Ярославский доктор Живаго

Полвека назад – 23 июня 1958 года – ушёл из жизни Георгий Иванович Курочкин, заслуженный врач РСФСР, историк-краевед, этнограф, искусствовед. А совсем недавно увидела свет удивительная книга – «Театрал из Норского посада». Издание включает значительную часть обширного наследия Георгия Ивановича Курочкина, что хранится в государственном архиве Ярославской области.

Книга состоялась во многом благодаря усилиям доктора филологических наук, профессора Маргариты Георгиевны Ваняшовой, которая написала предисловие и комментарии, взяла на себя подготовку текстов и составление книги. В неё вошли и «Хроника семьи Курочкиных», и бесконечно интересные записи «Праздники и быт на моей родине в Норском посаде», и обширное театральное наследие. Ярославский краевед-театрал оставил уникальные воспоминания о доме и быте великой Марии Николаевны Ермоловой (во многом благодаря которым были воссозданы сначала музей-квартира, а позднее и Дом-квартира Ермоловой в Москве), а бесценность записок «Культурная жизнь московского студента в конце прошлого века» и вовсе трудно переоценить.

– Я вынянчивала замысел этой книги несколько десятков лет, с той самой поры, как раскрыла страницы самодельной книги Курочкина «Праздники и быт на моей родине в Норском посаде», подаренной мне народной артисткой России Александрой Дмитриевной Чудиновой, легендарной актрисой Волковского театра. Произошло это в начале 60-х годов теперь уже прошлого, ХХ века. Опубликовать тогда эту работу было невозможно. Труды Курочкина терпеливо ждали своего часа, чтобы открыть свои тайны, – рассказывает Маргарита Георгиевна Ваняшова.

Непосредственной работе над книгой талантливого ярославца-земляка Курочкина отдано Маргаритой Георгиевной больше десяти лет. За эти годы профессор-филолог настолько прониклась литературным наследием Георгия Ивановича, что ей стало казаться, будто она «сама прожила всю эту жизнь вместе с доктором Курочкиным». Усугубляли возникшее сквозь время родство душ и личные воспоминания Маргариты Ваняшовой: ведь её детские годы тоже были связаны с Норским. «В своих записках Курочкин упоминает близкое Скобыкино, и в скобыкинскую берёзовую рощу он, вероятно, в своё время хаживал, – пишет Маргарита Георгиевна в своём предисловии к книге доктора Курочкина. – А в моё детское дачное время мы могли ходить по одним и тем же тропинкам». Да и постоянно мелькающее имя Курочкина в разговорах Маргариты Ваняшовой с замечательными актёрами Волковского театра Чудиновой, Свободиным, Незвановой, Ромодановым, пришедшихся на более поздний период, навевали ощущение, «что я была знакома с Георгием Ивановичем Курочкиным, что мы тепло здоровались с ним при встречах, обменивались впечатлениями о спектаклях, перезванивались и даже переписывались!».

Маргарита Георгиевна, проведя огромную исследовательскую работу, установила поразительную духовную связь и родство душ и, возможно, даже судеб доктора Курочкина и… знаменитого доктора Живаго Бориса Пастернака. Вот только несколько совпадений.

В записях Курочкин цитирует одно из своих любимых стихотворений Блока: «Мальчики да девочки/ свечечки да вербочки/ понесли домой…» Первый вариант названия романа, что забрезжил в сознании Пастернака в 1946 – 1947 годах, – именно «Мальчики да девочки». Позже эти блоковские строки уйдут в подтекст романа.

«Они перекликаются во времени – доктор Курочкин и доктор Живаго. Они – ровесники. Их общий кумир – Блок. Они оба освещены светом Рождества… – пишет Маргарита Георгиевна. – У Пастернака: «Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он ещё с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний…». Егор Курочкин тоже с гимназических лет мечтает о прозе, в рукописном альманахе Рыбинской гимназии публикует свою повесть… Как и студент-медик Юрий Живаго, Курочкин целый семестр проводит в анатомическом театре, в «университетском подземелье»… Наконец, Георгий и Юрий – имена род­ственные, идущие от одного корня».

На первой странице своей рукописи «О таланте писателя» Курочкин надписывает: «Дорогой Борис Леонидович! Так как мне приходится искать читателей своих «трудов» поодиночке, то вот я и избрал для этого Вас», адресуя рукопись автору «Доктора Живаго». Эти переклички толкают современного читателя, бегло ознакомившегося с литературным наследием Георгия Курочкина «Театрал из Норского посада», изложенным удивительно простым и в то же время литературно грамотным, изобилующим поэтическими образами языком, к вторичному прочтению книги для более пристального вглядывания в черты знаменитого ярославца.

Издание книги осуществлено на средства гранта губернатора Ярославской области (2006 г.), присуждённого Ярославскому театральному институту на реализацию этого проекта. Сам путь уже готовой рукописи к читателю был тернист. Готовый тираж книги (всего-то 700 экземпляров! Эта книга уже из типографии вышла раритетом!) почти полгода томился на складах института, «запертый», точно тяжёлыми засовами, бухгалтерской оплошностью при оформлении книги.

– По горькой иронии судьбы готовую книгу оказалось невозможным ни подарить, ни тем более продать, – сетует Маргарита Георгиевна, – так как по документам она прошла по статье «основные сред­ства», точно оргтехника или мебель нашего учебного заведения.

С абсурдом этой ситуации долгое время разбирался департамент культуры области, и только личное вмешательство заместителя губернатора Анатолия Павловича Фёдорова сдвинуло дело с мёртвой точки. Творение ярославца-краеведа Георгия Курочкина наконец-то обрело тот самый широкий круг читателей, которому оно изначально и было предназначено. Недавно прошла первая презентация книги «Театрал из Норского посада» в библиотеке имени Лермонтова. За ней последуют встречи руководителя проекта Маргариты Ваняшовой с читателями в других библиотеках, музеях области. С нетерпением ждут её вместе с книгой Курочкина и авторскими комментариями о Георгии Ивановиче и в Москве, в Доме-музее Марии Ермоловой, в парадном зале которого портрет театрала-ярославца соседствует с изображением великой Ермоловой.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе