Архипелаг «Ленфильм»

Мифы и легенды легендарной кинокомпании: что сегодня происходит на одной из ведущих съемочных площадок страны в преддверии 120-летия первого киносеанса в России.
Год российского кино стартовал с неопределенности – обеспокоенность вызвали слухи о планах Минкультуры и Росимущества приватизировать все госкиностудии. Встревоженные кинематографисты, среди которых Сергей Снежкин, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и Игорь Масленников, даже написали письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой о помощи и предложением возродить Госкино России как федеральный орган, подчиненный непосредственно правительству. Все это в недавней истории «Ленфильма» – старейшей кинокомпании России – уже было.

«Необходимо спасти «Ленфильм», сберечь наше культурное наследие», – примерно с такими высказываниями еще лет пять назад регулярно появлялись материалы в периодической печати, инициированные классиками отечественного кинематографа Алексеем Германом-старшим и Александром Сокуровым. Тогда, в годы застоя кинокомпании, оба мэтра искренне сопереживали судьбе некогда одной из ведущих студий, и было из-за чего: с начала 90-х «Ленфильм» находился в глубоком, непрекращающемся кризисе. В советские годы структура производства кино была достаточно понятной: сверху спускались деньги, они распределялись, снимались фильмы, которые попадали в прокат, и на прибыль снимались следующие фильмы. Эта ситуация закончилась вместе с советской властью. Испытания свободным рынком «Ленфильм» не выдержал; в отличие от «Мосфильма», государственной и городской поддержки не получал, отчего практически все картины останавливались на разных этапах производства. Находясь на периферии, вдали от денежных потоков, киностудия производила фильмы, которые нельзя было не снимать, картины, представляющие российское кино на международных фестивалях, хранящие дух и традиции «Ленфильма». Однако в повседневной жизни киностудии приходилось нелегко: достаточно сказать, что с начала перестройки там сменилось шесть руководителей, некоторые из которых задерживались у власти на год-два, что для такого производства немыслимо.
 
Неудивительно, что в какой-то момент появились весьма активные силы, ратующие за перевод «Ленфильма» с его исторического места на Каменноостровском пр., 10, куда-то на периферию города. Высвободившуюся же площадку на полном серьезе собирались пустить под бизнес-центры и иную коммерческую функцию.

В связи с этим у авторитетных кинематографистов во главе с Германом и Сокуровым возникло решение обратиться напрямую к президенту России Владимиру Путину. Таким образом, в 2012 году на самом высоком уровне было принято решение о том, что «Ленфильм» остается на своем историческом месте, возрождая лучшие художественные и нравственные традиции. Выполнять поручение президента назначили основателя федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «КИНО СИТИ» Эдуарда Пичугина, а председателем совета директоров ОАО «Киностудия «Ленфильм» был утвержден Федор Бондарчук.

Думалось, скандалы вокруг «Ленфильма» поутихли. Но, как оказалось, лишь на время. В конце декабря прошлого года прошел слух, будто студию снова хотят приватизировать, и это в объявленный Министерством культуры Год кино. Для разъяснений ситуации мы обратились непосредственно к генеральному директору «Ленфильма» Эдуарду Пичугину.

Административный корпус на Каменноостровском, 10, встречает плакатами фильмов Григория Козинцева «Гамлет» на входе и «Чапаева» братьев Васильевых – на проходной. Стандартный советский набор: проверенные временем, признанные профессионалами киношедевры, где первый к тому же олицетворяет «правильное» на сегодняшний день отношение к классическому тексту; второй служит олицетворением русской идеи, способствует воспитанию патриотизма и героизма, так сказать.

В кабинете Эдуарда Пичугина, светлом и просторном, тоже все вполне «стандартно»: слева в углу – иконы в серебряных и золотых окладах; в центре – двуглавый орел; чуть поодаль – портрет президента. На огромном рабочем столе – описание проектов, буклеты, роскошный фотоа льбом к картине Алексея Учителя «Матильда» (о жизни балерины Матильды Кшесинской).

На вопрос о судьбе компании директор уверенно отвечает, что все происходящее – «лишь слухи»: «Какая-то волна поднялась в конце декабря… кто-то из чиновников сказал о некой инициативе, но поручений нет. Но, вы знаете, совершенно правильные идут тенденции, необходимые для выправления кризисных бюджетных ситуаций, когда государство избавляется от некоторых активов, идет на непопулярные меры, такие как приватизация». Затем поправляет: «Но мы не балласт. Мы – рабочая киностудия. Я думаю, здесь речь шла скорее о тех киностудиях, которые не работают в своем сегменте, а только числятся, а фактически их нет: там уже давно перепрофилированный центр или вовсе название и руины. Что здесь сделаешь? Можно только взять и продать. И это разумное решение проблемы. Там продали – в другом месте вложились и развили. Однако киностудии «Ленфильм» это не должно касаться, ведь не все деньгами меряется в жизни. Даже в период войны мы «Ленфильм» сумели сохранить. Надо понимать: как только акции кинокомпании попадут в частные руки, здесь тут же возникнет девелоперский проект: кинопроизводство закончится. Это уже обсуждали три года назад. Мы же находимся в центре города, здесь золотая земля: целых пять гектаров в исторической части…»

Эдуард Пичугин, как никто, знает, о чем говорит: на этих пяти гектарах «золотой земли» буквально три года назад были руины – канализация прогнила, котельные находились в аварийном состоянии, производство стремительно приближалось к нулю, а долги – столь же стремительно – росли. Необходимы были экстренные вливания средств, поэтом у после долгих слушаний в июне 2013 года, в рамках Петербургского международного экономического форума, банк ВТБ заключил с ОАО «Ленфильм» соглашение об открытии кредитной линии на сумму 1,53 млрд рублей сроком на десять лет, гарантом которой выступило государство.

Сегодня, после реконструкции, «Ленфильм» – это девять рабочих павильонов плюс готовящийся десятый, предназначенный для пост-продакшена, включающий две студии перезаписи Dolby Atmos, тон-ателье, несколько монтажных студий (он будет введен в эксплуатацию в этом году); школу переподготовки кадров, в которой, пройдя серию мастер-классов у специалистов, приглашенных из-за рубежа, и обучающую программу, можно будет получить диплом образца Министерства образования, и огромный киноцентр. В киноцентре, том самом желтом здании с колоннами, что виднеется со стороны Каменноостровского, на котором гордо написано «Ленфильм», сегодня можно записаться на экскурсию и узнать об истории концерна, восходящей аж к 1914 году; посмотреть хорошее кино в уютном зале на 200 мест; провести время за беседой в уютном кафе; посетить небольшой магазинчик и приобрести сувенирную продукцию с изображением любимых киногероев. В общем, настоящее место паломничества патриотически настроенных киноманов.

«Ленфильм» как символ города возродился из пепла, подобно птице Феникс, и уже никуда не уйдет – останется здесь, на Каменноостровском, 10, навсегда. Дальше – только укреплять и развивать: и на юге, и на севере», – поясняет Эдуард Пичугин. А потому в планах компании активное расширение территорий – еще один киноцентр отстроят в Кронштадте, сейчас «Ленфильм» ведет активные переговоры с комитетами Смольного о передаче под нужды киностудии бывшего военного городка на улице Зосимова. В здании бывшей оборонительной казармы площадью почти 25 тыс. кв. метров могут разместить съемочную базу студии – это цех подготовки съемок, костюмерные и выставочные пространства. Рядом со зданием находится более 4 га земли. На них можно возвести съемочные павильоны. Помимо собственно развлечений, музея хранения костюмов, там будет работать гостиница, предназначенная для съемочных групп.

По словам главы «Ленфильма», с городскими властями уже подписано соглашение о предоставлении около десяти гектаров земель под строительство натурного павильона – «Ленфильм-парка», который, по последним данным, вероятнее всего, построят в муниципальном округе Пулковский меридиан.

Согласно замыслу, парк должен стать большой развлекательно-интерактивной зоной – в нем разместятся новые кино-производственные и складские помещения, автобазы, павильоны. Кроме того, это будет мультимедийная площадка для натурных съемок – киногород, в котором представлены целые улицы Петербурга, с отдельными частями, предназначенными под съемки военных и исторических картин. Желающие ознакомиться с кинопроцессом смогут записаться на экскурсии и посетить новое строительное чудо. На «Ленфильме» рассчитывают, что «Ленфильм-парк» станет популярным туристическим объектом, ежегодно принимающим до миллиона туристов.

«Власти, конечно, помогают, особенно в Год кино. Чиновники тратят личное время на консультации, Георгий Полтавченко лично присутствует на худсоветах (их не так давно возродили, ограничившись двумя – малым и большим); не берут денег за съемки на улицах города. Например, надо было нам в Кронштадте перекрыть улицу для съемок и завезти снег, и власти помогли. И за это не надо платить… это важно», – делится Эдуард Пичугин.

«Но большею частью действуем, как говорил герой Никиты Михалкова в рязановском «Вокзале для двоих»: «Верунчик, Верунчик, сама-сама». Бюджетных субсидий и ассигнований не было, – поясняет Эдуард Пичугин. – Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Сами себя за волосы, как Мюнхгаузен, вытащили. Студия работает как акционерное общество – выживаем за счет собственных сил. Мы не госпредприятие, к сожалению». Госпредприятие в этой области одно – «Мосфильм». А «Ленфильм» – акционерное общество. Правда, на вопрос: «Кому принадлежат акции?» – уверенно отвечают: сто процентов – государству. Поди разбери.

Но как бы то ни было, а крепкий хозяйственник Эдуард Пичугин, одинаково увлеченно рассказывающий о закупке нового оборудования и о новых проектах, неплохо разбирающийся и в том, и в другом (что, надо отметить, редкость), за три года кинопроизводство практически восстановил. Сейчас «Ленфильм» в общей сложности вовлечен в 153 кинопроекта, включающие художественный полный метр, короткий метр, документальные и мультипликационные картины. В ближайших планах: выход лент Сергея Снежкина, Алексея Учителя, Алексея Германа-младшего, Александра Сокурова; цикл короткометражек от лучших женщин-режиссеров под названием «Петербург. Селфи» (аналог киноальманахов «Париж, я тебя люблю!»); съемки масштабного фильма для телевидения о блокаде, сценарий для которого написал Александр Бородянский (литературная основа – Даниил Гранин). Уже один список имен звучит как волшебная мантра! Очевидно стремление руководства к грамотному сочетанию актуального материала и проверенных мастеров, востребованных в том числе и в фестивальном сегменте: и Учитель, и Герман-младший, и Сокуров – лауреаты не только большинства российских премий – международных кинофестивалей класса А.

Возможно, подобными темпами воскрешения советского прошлого с его любовью к классике, фабульным историям, системе худсоветов мы и придем к тому, что важнейшим из искусств для нас опять явится кино, что киноманам, надо отметить, лишь на руку.


«Эксперт Северо-Запад» №5-6 (724)
Автор
Яна Постовалова, Алена Грибанова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе