ответственный секретарь Ярославского отделения Союза советских писателей Василий Александрович Смирнов, уходя на фронт, передал дела собрату по перу Марку Лисянскому. Но тот, пробыв в этой должности всего несколько дней, записался добровольцем в формируемую в Ярославле 243-ю стрелковую дивизию, где был назначен командиром сапёрного взвода. 16 июля 1941 года дивизия, получившая впоследствии за мужество и героизм её бойцов и командиров наименование Никопольской, а также ордена Ленина и Красного Знамени, была отправлена на Западный фронт.

Летом 1941 года в составе дивизии Марк Самойлович принял участие в Смоленском сражении, где в ходе вражеской бомбардировки он был контужен. После излечения в госпитале в Ярославле в ноябре 1941 года направлен обратно в свою дивизию, которая в это время воевала на Калининском фронте, участвуя в битве за Москву. Во время проезда через столицу у поэта родилось стихотворение «Моя Москва», в 1942 году положенное на музыку Иса­аком Дунаевским. Песня быстро снискала всенародную популярность, а через полвека стала официальным гимном Москвы. Вот как сам поэт говорит об этом в предисловии к сборнику «Лучшие годы мои», подаренному мне Антониной Фёдоровной 9 апреля 2007 года в московском доме на улице Черняховского, где высится барельеф Марка Самойловича: «Песня меня догнала на фронтовой дороге, я слышал, как в Берлине в мае 1945 года наши солдаты пели: «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!».

В результате контузии офицер Марк Лисянский не мог оставаться сапёром и был назначен сотрудником дивизионной газеты «В бой за Родину», а впоследствии её главным редактором. Был также специальным корреспондентом ряда фронтовых изданий. По прось­бе командования 243-й дивизии он в 1942 году сочинил стихи к песне «Ярославская дивизия в бой за Родину идёт», ставшей своеобразным гимном славного воинского соединения. Другие произведения Лисянского, написанные в военные годы, вошли в сборники «Моя земля» и «Фронтовая весна», вышедшие в 1942 году, затем – «От имени Чёрного моря», увидевший свет после войны. В 1943 году фронтовые дороги вновь свели Марка Самойловича с Антониной Фёдоровной, – она стала корректором газеты «В бой за Родину» и одновременно радисткой. Теперь они вместе в составе дивизии участвовали в Сталин­градской и Курской битвах, а также в Никопольско-Криворожской операции.

Летом 1944 года Марк Лисянский стал одним из дежурных редакторов газеты «Защитник Отечества» 43-й армии, освобождавшей от фашизма Восточную Пруссию и Померанию, а закончившей войну под Данцигом. После победы майор Лисянский побывал и в поверженном Берлине. Почти до конца 1946 года вместе с женой в составе Северной группы войск находился в польском городе Легница, где работал специальным корреспондентом газеты «Знамя победы». За ратные подвиги награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».

После завершения Великой Отечественной войны семья Лисянских переезжает в Москву, где у Марка Самойловича выходят книги стихов о Ленине «Всегда с нами», а также поэтические сборники «Моя земля», «Золотая моя Москва», «За весной весна», «Такое время», «За горами, за лесами», «Спасибо», поэма «Петя Клыпа».

Поэт часто бывал и работал в Доме творчества писателей в Переделкине. В близкий круг общения Марка Самойловича входили поэты Яков Хелем­ский, Михаил Светлов, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Тамара Жирмунская, семья Михаила Матусовского. Высоко ценил его творчество Леонид Мартынов. По отзывам коллег по цеху, Марк Самойлович был необыкновенно добрым, отзывчивым человеком, всегда готовым помочь, не считаясь даже с ограниченностью своих материальных возможностей, состоянием здоровья и временем.

При этом поэт никогда не забывал о Ярославле и часто приезжал в наш город. Останавливался обычно в семье акт­рисы Волковского театра, лауреата Государственной премии СССР, народной артистки республики Александры Дмитриевны Чудиновой. Кроме того, на его стихи написана памятная для ярославцев старшего поколения песня «Ярославская сторонка», с мелодии которой до сих пор начинает каждый новый день Ярославское областное радио. И сегодня с благодарностью и высочайшим уважением вспоминает о нём легендарная женщина, фронтовая разведчица, также бывшая актриса Волковского театра Софья Петровна Аверичева, автор книги «Дневник разведчицы», предисловие к которой написал Марк Самойлович. Встречаясь с писателями старшего поколения И. А. Смирновым и В. А. Лебедевым, каждый раз слышу от них самые тёплые слова о своём товарище.

Марк Лисянский был автором песен на музыку Бориса Мокроусова («Осенние листья»), Аркадия Островского («Зори москов­ские»), Александры Пахмутовой («Новая дорога»), Оскара Фельцмана («В синем омуте», «Конаково», «Хорошо шагать пешком»), Яна Френкеля («Годы», «Это было вчера», «Песня вечной юности»), Александра Изотова («Уходит теплоход») и других. Много песен было написано с композитором Александром Долуханяном, с которым поэта помимо соавторства связывала очень долгая и преданная дружба. Среди этих песен – «Моя родина», «Девушку Чайкой зовут» (посвящение Валентине Терешковой), «И мы в то время будем жить», «Что такое любовь». Песни на стихи Марка Лисянского в разные годы исполняли Артур Эйзен, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Павел Лисициан, Владимир Трошин, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Юрий Богатиков, ансамбль Советской Армии им. Александрова, Большой детский хор под управлением В. С. Попова.

За творческую деятельность Марк Самойлович удостоен орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

Умер поэт 30 августа 1993 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

В стихотворении «Анкета» Марк Лисянский пишет: «Я служил только Родине / Там, где необходим, – / Пулей, песней, лопатою / И дыханьем своим. // Я служил только Родине, / Ради Родины жил / И доверие полное / У неё заслужил».

И ещё, несомненно, заслужил великий русский поэт Марк Самойлович Лисянский вечную любовь и благодарную память народа, в том числе и ярославцев.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе