Лев Толстой и ЕГЭ

Не знаю, как кто, а я люблю, эдаким чертом, иногда вечерком взять да и посмотреть телеканал "Культура". Потому что он стал интересный.


Раньше-то канал из-за всех сил доказывал, что он очень-очень духовный, а нынче, оставшись по-настоящему духовным и интеллигентным, стал еще и интересным. Если раньше канал все больше радовал тем, чего на нем нет - скажем, отсутствием пошлого юмора и глупых фильмов, то теперь радует еще и тем, что на нем есть: интересными программами, умными людьми, хорошим кино...


Некоторые передачи на "Культуре" меня потрясают. Но вот, чтобы потрясли новости... Точнее, одна новость, - такого не припомню. А вот ведь потрясла...


Из "Новостей культуры" я узнал, что буквально в трех километрах от могилы Толстого в охранной зоне музея-усадьбы "Ясная Поляна" планируют возвести коттеджный поселок где-то эдак коттеджей на 500.


Стал выяснять, в чем дело, оказалось, что границы "Ясной Поляны" были утверждены еще аж в 1988 году. И с тех пор на них никто не покушался. Да и чего покушаться-то: чай народное достояние, гордость России.


Но чиновники решили, видать, что 1988 год давно был, еще аж при советской власти, и - ну активничать. Даже аукцион провели на застройку, с музеем, понятно, не проконсультировавшись.


Должен сказать, что я был в "Ясной Поляне" относительно недавно и могу засвидетельствовать, что директор музея Владимир Толстой (не однофамилец, но родственник гения) сумел превратить "Ясную Поляну" в один из лучших музеев мира.


То, что усадьба сохранена, что внутри там все, как при Льве Николаевиче - это одно. Но ведь подобный музей-усадьба - это еще и гостиница высокого класса (есть!), и рестораны, в которых можно поесть вкусно и не отравиться (имеется), и дороги, по которым можно проехать (проложены). То есть Владимир Толстой сделал так, чтобы люди, приезжающие к его предку, чувствовали себя комфортно.


И тут - на тебе, какая незадача!


В передаче директор "Ясной Поляны" заметил: надеюсь, мол, что война за толстовские земли закончится миром...


Вот это вот словосочетание "война за толстовские земли" меня поразило...


Мы чего, россияне, совсем уже с ума сошли? Нет, я понимаю, что святого у нас осталось совсем чуть-чуть, но не до такой же степени? Алле, гараж, это - Толстой! Лев Николаевич Толстой - практически второе "наше всё" вместе с Пушкиным. И его музей-усадьба должна воевать за его земли?


Кстати, о Пушкине. О сюжете канала "Культура" я рассказал в письме моему товарищу. Вот что он мне ответил: "По Пушкинским горам знаю, что творит эта публика. Они ставят свои коттеджи на границах охранной зоны, на правах пришедших к власти организуют себе дома с видом на известное место. Но им и в голову не приходит, что своими вонючими постройками они напрочь уничтожают ценность заповедника, поскольку сам заповедник становится с видом на их убогие представления о счастье".


Пушкинские места, значит, не уберегли, за толстовские взялись? Кстати, Владимир Толстой говорит, что коттеджи хотят строить не просто в красивых местах, но в местах, исторически связанных с Толстым.


К слову сказать, в "Ясной Поляне" всегда очень много народу. А в субботу-воскресенье сюда приезжают молодожены: поклониться могиле классика, походить по окрестностям, представить себе, как ходил здесь Лев Николаевич, что он видел... Традиция, к слову сказать, сама по себе возникла, безо всякого решения сверху. Просто люди уважают Толстого.


Эй, чиновники, вы вообще люди или как? В охранной зоне коттеджи строить? Ко Льву Николаевичу Толстому врываться? Нет, я, конечно, понимаю это безудержное желание заработать на всем, но, как говорится, "есть же какие-то вещи". Или уже нет?


Примерно в это же самое время Дмитрий Анатольевич Медведев в целом одобрил ЕГЭ, сказав, что ЕГЭ - цитирую - "все-таки расширяет доступность высшего образования и должен оставаться основным способом проверки качества образования". Стало абсолютно ясно, что ЕГЭ - это такая крепость, которую недовольным не взять.


А тут еще выяснялось, что чиновники всерьез хотят защитить задания ЕГЭ, и стоимость проекта оценивается в 28 миллионов рублей. После этого стало окончательно ясно, что ЕГЭ будет жить и процветать.


Кстати, все тот же Лев Николаевич в своем дневнике записал: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью". То есть то, что проверяет ЕГЭ - это не знания, а память. Лев Николаевич просит нас почувствовать разницу, но нам не до классика. Если мы у покойника земли отбираем, если государство не может сделать так, чтобы желающие могли посмотреть новый фильм Сергея Соловьева по "Анне Карениной" (о чем я писал не так давно в "РГ"), - то нам, конечно же, не до цитат классика. Хотя, убежден, если бы мы могли строить свою жизнь, помня Толстого, она бы у нас куда более гармоничной получалось бы.


Ну, да ладно. Это все мечты. Гораздо больше меня тревожат все эти наши бесконечные разговоры о ЕГЭ, вот уже и до президента дошло - куда уж дальше? А между тем споры о ЕГЭ - это споры не о том, как давать знания, а о том, как их оценивать. О сути, о том, чему мы учим наших детей, - мы почти не говорим.


Я глубоко убежден, что чиновники, давшие разрешение строить коттеджи рядом с могилой Толстого, - помимо всего прочего еще и очень плохо обученные люди. Нет у них того знания, которое приобретено усилиями мысли. И я очень хочу, чтобы на смену им пришли другие - обученные.


В связи с тем, что два последних года школы дети готовятся к ЕГЭ, они очень поверхностно изучают те предметы, которые в ЕГЭ не входят, в частности литературу и историю. Как без подлинного знания литературы научиться понимать и уважать людей? Как без знания литературы научиться понимать, что каждый человек - это не просто тот, на ком можно заработать деньги, а целый огромный, Богом созданный мир? Как без знания истории научиться осознавать себя не просто жителем ХХI века, а жителем России - страны огромной культуры? Как без знания истории научиться уважать ушедших, умерших, павших? Неужели мы не понимаем, что подлинное знание истории и литературы нужны не для того, чтобы получить оценку, а чтобы стать человеком.


Это не просто интеллигентские вскрики, поверьте. Это - может быть, отчасти донкихотское - желание достучаться до тех, кто вершит судьбы нашего образования. Когда чиновники хотят отобрать земли у Льва Толстого - это позор. Значит, детей надо учить так, чтобы этот позор не повторялся.


Когда-то Толстой выписал в свой дневник такую мысль американского философа Эмерсона: "Зачем человеку быть богатым? Для чего нужны дорогие лошади, хорошие одежды, прекрасные комнаты, право на вход в публичные места увеселения? Все это от недостатка мыслей. Дайте этому человеку внутреннюю работу мысли - и он будет счастливее самых богатых людей".


Может, повесить эти слова во все наши учреждения и учебные заведения?


Вдруг поможет...


Андрей Максимов, писатель, член Академии Российского телевидения

Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе