Ключевое — «Событие»: почему главный приз Венеции стал сюрпризом

«Золотой лев» достался французскому фильму и немного — российскому кино.
Фото: Global Look Press/Alberto Terenghi
 
 
Главный приз 78-го Венецианского кинофестиваля получила режиссер из Франции Одри Диван за фильм «Событие». Для российских синефилов это стало неожиданностью, так как в личных топах отечественных журналистов фильм не фигурировал, а в голосовании критиков журнала «Искусство кино» занимал второе место снизу. В то же время западные критики сразу ставили картине 100 из 100, отмечая, что своевременнее и точнее ничего было снять невозможно.



Тело за малым

«Событие» снят по мотивам одноименного автобиографического романа Анни Эрно. Время и место действия –— Франция 60-х, хотя это не слишком педалируется поначалу. Анамария Вартоломей играет 23-летнюю студентку, которая решила сделать подпольный аборт. Ее окружение, включая отца ребенка, даже мысль об аборте отвергает с негодованием, а девушка из рабочего класса осознает, что если она примет роль матери-одиночки, то учеба на этом закончится, и никакого светлого будущего ни у нее, ни у ребенка не будет. За аборт ей грозит тюрьма, и только нелегально и тайно можно решить эту неожиданную проблему.


Одри Диван получает приз «Золотой лев» на Венецианском международном кинофестивале
Фото: Global Look Press/Gian Mattia D'Alberto/LaPresse.G


Как легко заметить, эта тема не первый раз поднимается в кино, да и фестивали ее обычно поддерживают. Достаточно вспомнить «Веру Дрейк» Майка Ли («Золотой лев» в Венеции 2004 года), «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах 2007 года) или хотя бы недавний артхит «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман (Гран-при жюри на прошлогоднем Берлинале). В июле в Каннах была картина Lingui Махамат-Салеха Харуна, правда, она осталась без призов.

Поэтому велик соблазн считать решение жюри Венеции под управлением корейского режиссера Пон Джун-хо конъюнктурным и связывать его еще и с тем, что жюри состояло в значительной степени из женщин. Для российской прессы этот вердикт стал сюрпризом.

— Дело тут не только в том, что «Событие» — про аборты и нелегкую женскую долюшку-долю, — считает кинообозреватель РЕН-ТВ Николай Никулин. — Такие ленты — обязательная часть программы, их берут хотя бы ради приличия и статуса. А в том, что он ничем другим непримечателен. Слабый сюжет, топорные персонажи, зато тема такая, от которой зальешься слезами. Но не одними же слезами оценивать художественные достоинства.


Кадр из фильма «Событие»
Фото: France 3 Cinéma


«Невероятно деликатный, тончайший регистр, в котором снят и сыгран этот фильм, только подчеркивает возрастающий ужас ситуации, в которой оказалась Анна, — пишет в свою очередь Variety. — В какой-то момент он достигает реализма боди-хоррора, особенно в момент, когда Анна пытается добиться контроля над эмбрионом внутри нее. И тогда ее тело отвечает так, как Анна не могла ожидать, а теперь и справиться не может. Переживания героини переданы эмпатичным взглядом и контрастируют с мужчинами, которые постоянно твердят Анне, что надо перестать бороться и соблюдать закон».

— Вкусы западные связаны с социальными критериями и политкорректностью, — отметил киновед программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. — Хотя «Событие», безусловно, заслуживает внимания, в списки предпочтений наших критиков он войти не мог, а вот для итальянской публики победа фильма была вполне предсказуемой. Речь о «женской» теме и обращении к болезненной проблеме, за что картина и получила приз.

Музыку к «Событию» написали уральские композиторы Евгений и Александр Гальперины, так что приз всё же немного и для России тоже. В отечественный прокат фильм пока не куплен. То же можно сказать о большинстве других призеров.

Эдуард Вейль, режиссер Одри Диван и Анамария Вартоломей на 78-м Венецианском международном кинофестивале Венеция, Италия


Эдуард Вейль, режиссер Одри Диван и Анамария Вартоломей на 78-м Венецианском международном кинофестивале Венеция, Италия
Фото: Global Look Press/Rocco Spaziani


«Рука Бога» Паоло Соррентино (Гран-при жюри) выйдет 15 декабря на Netflix, минуя кинотеатры. На две недели раньше там же появится «Власть пса» Джейн Кэмпион (лучшая режиссура). 31 декабря на Netflix же окажется «Пропавшая дочь» Мэгги Джилленхол (лучший дебют). «На работе: Пропавшие 8» (приз Джону Арсилье за лучшую мужскую роль) — это вообще мини-сериал HBO. Словом, из победителей Венеции в прокате стоит ожидать только «Параллельные матери» Педро Альмодовара, которые выйдут у нас 11 ноября. Пенелопа Крус получила награду за лучшую женскую роль в этой картине.



Русское чудо продолжается

Российское кино тем временем продолжает будоражить международную арену. «Капитан Волкогонов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой (читайте их интервью «Известиям» о недавнем хите «Колл-центр») получил восторженные оценки не только от российской прессы, но и от ведущих западных изданий. И это даже при том, что оценить стилизацию авторов, превративших конец 30-х годов в СССР в ультрастильное визуальное и музыкальное пространство, можно было, только обладая хорошим знанием этой эпохи. Отечественному зрителю здесь всё ясно, а западному нужно объяснять, как это уже приходилось делать в этом году с «Петровыми в гриппе»: многие зарубежные рецензенты не считали фантастический пласт как гротеск.


Кадр из фильма «Капитан Волкогонов бежал»
Фото: Homeless Bob Production


— Юра Борисов, наш «фестивальный Александр Петров», традиционно на экране лыс и брутален, — рассказал о фильме Николай Никулин. — «Капитан Волконогов бежал» имел все шансы взять приз, но, как шутили в кулуарах, главный герой — белый цисгендерный мужчина, а сейчас им очень нелегко. В отличие от ленты Матушинского «Не оставляй следов» и откровенно слабой драмы Васяновича «Отражение» злостный каратель капитан Волконогов хотя бы ищет покаяния. Да и сама история подана не как исторический документ (капитан НКВД ходит в красных спортивках откуда-то из 90-х), а как гоголевский абсурд. Герою нужно встретиться с родственниками расстрелянных, познакомиться с самыми разными судьбами и постараться заслужить прощения.

Для большей же части зрителей всего мира Венеция стала (в отличие от прошедших Канн) площадкой самых интригующих голливудских премьер сезона. Прежде всего это «Дюна» Дени Вильнева, но были также «Последняя дуэль» Ридли Скотта и «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта. Все эти картины выйдут в России до конца осени, а «Дюна» — уже на этой неделе.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе