Кино как Хранитель времени

«Артист» — черно-белый, практически немой фильм со скромным бюджетом, снятый во Франции — из 10 номинаций получил пять «Оскаров» и назван лучшим фильмом года


84-я церемония вручения наград Американской академии «Оскар» прошла в театре «Кодак»,  пригвоздив к экранам миллиард зрителей.


Первый канал серьезно подготовился к церемонии. Перед ее началом «на ночь глядя» показали фильм «Древо жизни» Терренса Малика, один из девяти номинантов в категории «Лучший фильм года», обладатель Золотой пальмовой ветви, затем было документальное кино о Мерилин Монро. В 4-30 началась прямая трансляция с красной дорожки.

«Самый опасный цвет на звездной дорожке — красный, — утверждают  эксперты, — он старит, к тому же рискуешь слиться с той самой дорожкой».  Алое платье с рискованным вырезом  ведущей Первого канала Екатерины Стриженовой  не принесло удачи передаче. Связь с Лос-Анжелесом поначалу никак не налаживалась. Изображение сбоило,  как только Руни Мара, номинантка на звание «Лучшая актриса года» («Девушка с татуировкой дракона»)  попадала в кадр. Но вскоре сигнал из Америки укрепился и принес  известие о пяти статуэтках фильму классика мирового кино Мартину Скорсезе за полную волшебства сказку «Хранитель времени» (фильм претендовал на 11 наград), в том числе за операторскую работу (Роберт Ричардсон), работу художника-постановщика (Данте Ферретти и Франческа Ло Скияво) и спецэффекты. 


Более половины киноакадемиков перешагнула  60-летний рубеж. Что ж упрекать их в извечном консерватизме? Самый очевидный «Оскар» — Мерил Стрип,  17 раз номинировавшейся и дважды получавшей почетную профессиональную награду. Но что делать, если ее работа безупречна? Актриса с пугающей достоверностью воссоздала на экране характер «Железной леди» Маргарет Тетчер, черные минуты угасания ясного разума. «Ну нет, ой ладно, опять она…», — с подобным раздражением встретит новость половина Америки, — по мнению самой актрисы. И пусть коллеги твердят, что ничего нового этой ролью Стрип к своей биографии не добавила. В довольно среднем фильме, ей удалось рассказать поразительной сил  и трагизма человеческую историю, вызывающую сострадание. А между прочим, в этой номинации была сильнейшая конкуренция. Гленн Клоуз перевоплотилась в женщину и мужчину в фильме «Альберт Ноббс». Об этой исполненной драматизмом роли она мечтала годами, самоотверженно вложила собственные средства в возможно главную картину своей жизни. Мишель Уильямс рискнула перевоплотиться в Мерилин Монро. Но открытием года,  безусловно, стала Руни Мара, бесстрашно бросившаяся в непредсказуемый летучий образ маргиналки Лисбет Саландер вфинчеровской «Татуировка дракона».


Сам же остросюжетный, современно снятый  криминальный триллер «Девушка с татуировкой дракона» вознагражден лишь за монтаж.


Сценарию Вуди Аллена к его фильму «Полночь в Париже» аплодировали в отсутствии режиссера, который не любит посещать подобные показательные церемонии. Сейчас Аллен снимает очередной фильм в Риме. Кажется, он решил средствами кино рассказать о самых красивых городах мира.


Чувствительная трагикомедия «Потомки», созданная по мотивам одноименного романа американской писательницы Каури Харт Хеммингс, удостоились награды за лучший адаптированный сценарий, обойдя отличную политическую картину Джорджа Клуни «Мартовские иды» — о закулисье политтехнологов в горячую «выборную» пору (актуальнейшая для России картина, но наш зритель на нее, как и на другие фильмы оскаровской гонки не ходит)


Лучшими актерами второго плана названы Октавия Спенсер («Прислуга») и Кристофер Пламмер («Начинающие»). Увы, в тени осталась гигантская роль — несмотря на ее небольшой объем — Макса Фон Сюдова,  любимого  актера Бергмана, в трагедии возвращающей нас к событиям 11 сентября в киноромане «Жутко громко и запредельно близко».


39-летняя чернокожая уроженка американского штата Алабама Спенсер, ранее снимавшаяся во второстепенных ролях,за работу в «Прислуге» получила вожделенную статуэтку. Она  так растрогалась, что не могла идти, заливалась слезами: «Просто схожу с ума от волнения». Зал поднялся, чтобы ее поддержать.


Лучшим фильмом на иностранном языке  впервые названа картина из Ирана «Развод Надира и Симин». Тончайшая психологическая вязь запутанных отношений, эта  драма лучше всякой хроники погружает нас в реалии  современной иранской действительности. Фильм, отмеченный Берлинским кинофестивалем, справедливо получает награду американской киноакадемии, несмотря на политическую обстановку, разговоры о возможной войне. Режиссер Асгар Фархади со сцены говорил  о прекрасной культуре своей страны, скрытой под слоем политической пыли. Голливуд бурно аплодировал иранскому кинематографу.


Но безусловным триумфатором вечера стал «Артист», уже  собравший целый букет Сезаров, Глобусов, премий Бафта. По итогам голосования киноакадемиков «Артист» назван лучшим фильмом года. Лучшим режиссёром голосование академиков определило Мишеля Хазанавичуса  (Президент Саркози немедленно поздравил своего соотечественника  с победой в своем Твиттере) А блистательный Жан Дюжарден победил в номинации «Главная мужская роль».  В кинокритических кругах принято гнобить работу Хазанавичюса, которая, конечно,  не шедевр, но как же давно в современном кино не было столь бурлящей радостью, к тому виртуозно сделанной картины.  В этом черно-белом кино есть ощущение цвета. Не случайно художник по костюмам Марк Бриджес одевал своих артистов и статистов в костюмы ослепительно   ярких соцветий.


Президент академии Том Шерак напомнил присутствующим о великолепной  миссии кино —  беречь нить, связывающую разные поколения, хранить сам опыт похода в кино. Главное — не деньги, гонорары, бюджеты — главное сохранить любовь к кино.


Кинематограф как «хранитель времени» — эта идея стала лейтмотивом вечера. Такие фильмы, как «Артист», «Хранитель времени», «Древо жизни» — возвращают нас к истокам кино.


Звезды разных поколений: Том Круз, Барбара Стрейзанд, Хилари Суонк,  Морган Фриман и другие — с экрана говорили о киноискусстве, как  важной константе культуры, об историях, которые соединяют людей разных убеждений. «Ты готов драться за все, что было только что перед камерой» «Кино помогает понять: кто ты, во что веришь»  «Иногда думаешь, что  делаешь фильм, на самом деле он тебя делает». «Конечно, если это великий фильм, тот, что пронимает тебя до пяток». «Фильмы, где ты черпаешь примеры благородства» «Фильмы, поддерживающие нас».


Собственно вся церемония и стала гимном иллюзии, которая  порой бывает сильнее блеклой  реальности.


А Мишель Хазанявичюс благодарил Билли Уайлдера, режиссера нетленного, хотя и легкомысленного шедевра «В джазе только девушки», в старых картинах Уайлдера французский режиссер черпал и вдохновение, и безоглядную любовь к кинематографу. И еще один участник церемонии был абсолютно счастлив. Пес Уни, блистательно сыгравший свою не второго плана роль в «Артисте». Накануне церемонии он также был удостоен золота — в виде новенького ошейника.

Лариса Малюкова

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе