3D до нашей эры

Кирилл Разлогов о программе «Третьи измерения»


Я всегда с ностальгией вспоминаю зал стереокино в гостинице "Метрополь", где можно было увидеть практически то же самое, что и сегодня в IMAX. Остается открытым вопрос: почему тогда это оставалось исключительно техническим аттракционом, а сегодня — в первую очередь благодаря усилиям Джеймса Кэмерона — превращается в обязательную часть кинопроизводства и кинопоказа, подобно тому как в свое время общераспространенным и даже обязательным стало звуковое кино, вытеснившее постепенно кино немое?


"Земля молодости", Александр Андриевский, 1941

Фото: ММКФ

В программе "Третьи измерения" есть и современные фильмы в 3D. Но ее основой стала серия фильмов — восстановленных в Госфильмофонде России и Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ),— представляющая разные этапы развития отечественного стереокино. Самые ранние из них, созданные в 1940-1950-е годы по оригинальным отечественным технологиям, были недавно восстановлены под руководством энтузиастов — Николая Майорова и Владимира Котовского. Это в первую очередь эпизоды из первого советского стереофильма-концерта "Земля молодости" (1941) Александра Андриевского, как черно-белые, так и цветные. Полнометражное кино будет представлено фильмом Сергея Сиделева "Алеко" (1953) — первой в мире стереоскопической экранизацией оперы, снятой на "Ленфильме". В том же году на киностудии имени Горького Алексеем Золотницким была сделана игровая короткометражка "Налим" по трем рассказам Чехова. В нынешнем году одной из фестивальных площадок стал парк Горького — его облик начала 1950-х зритель сможет увидеть в восстановленном цветном стереофильме "В аллеях парка" (1952). Будет показана и созданная в НТЦ "Стереокино" НИКФИ Александром Мелькумовым на основе отечественной технологии "Стерео-70" лента "Московские этюды" о праздновании 850-летия столицы и первых Всемирных юношеских играх в Москве в 1998 году. В 2007 году была снята совместная российско-эстонская кукольная лента Мелькумова и Андреса Тенусаара "Чучело" для гигантского экрана (аналога IMAX-3D), показанная на многих международных кинофестивалях.

История зарубежного стереокино представлена в программе картинами "Псы Ада" (1982) Уорта Китера и третьей частью франшизы "Челюсти", современное 3D — фильмом Такаси Миике "Харакири" (подробнее на странице 24), а также рядом картин из программ фестиваля.

Кирилл Разлогов

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе