Джихад и дегенеративное искусство

Первой в конкурсе была показана поэтическая драма малийца Абдеррахмана Сиссако "Тимбукту". В этом занесенном песками местечке с названием из сказок и песенок, как оказалось, свирепствуют исламисты — неразличимые альфа-самцы, одержимые джихадом и идеей отстаивания традиционных ценностей. Считая хиджаб чересчур легкомысленным облачением, они требуют от женщин скрывать свои ладони и ступни и, будь на то воля Аллаха, замуровали бы их заживо. Они смело вторгаются в жизнь незнакомых семей , побивают камнями за самый невинный блуд и считают вполне нормальной практикой насильственный увод понравившихся им девушек из родительского дома под угрозой расстрела.

Лучшим фильмом Каннского фестиваля пока является и, вероятно, долго пребудет «Мистер Тернер» Майка Ли
Сиссако избегает прямой негодующей публицистики, прибегая к прозрачной, исчерпывающей, однако вовсе не примитивной образности. При этом она часто вдохновлена не страшной африканской реальностью, а усвоенным автором в годы обучения во ВГИКе очень хорошим кино - чего стоит одна сцена детской игры в футбол без мяча (пришедшему с  Запада спортинвентарю в Мали, вероятно, приписывается опасное растлевающее воздействие): прямая цитата из Антониони оборачивается здесь «почвой и судьбой». И неважно придумано это или правда.
Первой в конкурсе была показана поэтическая драма малийца Абдеррахмана Сиссако 

Фото: кадр из фильма
Фильм выдающегося английского классика Майка Ли о другом еще более выдающемся классике Уильяме Тернере подкупает ожидаемым качеством актерского исполнения (один из самых некрасивых актеров человечества Тимоти Сполл не может не получить актерский приз), но удивляет и визуальной мощью, которой раньше не отличались картины Ли, пусть и всегда превосходно снятые. Ли не пытается привнести в жизнь обогнавшего свое время гения излишние драматургию и психологизм, взамен этого фокусируясь на его каждодневных бытовых проявлениях.
По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство - явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов.
Единственный «недостаток» картины Ли - то, что ее, высококультурную и во всех отношениях прекрасную, могли бы снять как раз эти «другие авторы", но никак не Тернер. В ней совсем нет авторского безумия, хотя и очевиден плохой характер режиссера.
ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА С КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
Комсомольская правда

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе