Была бы месть предложена

«Мстители» идут ва-банк в главном блокбастере сезона


В анналы мировой истории 1963 год вошел не только вероломным убийством президента Кеннеди, негаданной эпидемией тифа в швейцарском Зерматте и воистину эпическим противостоянием в конкурсе Московского международного кинофестиваля фильмов «8 1/2» и «Знакомьтесь, Балуев!» (завершившимся, понятное дело, совсем не в пользу последнего), но как минимум еще одним событием ничуть не менее значимым. В сентябре силами уже тогда легендарного автора комиксов Стэна Ли, а также художников Джека Кирби и Дика Эйрса свет увидел первый выпуск новой серии рисованных историй от компании Marvel под названием «Мстители».



Самые популярные марвеловские персонажи — Тор, Халк, Капитан Америка и прочие, вплоть до Человека-Муравья и его подруги Осы, — объединились перед лицом всепланетной опасности, чтобы стать «командой самых могучих чудо-богатырей земли… ну или чем-то в этом роде», как некогда заметил один из старожилов мстителей — Железный Человек и, как всегда, угодил в самое яблочко.


На протяжении более чем пятидесяти лет и сотен комиксовых книжек мстители пережили умопомрачительное количество приключений, одолели бесчисленное количество злодеев всех мастей, сходились и распадались, путешествовали в прошлое и будущее, в полном составе погибали и возрождались в параллельных мирах, нередко бились с недавними соратниками и по мере сил воспитывали себе достойную смену. Они стали знаковыми фигурами современного масскульта, хотя для того, чтобы превратиться в полноправных титанов духа, мстителям необходимо было выбраться из пусть цивилизованной, комфортабельной и обширной, но все-таки резервации.


Помочь им в этом мог, разумеется, лишь кинематограф, но до самого последнего времени представить себе что-либо адекватное их графическим похождениям в формате художественного кино было проблематично: у Голливуда элементарно не хватало технических мощностей. Все изменилось в 2008 году, когда на экраны вышел самостоятельно спродюсированный студией Marvel, побивший кассовые рекорды и при этом — что редкость — очень полюбившийся критикам фильм Джона Фавро о Железном Человеке. Те зрители, которым хватило терпения досидеть в зале до конца финальных титров, были вознаграждены «секретным» эпизодом, в котором в гости к Железному Человеку, он же в миру Тони Старк (Роберт Дауни-младший), пришел выразительный одноглазый мужчина в кожаном плаще (Сэмюэль Л. Джексон), представился главой секретной организации «ЩИТ» Ником Фьюри и сообщил, что Старк «является частью огромной Вселенной, о существовании которой пока даже не подозревает».


А уже пару месяцев спустя, когда на экраны вышел «Невероятный Халк» Луи Леттерье с Эдвардом Нортоном, фанатам вновь пришлось задержаться в зрительном зале дольше обычного — на этот раз после финальных титров теперь уже Тони Старк собственной персоной сообщал главному противнику Халка генералу Россу (Уильям Херт), что «команду собирают вместе». С этого момента стало окончательно ясно, что мстители никак не обойдутся без собственного фильма и ждать осталось всего ничего. Но до того момента, когда чудо-команда удостоилась отдельного фильма, на экраны успели выйти второй «Железный Человек» (2010) того же Фавро, «Тор» (2011) Кеннета Браны с Крисом Хемсвортом в заглавной роли и «Первый мститель» (2012) Джо Джонстона, в котором Капитана Америку сыграл Крис Эванс. Все эти фильмы были бы безоговорочно прекрасны и сами по себе, но предчувствие неминуемого союза «чудо-богатырей» придало им дополнительное очарование: в успехе грядущих «Мстителей» теперь уже вряд ли кто-нибудь сомневался.


С первых дней съемок было понятно, что новый фильм будет не просто высокобюджетным боевиком с использованием новейших спецэффектов и неизбежного сегодня для проекта такого масштаба формата 3D, но и произведением во всех смыслах многомерным. С самого начала, еще во времена первых комиксов о мстителях, они позиционировались не просто как ходячие (или летающие, а то и способные превратиться бог знает во что) функции, но самые настоящие драматические характеры. Крестный отец «Мстителей» Стэн Ли так объяснял свой подход к персонажам: «Мне кажется, они столь популярны потому, что мы наделяем их сильными и слабыми сторонами как самых обычных людей, поэтому они были бы интересны публике, даже если бы у них не было сверхъестественных способностей… Авторы комиксов часто допускают одну ошибку — они полностью игнорируют характер человека под маской, сосредоточившись на его сверхспособностях. Такие персонажи и сюжеты менее удачны. А в «Мстителях» у каждого героя есть какая-то слабая сторона, недостаток или проблема, и это делает их объемными и живыми, их собственные истории играют новыми красками. Это уж не говоря о том, что они спасают наш мир».


Величайшим супергероям всех времен пришлось впервые работать плечом к плечу, и для них это стало самым сложным испытанием. Действительно, что общего может быть у Железного Человека — мультимиллионера, изобретателя и плейбоя из высшего общества Тони Старка и скандинавского бога-громовержца Тора? У Капитана Америки, Универсального солдата ВС США, замороженного на долгие годы в антарктических льдах, и Брюса Баннера (единственный персонаж из уже снятых фильмов, сменивший исполнителя — Эдварда Нортона заменил Марк Руффало), жертвы собственного научного эксперимента, вынужденного в приступах гнева превращаться в зеленого великана Халка, громящего все на своем пути? Лучшего снайпера в мире Клинта Бартона (Джереми Реннер), известного под псевдонимом Соколиный Глаз, и королевы шпионажа Наташи Романофф (Скарлетт Йохансен), она же Черная Вдова, пред чьими чарами не в силах устоять никто из смертных и даже некоторые небожители? На этот животрепещущий вопрос ответ искали всем миром, не исключая сыгравшего Тора Криса Хемсворта: «Насколько мстители сильны и уникальны, настолько же каждый из них своеобразен. Когда они встретились, каждый из них был по-своему лидером. Это стало серьезным испытанием и привело к конфликту. Кто будет управлять происходящим? Кто встанет у руля? Когда мы все наконец отбросим в сторону собственное эго? Каждый из нас потратил время, чтобы присмотреться к остальным и понять, как мы можем составить единый пазл».


В том, что «Мстителям» уготована судьба одного из непререкаемых кассовых чемпионов этого года, сомнений не было ни у кого, да и откуда им взяться, если совокупный доход от предыдущих фильмов франшизы на сегодняшний день уже обогнал «Гарри Поттера» и вплотную приближается к показателям «Аватара»? Но в данном случае речь идет не просто об удачном коммерческом боевике, но и о кинопроизведении самого высокого уровня, картине, на самом деле выдающейся. Режиссеру Джоссу Уидону оказалась по плечу абсолютно невозможная авантюра — он снял фильм, который можно считать состоявшимся во всех возможных аспектах, в том числе тех, о которых еще на заре проекта рассуждал продюсер Marvel Кевин Файги: «Тональность всех наших фильмов разная, однако все они следуют классической марвеловской рецептуре, в которую входят такие ингредиенты, как исполнение желаний, экшн, приключения и высочайшие ставки». К этому и без того внушительному списку можно с уверенностью добавить по-настоящему высококлассный, ручной выделки юмор, помянутую уже «правду характеров» и изумительно темперированный ритм, не дающий перевести дыхание без малого два с половиной часа, пока идет фильм. Все это видно невооруженным взглядом, и поэтому куда как логично, что большинство первых рецензий на «Мстителей» не стесняются превосходных степеней и снабжены по большей части рейтингом «пять звездочек из пяти возможных». Как ни сложно поверить в это поклонникам артхауса, но Уидон на самом деле сотворил шедевр, причем не «в своем роде» или «внутри жанра», а просто. По гамбургскому счету.


Но самое главное — именно с пришествием «Мстителей» эстетика классического американского комикса окончательно перестала быть маргинальной отрадой для узкого круга полусумасшедших ценителей. «Мстители» раз и навсегда переносят комикс в область мейнстрима: фильм этот точно посмотрят и (что совсем уж невероятно) полюбят даже те, кто слыхом не слыхивал ни о каких супергероях, более того, отлично без них обходился. И скорее всего большая часть новообращенных поймают себя на мысли, что не видели в своей жизни ничего более выразительного, эффектного, да и просто красивого, чем красно-бело-синий щит Капитана Америки, доспехи Железного Человека... а то и легендарные семейные трусы Халка, меняющиеся в размерах вместе со своим хозяином. Супергерои становятся истинными властелинами мира и полномочными послами мировой культуры как таковой. От них теперь «не спрятаться, не скрыться» ни в тишине архивного склепа, ни в громокипящей кутерьме постмодерна. Сопротивление бесполезно — и, положа руку на сердце, экспансии этой сопротивляться совершенно не хочется. Как пели в свое время за кадром совсем других «Мстителей», «если только над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем, вы нам только шепните — мы на помощь придем!»


Светить всегда, светить везде!


Сценарист в третьем поколении, счастливый отец двоих детей и ярый борец за права геев, Джосс Уидон является одним из тех самородков, коими на самом деле прирастает Голливуд (даже если на самой фабрике грез об этом и не догадываются). Первым фильмом по своему сценарию, «Баффи — истребительница вампиров» (1992), Уидон остался недоволен и в 1996 году создал одноименное телешоу, которое продержалось в эфире семь сезонов и заслужило звание «самого интеллектуального и самого недооцененного сериала» (New York Times). За «Баффи» последовали «Ангел» (1999–2004), «Светлячок» (2002–2003), «Музыкальный блог доктора Ужасного» (2008) и «Кукольный дом» (2009–2010), предвосхитившие и во многом спровоцировавшие нынешний сериальный бум. Кроме того, Уидон «лечил» сценарий «Скорости» (1994), был выдвинут на «Оскара» за первую «Историю игрушек» (1995), писал сценарии к четвертому «Чужому» (1997) и мультфильмам «Титан: После гибели Земли» (2000) и «Атлантида: Затерянный мир» (2001), а также безупречно дебютировал в режиссуре фильмом «Миссия Серенити» (2005) по мотивам «Светлячка». Только что на экраны вышел еще один долгожданный проект по уидоновскому сценарию, «Хижина в лесу» (2011), а до конца года запланирована премьера осовремененной версии шекспировской комедии «Много шума из ничего», которую Уидон написал и поставил — в обстановке строгой секретности, меньше чем за две недели и чуть ли не у себя  дома — параллельно с «Мстителями».

Станислав Ф. Ростоцкий

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе