Лучшим фильмом Каннского фестиваля пока является и, вероятно, долго пребудет «Мистер Тернер» Майка Ли
Сиссако избегает прямой негодующей публицистики, прибегая к прозрачной, исчерпывающей, однако вовсе не примитивной образности. При этом она часто вдохновлена не страшной африканской реальностью, а усвоенным автором в годы обучения во ВГИКе очень хорошим кино - чего стоит одна сцена детской игры в футбол без мяча (пришедшему с Запада спортинвентарю в Мали, вероятно, приписывается опасное растлевающее воздействие): прямая цитата из Антониони оборачивается здесь «почвой и судьбой». И неважно придумано это или правда.
Первой в конкурсе была показана поэтическая драма малийца Абдеррахмана Сиссако
Фото: кадр из фильма
Фильм выдающегося английского классика Майка Ли о другом еще более выдающемся классике Уильяме Тернере подкупает ожидаемым качеством актерского исполнения (один из самых некрасивых актеров человечества Тимоти Сполл не может не получить актерский приз), но удивляет и визуальной мощью, которой раньше не отличались картины Ли, пусть и всегда превосходно снятые. Ли не пытается привнести в жизнь обогнавшего свое время гения излишние драматургию и психологизм, взамен этого фокусируясь на его каждодневных бытовых проявлениях.
По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство - явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов.
Единственный «недостаток» картины Ли - то, что ее, высококультурную и во всех отношениях прекрасную, могли бы снять как раз эти «другие авторы", но никак не Тернер. В ней совсем нет авторского безумия, хотя и очевиден плохой характер режиссера.
Комсомольская правда