Антон Бильжо: "Я отношусь к современной молодежи с почтением"

С 28 марта в прокат выходит фильм Антона Бильжо с интригующим названием "Амбивалентность".
Фото: "ПРОВзгляд"


Картина была удостоена на фестивале "Окно в Европу-2018" специального приза за режиссуру имени Саввы Кулиша и получила высокую оценку критиков.

Антон Бильжо рассказывает о том, как рождался фильм, о своих героях, которым не справиться с пограничным состоянием раздвоения в любви-ненависти, несмотря на знания, полученные в мединституте, и, конечно, об амбивалентности.

  
Антон, ваш фильм "Амбивалентность" о двух студентах мединститута, будущих психиатрах.  Но именно они, казалось бы, живущие внутри профессии, теряют разум. Можно пошучу? Вы считаете, что в психиатрии нет случайных людей?
 
Мне кажется, не только в психиатрии, но и вообще случайных людей нет. Сохранять разум в целом, похоже, удается единицам. Просто многие сумели адаптироваться — чтобы не слишком выделяться. У психиатров предмет исследования: психические расстройства. Тут неминуемо, особенно в начале профессиональной карьеры, заглянешь в себя через призму методологии медицины. Психиатры должны разбираться в том, что происходит в душе, не только личностно, но и профессионально. Поэтому конфликт знания и чувства тут ярче. И то, что у героев не всегда получается справиться с собственным состоянием, конечно, ни в коем случае не приговор психиатрии. Это частный случай большого кризиса — когда накоплено много знаний, но жизнь от этого не становится понятней.


Фото: "ПРОВзгляд"
 

Вы – представитель молодого поколения, вам должно быть близко то, о чем вы снимаете, тем более, что ваш отец Андрей Бильжо – не только известный карикатурист, но и по первой профессии — психиатр.  Консультировались с ним?
 
Да, первым делом я показал сценарий папе, который как раз высказался против такой упрощенный трактовки, что, мол, все психиатры тю-тю. Я думаю, история тут шире, она как раз о том, где границы нормы, как нам всем общаться и понимать друга друга сегодня, когда все такие разные и каждый живет в своей системе координат. Еще недавно у нас были нормы поведения, сегодня их нет и даже внешне отличить душевно больного от, например, модного дизайнера уже невозможно. Все предоставлены сами себе и решают сами, на каком языке общаться с внешним миром. Но это не снимает вопрос необходимости взаимопонимания, наоборот.
 
Авторы сценария "Амбивалентности" Сергей Тарамаев и Любовь Львова – известные по сценарию картины "Зимний путь", нашумевшей на кинофестивале "Окно в Европу".  Неужели вы не внесли свою лепту в сценарный замысел? Сценаристы реализовали вашу идею или вы взяли готовый материал?
 
Провокационный вопрос. Я думаю, это был симбиоз и синтез. Я впервые снимал по чужому сценарию. Нужно было быстро запрыгнуть в материал других авторов и найти в нем свою тему. Мне всегда нравились нерешительные герои, как бы застрявшие в рефлексии, не совсем осознающие, что с ними происходят, находящиеся на грани между решениями, на границе между мирами. Именно таков Стас. Мне также очень близок образ женщины, погруженной в мечты, такой, как Катерина Сергеевна. Ну, и в Петре я увидел экзистенциального экспериментатора, человека, готового в любой момент расстаться с жизнью. Тоже образ как-то связанный с моим двадцатилетием, с теми разговорами, которые я вел тогда с друзьями. В общем, я смог в каждом герое разглядеть что-то свое и, наверно, через это "присвоил" себе материал.   

Чем вас взволновала эта история?
 
Я увидел в ней большую энергию, которая рождается из взаимодействия двух позиций. Один герой, Стас, наблюдает за жизнью. Другой, Петр, активно участвует в ней. Лично я никогда не мог определить для себя меру участия в жизни. Поэтому мне захотелось, чтобы эти герои поговорили, как если бы поговорили две части меня самого.  


Фото: "ПРОВзгляд"

 
В главных ролях Петра и Стаса снимались молодые актеры Данил Стеклов (внук актера Владимира Стеклова) и Егор Морозов. В фильмографии этих артистов немало заметных ролей. Данил Стеклов в фильме "Жги!" Кирилла Плетнева создал образ беспринципного охранника-маньяка, в "Подбросах" Ивана Твердовского выступил в роли нечистого на руку лейтенанта ДПС. Егор Морозов свои главные, знаковые роли сыграл в спектаклях, был дважды номинирован на премию "Золотая маска": в 2014 году за "Норманск" (номинация "Эксперимент") и в этом году за спектакль "Мельников. Документальная опера" ("Эксперимент года"). Как проходил ваш кастинг? 
 
Мне очень нравится актерский состав этой истории, и я вижу в этом не столько свою заслугу, сколько долю везения и большую работу замечательного кастинг-директора Ксении Марчук. С момента, когда я прочитал сценарий, мне сразу показалось, что Петя — это роль для Данилы Стеклова, которого я видел в фильме "Близкие" и который поразил меня своей органикой. С одной стороны, он как бы отрицательный персонаж, резкий и жесткий. С другой — абсолютно чистый, сердечный и трогательный. Даня много импровизировал на площадке, создавая образ Петра, придумывая диалоги и реплики, которые не могли быть написаны. Я также счастлив, что нашел Егора Морозова, который сыграл Стаса, очень сложного персонажа, с массой невероятных глубоких превращений. Мне кажется, Егор сделал филигранную работу. Он проводит зрителя по глухим и далеким закоулкам психики, делает это достоверно и тонко. Не знаю, кто смог бы такое повторить. Наконец, я в полном восторге от Ольги Цирсен, которая, мне кажется, заткнула за пояс всех — настолько она была самоотверженна, предана работе, восприимчива к замечаниям, настолько органична во всем, что она делала.


Фото: "ПРОВзгляд"

 
Героев "Амбивалентности" погубила любовь, ревность и зависть, спрессованные в треугольник, когда между двумя друзьями стоит женщина, но для одного она –  страстная любовница, для другого – мама (Ольга Цирсен). Трагический финал при таком раскладе неминуем?
 
Я думаю, вопрос во взаимном понимании. Если бы герои смогли "абстрагироваться" от собственных проблем и посмотреть на ближнего с эмпатией, то есть поставить себя на его место, все можно было бы решить, что называется, цивилизованно. Но, увы, случилось так, что на чувства не удалось набросить узду. Никто из героев не смог и не захотел остановить себя.
 
Вы, наверняка, смотрели фильмы "Пианистка", "Чтец", "Скандальный дневник", "Любовь по правилам и без", "Тайное влечение" (я могу перечислить еще с десяток картин, где юноши влюбляются в зрелых женщин и наоборот). И всегда такая любовь разрушительна.   Кого из пострадавших вам жаль и жаль ли?  Вообще и, в частности, в вашей картине?
 
Вообще, мне жаль всех. Но больше всего, почему-то, Катерину Сергеевну. Кажется, она жертва в этой истории. В том числе, жертва разборок двух мужчин с самими собой. Кстати, действительно, обидно, что любовь к зрелой женщине во многих фильмах показывается, как разрушительная. А с другой стороны, фильмов про счастливую любовь вообще не так много.


Фото: "ПРОВзгляд"

 
Роковая эволюция персонажей служит подтверждением чего? Распущенности? Безумия? Любви-ненависти? Или чего-то еще?
 
Непонимания себя и внутренней сырости. На протяжении всего фильма Стас хочет поговорить с Петей, но в результате разговора так и не выходит. Я все-таки надеюсь, что, если бы они нашли слова, ситуация бы разрешилась.   
 
Названием фильма вы все объяснили.  Амбивалентность – это двойственность отношения к чему-либо, или есть еще какие-то скрытые смыслы?
 
Это и есть скрытый смысл. Рабочее название проекта "Люблю тебя ненавидеть". Однако в процессе работы с нашим консультантом Артемом Слюсаревым, профессиональным психиатром, выяснилось, что в психиатрии, есть такое понятие – "амбивалентность". Под ним подразумевается существование в один момент в сознании человека двух полярных идей, эмоций, желаний. Введено оно было в начале 1900-х годов психиатром из Франции Блейлером, о чем тоже говорится в фильме. Блейлер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении. Вот, с легкой руки Артема, а также французского психиатра Блейлера, это слово, которое часто упоминается в фильме, и стало его названием.
 
Вы согласны, что любовь, какой вы ее показываете – всего лишь детонатор, который взрывает характеры? Да и была ли любовь?
 
Это сложнейший вопрос. Мне кажется, любовь не плотное и плоское, чем можно накрыться, как крышкой. Она неуловима и ликвидна. Человек, который любит, вообще не всегда себе отдает в этом отчет. Иногда даже сопротивляется. А иногда она возникает против воли, из какого-нибудь сора. Так что, на мой взгляд, любовь все-таки была. Или, по крайней мере, могла бы быть. 


Фото: "ПРОВзгляд"

 
Свою первую картину о любви "Рыба-мечта" вы называли "сказкой для взрослых". Тихий интеллигент, неудачник влюбляется в красавицу-русалку (или девушку-рыбу). Это фильм о мечте, которая может стать явью. В "Амбивалентности" "стрела Амура" убивает страсть, любовь, дружбу, семью или все-таки мечту?
 
Боюсь, что в моем конкретно случае она решает вопрос между наблюдающим и участвующим. Причем, к сожалению, им не удалось договориться.  
 
Недавно я узнала, что вы один из создателей платформы IWantFilm, то есть вы одержимы не только своим творчеством, но и заботитесь о других ваших коллегах, помогая им реализоваться.  Расскажите, пожалуйста, об этом. 
 
Спасибо за ваш интерес! Действительно, это большой кусок жизни и затрачено на платформу довольно много сил. Несколько лет назад мы придумали ее с режиссером Евгением Похисом. Потом к нам присоединились диджитал-продюсер Иван Соборов и программист Андрей Литвинов. Мы, насколько я понимаю, довольно романтичные товарищи, которые за несколько лет, все-таки сдвинули проект с места на чистом энтузиазме (хотя и прикрытом надеждой когда-нибудь на этом заработать). Идея была в том, чтобы создать некое цифровое пространство, в котором возможна была бы навигация между автором, создающим историю, и продюсером, ищущим ее. То есть мы хотели решить этот вопрос для себя, ну, и для таких, как мы. Некоторые вещи получились, например, несколько проектов воплощено, несколько сценаристов трудоустроено. Но это не самоцель, мы пытаемся, найти какие-то новые схемы взаимодействия. У нас есть также творческие импульсы внутри системы. Это тоже интересный момент — привлечение цифровых технологий для того, чтобы между людьми, объединенными профессией, возник диалог.


Фото: "ПРОВзгляд"

 
Ну и вопрос, без которого не может закончиться "классическое" интервью. У каждого режиссера, распрощавшегося со своим очередным кинодетищем, зреет новая идея. Что скажете?
 
Я работаю над двумя одинаково дорогими мне проектами. Одну историю сочиняю с Хельгой Ландауэр, которая была автором сценария фильма "Хрусталь", очень мне понравившегося. Это сказка, причем связана она с самым известным нашим балетом – "Лебединое озеро". Я с большим волнением взялся за этот материал, такой архетипичный и важный. Но в данном случае, история будет современной. Делать мы ее будем с той же командой, Асей Темниковой и Ольгой Цирсен. Другой проект – "Невидимый мой" — про физика, который попал в черную дыру в результате аварии на ускорителе. У него осталась жена и двое детей. Жена продолжает получать от мужа сигналы. Такая история про необходимость личной веры в эпоху социальной напряженности. Ну, и некоторая ностальгия по советскому прошлому, когда нормы были определены и заданы. И все, если не видели свет в конце тоннеля, то как бы знали, где он находится.
 
Антон, насколько типична эта история для современной молодежи?  Рефлексия — это диагноз?  
 
Надеюсь, все-таки — нет. Я вообще отношусь к современной молодежи с почтением. Они невероятно серьезные. И рефлексия — не всегда плохо. Иногда даже хорошо. Но надо периодически из нее выныривать, конечно. И вспоминать про окружающих. Тоже рефлексирующих.

Автор
Дина Радбель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе