И полетела бомба

«Помни меня» станет очевидным хитом для эмо-поколения, оставаясь при этом очевидной мутью

Человек-постер Роберт Паттинсон картинно кладет записки на подушку любимой, тяжело переживает смерть брата, сопротивляется ментовскому беспределу, хамит буржуазному папаше, борется за все хорошее и против всего плохого. Кроме того, имеется Неожиданный Финал, который окончательно коронует Паттинсона в главные кинозайки и сделает данный фильм кассовой бомбой. Однако не изменит главного: «Помни меня» ? всего лишь феерическое надувательство и гимн подростковому инфантилизму.

Несмотря на якобы концептуальный финал и претензию на глубину образов, «Помни меня» ? это «еще один фильм с Робертом Паттинсоном» (есть теперь такой жанр в кинематографе). Продюсеры, режиссер и исполнитель главной роли могут сколько угодно надувать щеки, доказывая, что сняли многоплановое и многомудрое кино, но промоушн говорит сам за себя: на сайте картины всем желающим предлагается пройти тест на совместимость с Паттинсоном или сфотошопить «совместную» фотографию. 


Благодаря еще не доснятой тетралогии про вампиров и второплановой роли в «Гарри Поттере», этот британец стал главным девчоночьим мальчишкой «поколения нулевых», ввиду чего вызывает стойкую аллергию не только у кинокритиков, но и ухажеров своих поклонниц. Подобной истерии мир не видел лет десять, с тех пор как в главначпупсах ходил Леонардо ДиКаприо. Карьера тезки Да Винчи грозила закончиться с потерей товарного вида, но за реабилитацию талантливого актера взялся сам Мартин Скорсезе. 

Роберту Паттинсону с реаниматором повезло меньше. Режиссер Аллен Култер более всего известен по работе над сериалами «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано», возможно, именно поэтому «Помни меня» слегка напоминает телевизионное мыло, ужатое до двух часов. 

Нонконформист Тайлер хандрит и бунтует, бунтует и хандрит. Уходит из зажиточного семейного гнезда в съемную квартиру с тараканами и импозантным соседом. Отказывается поступать в колледж в пользу самообразования (походы на лекции без зачетки плюс работа в библиотеке). Пишет письма самоубившемуся брату, имя которого вытатуировал на груди. Много курит, цитирует Ганди, украшает комнату постерами Amnesty International. Носит кеды. Ненавидит отца. Нравится девушкам. Из благородных помыслов вмешивается в частный случай ментовского беспредела, и в итоге сам становится жертвой оного. Сосед подговаривает совратить единственную дочь следователя-беспредельщика из соображений мести, на что благородный герой почему-то соглашается. 

Далее следует история любви, пересказывать которую нет никакого смысла: со времен фильма «Девчата» и «спора на шапку» она не изменилась ничуть. Предложенный набор персонажей (не по годам развитая младшая сестра, невнимательный родитель, придурковатый лучший друг) использовался в ромкомах еще чаще, причем удачные ленты можно пересчитать по пальцам – это либо первонахи, либо примеры жанрового переосмысления (в частности, прошлогодний хит Марка Уэбба «500 дней лета»), к которым «Помни меня», очевидно, не относится. 

Судя по всему, съемочная группа решила, что индульгенцией банальностям выступит Неожиданный Финал. И действительно: разругавший ленту с подобным Неожиданным Финалом ставит на кон не только морду лица (которую фанатки Паттинсона расцарапают по умолчанию), но и репутацию (объявят бессердечной сволочью, и правы будут). Если перевести Неожиданный Финал «на наши деньги», получится что-то вроде «а потом настал 41-й, Паттинсон ушел на фронт»: кто рискнет предъявить такому фильму претензии в год 65-летия Победы, многое про себя узнает. 

Но мы, однако, рискнем. Это фуфло. Фуфло претенциозное, спекулятивное, и тем особенно опасное. Что до Неожиданного Финала, раскрывать который в рамках рецензии нельзя ввиду праведной борьбы со спойлерами, он лишь легитимизирует очевидную киномуть в глазах лирично настроенного кинозрителя. И проблема тут не в использовании запрещенного приема (мы-то думали, что смотрим дурной ромком, а оказалось «про войну»; вы бы еще «Американский пирог» так зафиналили), а в том, что никакой дополнительной интеллектуальной нагрузки этот Неожиданный Финал не несет, оставаясь таблеткой плацебо. Очевидное Зло в принципе не нуждается в каком-либо осмыслении, на то оно и Очевидное Зло. Гораздо сложнее с тем злом, что маскируется под добро (в случае с США примеры можно подгонять вагонами), но подобную тему разумней оставить кинематографистам уровнем повыше. 

Понятно, что кассу «Помни меня» соберет в любом случае, а равно и множество восторженных отзывов в уютных девичьих (и не только) бложиках. Последнее обстоятельство, к слову, даже дает картине шанс стать некой поколенческой вехой: Неожиданный Финал – весомо, грубо, зримо – ставит прижизненный памятник молодежному инфантилизму, утверждает абсолютную правоту бессмысленной подростковой бузы. 

Вряд ли мы имеем дело с новым «Бунтовщиком без причины» ? накал эмоций не тот, да и Паттинсон, в отличие от Джеймса Дина, отлично себе чувствует (и дай Бог, как говорится). Но стоит признать, что чутье режиссеру не отказало: для образа Дина-light (с поправкой на нашу вегетарианскую эпоху, когда бунтуют больше в интернетах, чем на улицах) Паттинсон подходит идеально. Бледная британская немочь в кедах и со взглядом поволокой сама просилась в антагонисты Вавилону тотальной несправедливости, которую для той возрастной группы, куда входят большинство фанатов Паттинсона, олицетворяют родители. 

Закрепляя сей образ, главный герой по любому поводу ищет ссоры с отцом – крупным финансовым воротилой (его отлично сыграл Пирс Броснан). К примеру, называет его любимую бейсбольную команду «Нью-Йорк Янкиз» «жирными буржуазными лентяями», списывая свою былую симпатию к ней на «слепую родовую лояльность». Вторым если не отрицательным, то не бесспорным (на фоне бесспорно прекрасного Паттинсона) персонажем в фильме изображен отец-следователь (его столь же отлично сыграл Крис Купер), для которого забота о дочери стала причиной невроза и которому она отплатит черной неблагодарностью. Нургалиев разрешил. 

Увидеть в этом конфликте родителей и детей эго, слепоту и хамство последних могут только те, кто – в силу возраста и опыта – уже научился наблюдать часы. Они же, скорее всего, разглядят и лохотрон в Неожиданном Финале. Но они – не целевая аудитория фильма. Целевые же девчонки (реже – мальчишки), убитые очередным родительским отказом в походе на ночную дискотеку, еще не раз обратят заплаканные глаза к иконам эмо-поколения – постерам к фильму «Сумерки». Мол, только ты меня понимаешь. 

Когда-нибудь этот нимб Паттинсону, безусловно, начнет жать. Но лучше раньше, чем позже. Жалко его, неплохой ведь актер.

Дмитрий Дабб

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе