Апокалипсис в быту

Киноклуб «Современник» представляет фильм «Елена». Режиссер Андрей Звягинцев и сценарист Олег Негин увидели темы апокалипсиса в нашем быту – в истории социально разнородной московской семьи


Рыбинск (в 1946-57 г.г. – Щербаков, в 1984-88 г.г. – Андропов) - город в Ярославской области. Население: 200,3 тыс. жителей на январь 2011 года. Расположен по обоим берегам реки Волги


Киноклуб «Современник» представляет третий фильм Андрея Звягинцева «Елена». Фильм вышел в российский прокат 29 сентября. Картина впервые была представлена на Каннском фестивале, затем ее посмотрели в Москве, Торонто, Новосибирске. Эта работа претендовала в номинанты на премию «Оскар» вместе с «Фаустом» Александра Сокурова и «Цитаделью» Никиты Михалкова.


Напрашивается банальность — «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Как и любой другой вид искусства, кино позволяет интересно и с пользой провести бесценное время жизни. Ведь искусство — один из способов познания мира и себя. Зеркало своего рода. То есть, возводя банальность в более высокую степень, можно сказать, что режиссеры снимают кино для того, чтобы ставить перед человеком зеркало. Человек подходит к зеркалу, поправляет прическу, прихорашивается, видит изъяны, подумывает, как бы с ними справиться. Только важно, чтобы это зеркало было не кривым, и не комплементарным. А точным и беспощадным. Не надо, чтобы оно улучшало пропорции. Не надо ждать happy end, не нужно возлагать ответственность за «луч света в конце туннеля» на автора — он тоже всего-навсего человек, смотрящийся в это же зеркало. Не надо считать, что автор обязан тебе сказать «не волнуйся, все будет хорошо». Прямое транслирование этой надежды — это подлог. Надежда — обязанность самого зрителя, она должна жить в его сердце, а не на экране.

- Андрей Звягинцев


Елена и Владимир — пожилые супруги. Они принадлежат к разным социальным слоям общества: он богат, она нет. У каждого из них есть дети от предыдущих браков: у Елены — сын Сергей, сталкивающийся с трудностями при содержании своей семьи, у Владимира — беззаботная дочь Катерина. После того, как Владимир попадает в больницу с инфарктом, он отказывает Елене в просьбе о финансовой помощи семье Сергея и принимает решение: всё его состояние после смерти отойдёт Катерине, вдова получит пожизненную ренту. Елена убивает Владимира…


Рождение «Елены» немного странно. Изначально сценарий писался по заказу британского продюсера. Заказчик рассчитывал получить фильмы от четырех ведущих режиссеров из разных концов света на тему «Апокалипсис». В России его выбор пал на Андрея Звягинцева. Режиссер и сценарист Олег Негин увидели темы апокалипсиса в нашем быту – в истории социально разнородной московской семьи, разбросанной между миром «Золотой мили» на Остоженке и блочными коробками Бирюлева.


Андрей Звягинцев родился в Новосибирске. Там же в 1984 году закончил актёрский факультет театрального училища (мастерская Л. Белова). В дальнейшем переехал в Москву, где в 1990 году закончил актёрский факультет ГИТИСа (мастерская Е. Лазарева).


Известность получил после выхода фильма «Возвращение» (2003), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух «Золотых орлов».


РЫБИНСКonLine

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе