Частники и госучастники

«Итоги» выяснили, на что готовы потратить государственные деньги отечественные кинокомпании 

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба решила разобраться с Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Речь идет о нарушениях, связанных с новым процессом перераспределения бюджетных средств. А точнее, с механизмом отбора грантополучателей. Напомним, что в марте этого года был обнародован список из восьми крупных кинокомпаний, которые признаны достойными получить от государства по 250 миллионов рублей на поддержку производства и проката фильмов. На фонд поддержки отечественной кинематографии в ФАС пожаловалась юридическая компания «Правовой департамент» с подачи некой анонимной продюсерской фирмы. Нетрудно догадаться, что сделать это мог любой из отечественных киномагнатов, оттесненный от госкубышки. Когда была обнародована новая схема госфинансирования, касающаяся лишь узкого круга компаний, Гильдия продюсеров направила в правительство письмо. В нем кроме критики новой системы (так, например, глава арт-хаусной компании «Кино без границ» Сэм Клебанов обозвал новую систему «абсурдным монстром, гибридом ужа и ежа») были и конструктивные предложения. В частности, о том, что нашему кинорынку требуются не только деньги, но и цивилизованное законодательство. К сожалению, призыв так и не был услышан. Кого-то это подстегнуло на более решительные действия.


Управляющий партнер «Правового департамента» Дмитрий Дмитриев заявил «Итогам», что в процессе отбора «лидеров кинопроизводства» была нарушена статья 15 Закона «О защите конкуренции». Ситуация, по его словам, такова: «В правительственную комиссию по поддержке кинематографа, попечительский совет фонда поддержки кинематографии, а также в экспертный совет фонда входят те же лица, которые и являются получателями бюджетных средств. Отчет, на основании которого были выбраны лидеры кинематографа, составлен «независимой компанией» Movie Researсh, партнерами которой также являются получатели госденег». Скажем, в совет, регулирующий работу фонда помимо других входят актер и режиссер Никита Михалков и продюсер Леонид Верещагин. Их компания «ТРИТЭ» — одна из восьми осчастливленных киностудий. Впрочем, как нас заверили на студии, никаких конкретных планов производства фильмов у «ТРИТЭ» пока нет. Стало быть, и денег государственных они еще не видели. Ведь финансирование открывается только под конкретные проекты. А перед этим нужно подготовить кипы справок, составить трехгодичный план выхода картин. Также необходимо положительное заключение действующего при фонде экспертного совета, придирчиво читающего сценарии. Пакет не сформирован и у компании «СТВ» — это произойдет в течение ближайших недель. Не готовы распространяться о перспективах и в «Дирекции кино» (впрочем, в Интернете уже гуляет рекламный ролик байопика «Высоцкий» режиссера Петра Буслова. Продюсером картины является Анатолий Максимов — один из руководителей «Дирекции»).

Непонятно, когда у студий появятся конкретные планы. Возможно, говорят эксперты, стоило бы предусмотреть и такой вариант, что кто-то из «большой восьмерки» свой ход может пропустить. В конце концов, кинопроекты растут не на деревьях, а в головах — мощные идеи под живые деньги не всегда появляются. Место неопределившихся студий могли бы, к примеру, занять компании, стоящие в рейтинге Movie Researсh на девятом или десятом месте, в том случае если у них есть сверстанные проекты. Или можно было бы отдать деньги более расторопным участникам «восьмерки», у которых планов громадье. Тем более что таковые имеются.

Согласно условиям фонда по предоставлению средств компания должна выпустить и прокатать минимум три фильма. Итак, на что же пойдут два миллиарда рублей налогоплательщиков?

Наибольшее количество заявок подал «Централ Партнершип» — целых семь. При этом госдоля в общем бюджете проектов составляет 40 процентов. «Развитие киноиндустрии во многом зависит от продюсеров. Именно поэтому мы и сами инвестируем очень серьезные деньги в картины с госучастием», — заявил «Итогам» глава компании Рубен Дишдишян. Самый дорогой проект — мистический экшн «Темный мир» Антона Мегердичева — оценен в 155 миллионов рублей. Третья часть боксерского боевика «Бой с тенью» будет стоить 154 миллиона рублей. Криминальная драма «Дом» Олега Погодина обойдется в 123 миллиона. А есть еще комедии: «Небесный суд» Алены Званцовой — общий бюджет 30 миллионов рублей, «Пять невест» Карена Оганесяна — 60 миллионов, «Свадьба по обмену» Дмитрия Грачева — 66 миллионов, «Два дня» Авдотьи Смирновой — 50 миллионов.

Все проекты, как видно из перечня, сплошь «энтертейнмент». А ведь когда реформа только стартовала, были опасения, что бюджетные деньги пойдут исключительно на госзаказ. И все кино станет ура-патриотическим. Но не тут-то было. «Кому-то в это не хочется верить, но нас никто не призывал снимать ценностные фильмы про «наш паровоз, вперед лети», — рассказал глава компании «ПРОФИТ» Игорь Толстунов. — По моему мнению, государство заинтересовано в том, чтобы у компании был сбалансированный пакет фильмов, отвечающих запросам разных зрительских аудиторий». В планах «ПРОФИТ» помимо приключенческой комедии с рабочим названием «Номер 13» и зрелищного триллера «Метро» есть еще и авторские проекты. Так, «ПРОФИТ» снимает историческую драму о Семипалатинском полигоне «Испытание» режиссера Павла Чухрая. Кроме того, сценарист Александр Родионов пишет новую историю для Валерии Гай Германики. На все проекты «ПРОФИТ» уже открыто финансирование. «Пока ни к одному из нас ФАС не обращалась, — говорит Толстунов. — Поскольку в подобных случаях предусмотрена процедура взаимодействия с ФАС, я считаю, что проблема будет решена. Ведь новый механизм распределения господдержки прошел серьезную экспертизу».

Что касается Федора Бондарчука, то он буквально фонтанирует планами. В его компании «Арт Пикчерс» рассказали, что студия уже получила деньги на производство трех фильмов. Военная драма «Сталинград» обойдется в 30 миллионов долларов, экранизация «Духless» Сергея Минаева — в 3 миллиона, а совместная с «Централ Партнершип» комедия «Два дня» — в 1 миллион 600 тысяч долларов. Также из фонда будут получены средства на прокат фильмов «Парень с шоколадной фабрики» и «Зайцев, жги! История шоумена». В ближайшее время «Арт Пикчерс» планирует подать заявку на поддержку производства картины «Одноклассники.ru» и прокат фильма «Зона турбулентности». Компания вкладывает деньги в «интересное, социально-значимое, качественное кино, которое будет успешно в прокате и востребовано зрителями». А вот «Базелевс» Тимура Бекмамбетова видит свою миссию в «защите семейных, традиционных и национальных ценностей». В партнерстве с государством студия снимает как минимум две комедии — «Новый год шагает по стране» и «Выкрутасы». «Поскольку все наши фильмы финансируются с участием частных инвесторов, мы используем рыночные критерии при оценке запускаемых проектов. Бюджеты мы не раскрываем, так как производство еще не окончено», — говорят в компании. В ближайших планах восьмой по счету студии, «Рекун», продолжение нашумевшего боевика «Охота на пиранью» ценой в 7 миллионов долларов, а также мелодрама и семейная комедия — на них «Рекун» потратит в общей сложности порядка четырех миллионов долларов. «Основная цель фонда — становление кинобизнеса, — рассказал «Итогам» продюсер студии Илья Неретин. — Правительство хочет, чтобы мы зарабатывали деньги. Поэтому картины должны быть кассовыми. Государство демонстративно не дает никаких своих директив и не высказывает пожеланий. Но нам и так понятно, что нельзя снимать порно или кровавые фильмы ужасов».

Итак, почти все грантополучатели намерены завалить отечественного зрителя комедиями, лирическими мелодрамами или, на худой конец, боевиками. Собственно, оно и немудрено. Как бы ни убеждали кинодеятели, что государство полностью полагается на их профессиональный опыт, бесплатным сыр бывает только известно где. Так, в условиях предоставления средств на производство и прокат фильмов, утвержденных приказом фонда № 10 от 29 апреля 2010 года, черным по белому написано: «Проекты должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации». Иными словами, быть «социально значимыми», «обладать творческим своеобразием и выразительностью», «обладать прокатным потенциалом, то есть быть востребованными российским обществом». Что еще, кроме легких мелодрам, веселых комедий и мощных блокбастеров, может отбить вложенные госсредства? К тому же, согласно одному из пунктов условий, фонд претендует на часть средств от проката фильмов, созданных с госучастием. Конечно, скромный арт-хаус, не имеющий мощной поддержки, денег не вернет. Однако он мог бы принести дивиденды в виде фестивальных наград, расплатиться с государством не материально, а морально.

В общем, под каким углом зрения ни посмотри на реформу господдержки, видно, что она сыровата. Эксперты признают: рейтинг кинокомпаний был составлен практически на коленке, что и доказал на прошедшем «Кинотавре» организованный компанией Movie Research круглый стол. Не сумев внятно ответить на конкретные вопросы и замечания, творцы рейтинга признали, что опыта у них в этом деле маловато. Авторы сосредоточились исключительно на цифрах бокс-офиса. А ведь при отсутствии единого электронного билета эти данные нельзя считать стопроцентно достоверными. Но главное даже не статистические погрешности. В вихре финансовых потоков потонул тот факт, что единой политики в области кинематографа государство так и не сформулировало. «Большая восьмерка» снимет фильмы, наверняка в большинстве своем нестыдные — в списке нет темных лошадок. Короче, какое-то кино у нас будет. Но появится ли кинематограф?..

Стас Лобастов

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе