Александр Миндадзе: «Американцы реагируют как могут, а мы осмысляем глубже!»

28 апреля исполняется 65 лет одному из лучших сценаристов и режиссеров нашего, и не только нашего, кинематографа. День рождения Миндадзе отметит дома, в Москве, куда он прилетит рано утром из Европы, где запускает свою новую картину.

- Приступаю к съемкам своего фильма «Милый Ханс, дорогой Петр», - объяснил «Комсомолке» юбиляр. - Выбираю натуру, одновременно идет кастинг актеров, тут же подготовительные репетиции – все сразу, в общем. Это и есть подготовка к съемочному процессу, от которого зависит, наверное, половина его успешности. Это российско-германский проект, и поэтому играть в фильме будут актеры обеих стран. Картина будет рассказывать о дружбе, завязавшейся между советским инженером и его немецким коллегой за несколько лет до нападения Гитлеровских войск на СССР. Ханс, немецкий специалист, приезжает в командировку в СССР и вместе с Петром работает на заводе.

- История вашего «Милого Ханса, дорогого Петра» началась задолго до подготовки к съемкам – практически уже год назад, когда Минкультуры отказало режиссеру Миндадзе в финансировании его картины без официального объяснения причин.

- Все далеко не так страшно и интригующе. Эта «проблема», к счастью, разрешилась, не успев возникнуть, - деньги на производство фильма выделил Фонд кино при полном одобрении министерства. Так что фильм в работе, все благополучно.

- Очень скоро в прокат выходит фильм Учителя «Восьмерка», снятый им по вашему сценарию, основанному на одноименной повести Захара Прилепина. Вы не поссорились? Все же Прилепин – маститый уже писатель, а вы его переделываете?

- Нет, ну что вы! Я никак не мог поссориться с Прилепиным, потому что Захар человек творческий, и с ним легко найти общий язык, поскольку все, что он делает, несет на себе отпечаток качества и особенного таланта. Поэтому в нашем случае никакой, так сказать, творческой ревности с его стороны, с моей и со стороны Алексея Учителя не было. Мы встречались, разговаривали и вполне плодотворно, как мне кажется. У нас с Алексеем это уже второй фильм (первый – «Космос как предчувствие» - прим. КП), мы работаем и неформально все проблемы умеем решать еще до их возникновения.

- Главный герой «Восьмерки», омновец, страстно влюбившийся в подругу нового русского авторитета 90-х, очень автобиографичен – то есть это личная история любви Захара Прилепина. А у вас была личная история, связанная с такими людьми – не вашей социальной среды?

- Вы правы в том смысле, что это люди не моего круга, но у меня в фильмах были герои и из простых рабочих, просто в те времена они были другими. У меня были фильмы «Охота на лис» и «Магнитные бури» (80-й и 2003-й годы, соответственно – прим. КП), например. Так что тут никаких нестыковок не произошло. Это динамичные истории, которые я понимаю от и до и знаю о жизни простых людей многое. Чего-то «иного» в ней для меня нет. Меня же интересует творческая часть, а не внешнее – были ли у меня столкновения в частной жизни с омоновцами или бандитами. Характеры простых людей бывают весьма сложны, и это интересно.

- Раньше вы работали в очень хорошее и крепком дуэте с режиссером Абдрашитовым. И потом, когда вы стали сами снимать, многие заговорили о том, то ключевым звеном вашего обоюдного успеха были именно вы.

- Это совершенно не соответствует действительности. Мы с Вадимом Абдрашитовым сняли более десяти картин и никогда не делили какие-либо успехи, мы работали бок о бок. Каждый командовал парадом на своем участке, стараясь быть полезным другому. И вообще, это было очень счастливое время моей жизни. А все остальные соображения на этот счет – из разряда досужих.

- И фильмы у вас были… скажу «классные», хотя вам, наверное, не очень понравится это слово. А вот интересно, как вы относитесь к мату в кино?

- У меня лично нет к нему отношения, потому что в своих фильмах я обхожусь без него, хватает других выразительных средств

- Но ваши герои в «Восьмерке» - бывшие афганцы, нынешние омоновцы - в реальной жизни только матом бы и выражались, а у вас они изъясняются только приличными словами.

- Но главное-то в том, что они живые! А раз так, значит, хватило художественных средств и без нецензурной лексики. Даже и не заметишь, то они ее не используют.

- Как вы думаете, почему американский кинематограф и сценаристы в частности, мгновенно реагируют на события – раз и у них уже кино про Ирак или Сирию. А мы все про первую мировую снимаем.

- Я не считаю, что это плохо или хорошо. Американцы реагируют как могут, к тому же у них индустрия кино более развита. А мы, видимо, осмысляем глубже? Хотя у нас и про Великую Отечественную войну хороших произведений раз, два и обчелся – и в литературе и тем более в кинематографе.

- О чем вы мечтаете в день рождения?

- Снять мою картину - это третья моя режиссерская работа и я сейчас занят ею всецело. О другом и не мечтаю.

СПРАВКА «КП»

Александр Анатольевич Миндадзе, заслуженный деятель искусств России.

Родился 28 апреля 1949 года в Москве, куда его родители переехали из Тбилиси. Семья жила в Сокольниках. Сначала Александр работал секретарем в суде, потом поступил на сценарный факультет ВГИКа. Уже первые его работы были абсолютно не похожи на творения большинства современников, описывавших так называемый «поток жизни».

С конца 1970-х плодотворно сотрудничал с режиссером Абдрашитовым в течение 30 лет. «Грузин московского разлива» - Миндадзе горько переживал распад СССР, хотя и называет себя космополитом.

Дети: дочери Екатерина Шагалова и Нина Миндадзе

Анна БАЛУЕВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе