Берлин взял равнение на гламурный Канн

Самый политизированный фестиваль ожидает наплыв французских и американских звезд
7 февраля открывается 63-й Берлинский кинофестиваль, в конкурсной программе которого Россию будет представлять «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова.

Расхожее мнение, что Канн — гламурный, Венеция — артистичная, а Берлин заточен под политику и социальность, конечно, уже стало условностью, но лишь отчасти. Что, впрочем, не помешало одному из самых значительных европейских режиссеров, австрийцу Ульриху Зайдлю, равномерно распределить свою трилогию «Рай» между тремя основными фестивалями: Канн увидел «Рай: Любовь», Венеция — «Рай: Веру», а Берлину досталась «Рай: Надежда». И если героинями двух первых частей трилогии были сестры, перешагнувшие 50-летний рубеж, то в «Надежде» это 13-летняя девочка-подросток, дочь одной из сестер.

Пока мать отправляется на поиски сексуальных приключений в Кению, а тетка ищет себя в миссионерской деятельности, Мелани (так зовут девочку) живет на строжайшей диете в специальном лагере для детей с лишним весом. И влюбляется во врача, который на 40 лет ее старше. Так что, похоже, надежда, в интерпретации Зайдля закольцовывается с любовью.


Ульрих Зайдль, который сам представит свою картину уже в первый рабочий день Берлинале, — не единственный любимец больших фестивалей в нынешнем конкурсе. Участвуют в нем и режиссеры каннской «закваски», в том числе и Стивен Содерберг с фильмом «Побочный эффект», который собрал рекордное количество звезд: Руни Мара, Кэтрин Зета-Джонс, Джуд Лоу, Ченнинг Татум. Героиня новой картины Содерберга не может справится с депрессией и попадает в психиатрическую клинику, но вот процесс «излечения» оказывается очень странным.  


Еще один лауреат «Золотой пальмовой ветви» Канна, Гас Ван Сент, привезет в Берлин психологическую драму с социальным уклоном «Земля обетованная» с Мэттом Дэймоном в главной роли.


Не секрет, что каждый большой фестиваль ведет протекционистскую политику по отношению к кинематографу своей страны, включая его в программу по максимуму, — так что Московский кинофестиваль, который часто упрекают в кумовстве, всего лишь существует в рамках общей тенденции. Но Берлин в этом году помимо американского приобретает еще и выраженный французский акцент. В программе — несколько фильмов, сделанных либо во Франции, либо в копродукции с ней, с большими французскими актрисами. Это «Камилла Клодель» Брюно Дюмона, где возлюбленную Родена сыграет Жюльет Бинош, «Выезжаю» Эмманюэль Берко с Катрин Денев, «Монахиня» (по Дидро) Гийома Никлу с Изабель Юппер в одной из ролей.


Если говорить о звездах-актерах, участвующих в фестивале, необходимо вспомнить и Шайу Лабафа. Порвав с «Трансформерами», молодая голливудская звезда старательно и последовательно пытается завоевать репутацию актера авторского кино. В Берлине его ждут с фильмом американского режиссера Фредрика Бонда «Необходимая смерть Чарли Кантримена» (в российском прокате «Влюбиться до смерти»).


Главной же сенсацией Берлинале стало включение в программу фильма «Закрытый занавес» иранского режиссера Джафара Панахи, который с 2010 года отбывает наказание в тюрьме, куда он попал из-за своих политических взглядов. А после освобождения ему предстоит запрет на профессию. Этому режиссеру выражалась поддержка на всех главных мировых фестивалях последних лет, но Берлин пошел дальше других. Все-таки недаром он считается самым острым с политической точки зрения кинофорумом.


А вот выбор председателя жюри явно происходил вне учета политической направленности: Вонг Кар-Вай, от которого во многом будет зависеть распределение призов, в кинематографе все-таки больше эстет, чем политик. Его новый фильм «Великие мастера», сделанный, кстати, при участии Франции, покажут на открытии фестиваля. Вопреки названию, речь в нем пойдет не о художниках Возрождения (хотя, в принципе, от Кар-Вая можно было бы ожидать и такого кино), а о мастерах кунг-фу.


Заключительная церемония вручения призов на Берлинале состоится 16 февраля.


izvestia.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе