"Дуэлянт": без осечки, без промаха

Мировая премьера исторического блокбастера Алексея Мизгирева пройдет в ближайшие дни на одном из главных мировых кинофестивалей, в Торонто [видео].
Рассказ о петербургских тайнах, роковых страстях и безжалостной мести. 
Фото: Кадр из фильма "Дуэлянт"


Автор знаковых фильмов российской «новой волны» «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой», многократный фестивальный лауреат Мизгирев по собственной воле вышел из гетто камерного «артхауса», решив вдохнуть полной грудью воздух большого (по нашим меркам) бюджета и широкого релиза в формате IMAX. И, благодаря поддержке продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, сработал полотно другого размера, при помощи иных красок.

При этом даже в рассказе о петербургских тайнах, роковых страстях и безжалостной мести умудрился остаться самим собой – серьезным, мрачным русским художником, без всяких иллюзий взирающим на этот мир и не находящим особых причин им восхищаться. Чувствуя текущую российскую жизнь как мало кто в нашем кино, Мизгирев и костюмированную историю из времён, когда дороги в России были еще хуже чем сейчас (проезжую часть Петербурга для съемок специально наводняли грязью и льдом – вообще северная столица во всех ее роскоши и распаде становится одним из главных действующих лиц фильма, отнюдь не просто местом его действия), снимает с современным цинизмом и драйвом, без всякого пиетета «перед предками» и тем более без всякой манерной салонности. С упором как на психологизм российской актерской школы (Петр Федоров и Владимир Машков дают мастер-классы по погружению в роль и вживанию в образ), так и на завиральную энергетику мировой приключенческой классики. В равной степени вдохновляясь и традициями великой русской литературы, и достижениями современного зрелищного кино - того его сегмента, в котором работают не опущенные ремесленники, кропающие франшизы и ремейки, а амбициозные авторы – такие, как, например, перебравшиеся в Голливуд мексиканцы Иньярриту, Куарон, Гильермо дель Торо.

Как и они, Мизгирев снимает настоящее мужское кино. Мало кто в нашем кино дает зрителю такое мясо, в том числе и в самом прямом смысле этого слова. Но мужское начало, легко ощущаемое уже в названиях картин Мизгирева («Кремень», «Конвой»), не мутирует в «Дуэлянте» в его легкие заменители, не приобретает в угоду жанру обертон фальшиво-натужной брутальности. Герой «Дуэлянта» в исполнении демонического Петра Федорова – еще больший кремень, чем персонаж одноименного фильма. Это мрачный трагический герой с изломанной психикой, параноидально одержимый идеей вернуть своему имени честь, отобранную негодяем. И добивающийся ее вполне бесчестным образом, доступным только ему - заговоренному алеутским шаманом живому трупу, - выполняя на дуэлях заказы на убийства.


Мизгирев снимает настоящее мужское кино. 
Фото: Кадр из фильма "Дуэлянт"


Внятно и бегло рассказывая этот сложносочиненный, парадоксальный сюжет, Мизгирев знает, как удержать и куда направить зрительское внимание. И хотя рассказываемая история вызывает в памяти массу культурных ассоциаций, режиссер отказывается жонглировать цитатами и подмигивать близким знакомым, его цель - эмоционально зацепить как можно более широкую аудиторию. Ему удается это вместе с собранными в результате идеального кастинга актёрами, создавшими галерею убедительных образов - не только первого плана, но и второго плана. Подобный густой, подробный профессионализм в нашем кино практически забыт – в большинстве случаев авторы не в состоянии придать свои бледным теням хоть какое-то 3D-измерение, и публика забывает об их (супер)героях, едва дожевав свой поп-корн. Нетипичной для отечественного экрана являются и большое романное дыхание – не до конца реализованное, но явно ощущаемое в картине, и вопиющая оригинальность сценария – тем более уникальная на фоне бесконечных перелицовок старых советских фильмов и самопародийных отечественных калек с Голливуда, рассыпающихся в труху. Тоже самое можно сказать и о проработке исторических деталей, культуре и качестве изображения (заслуживают особого упоминания некоторые композиционные решения Максима Осадчего), в том числе качестве компьютерной графики.


Петра Федорова - человек с изломанной психикой, параноидально одержимый идеей вернуть своему имени честь


Сняв картину о чести - субстанции нематериальной, уже едва существующей и мало занимающей кого-либо в век комфорта и конформизма, Мизгирев продемонстрировал и свое романтическое начало, чего от этого мачо-автора мало кто ожидал. Новообретенный романтизм Мизгирева (не путать с сентиментальностью – ее в «Дуэлянте» нет, особенно если мысленно отключить музыку Игоря Вдовина) сумрачен и скуп. На фоне повсеместной скользкой тусовочной ироничности, цена которой – рубль в базарный день, это тоже признак силы и мужества режиссера, чьи работы как стояли, так и продолжают стоять особняком в отечественном кино.

В российский прокат «Дуэлянт» выйдет 29 сентября.

Дуэлянт - трейлер.


Мировая премьера исторического блокбастера Алексея Мизгирева пройдет в ближайшие дни на одном из главных мировых кинофестивалей, в Торонто
Автор
Стас ТЫРКИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе