Марина Разбежкина рассказала в Воронеже о "горизонтальном кино"

Известный режиссер и педагог документального кино Марина Разбежкина оценила фильмы, снятые в Воронеже в детской студии "Телескоп" под руководством ее ученицы Дины Бариновой. 
Глядя в объектив, подростки попытались понять свою повседневную жизнь. О том, что у них получилось, можно узнать из специального материала "РГ".
Фото: Валерий Мельников/ РИА Новости www.ria.ru

 А Марина Александровна рассказала нам, какая связь между кино и психотерапией и почему работа над документальным фильмом учит прощать людей.

Как вы относитесь к самой идее - учить кинорежиссуре школьников?

Марина Разбежкина: Меня очень часто приглашают на разные курсы для подростков. Но мне всегда казалось, что их можно учить кино игровому, а документальное было бы… too much, что они не выдержат этой нагрузки. Потому что документалистика связана с личностью человека, его переживаниями - а в подростковом возрасте и так есть из-за чего переживать. Расстраиваешься по любому поводу: мама, папа, руки, ноги, волосы… не знаешь, что с собой делать. Вопрос жизненного опыта тут не главный. Это раньше во ВГИК принимали людей, уже поработавших в какой-то профессии. Но я убедилась, что и в пять лет у человека есть опыт - опыт пятилетней жизни. А сумеет ли он его зафиксировать, зависит не от возраста, а от осознанности. Это может быть дано 18-летнему и не дано 60-летнему.

Так вот, я совершенно восхищена тем, что получилось у Дины и ее учеников. Именно сейчас подросткам свойственно разговаривать визуально. Они же постоянно и неосознанно снимают: гаджетом поводил, и вроде как что-то получилось. Здорово, если эту неосознанность удается направить, показать, как с помощью кино лечить себя, ограждать себя от мира, как с помощью гаджета установить связь с родителями, миром, с собой. Психотерапевтический эффект кино очевиден. И успех, которого Дина достигла буквально за несколько месяцев, - тому подтверждение. Я рада, что в этих фильмах работают методы нашей школы.

Многие полагают, что документальное кино - это либо журналистские телефильмы, либо что-то непременно жесткое, треш.

Марина Разбежкина: Ну, про треш это надо с конкретными людьми говорить, что они подразумевают… Я здесь ничего подобного не вижу. А телевизионное кино, которое называют документальным, не занимается субъектом. Конкретный человек там не субъект, а объект притязаний автора, и всегда объект с именем - медийное существо, исторически значимое. У нас же всегда в центре субъект: ты с камерой входишь в маленькую зону своего героя. Такое, как мы говорим, "горизонтальное кино". Наверное, интересно следить за любой человеческой жизнью. Все документалисты с годами становятся мизантропами. От этого лечит встреча с героями. Ты начинаешь прощать им многое, когда видишь, как они болезненно хотят, чтобы их поняли и приняли. Это ведь и твое желание тоже. Документальное кино научило меня прощать людей. И подростки, думаю, научатся прощать тех, кто рядом. В этом возрасте так много претензий к миру… А когда ты делаешь фильм, то превращаешь хаос жизни в гармонию.

В детских фильмах звучит мат, появляются сюжеты, которые сейчас надо маркировать как "18+". Выходит, их фильмы нельзя показывать ровесникам.

Марина Разбежкина: Очень ошибочна теория, что люди учатся жизни от искусства. А как вы живете? Не пробовали посмотреть? Я много раз говорила, что отрицательно отношусь к ограничениям на мат. Мат - это не страшно. Это язык, которым пользуются люди. Ну нельзя запретить живой язык! Наше документальное кино не скрывает никакие, даже неприглядные, участки действительности. Если жизнь запретная зона, то держите своих детей в подвале и выпускайте в 30 лет сразу в прекрасный мир…

Что лучше смотреть начинающим документалистам?

Марина Разбежкина Прозвучит, может быть, амбициозно, но я бы посоветовала подросткам смотреть фильмы студентов нашей школы, чтобы понять, как кинематографически справляться с реальностью. Этот взгляд на жизнь должен быть им очень близок. Для меня кино, как и вообще искусство, - не прием. Очень важно рассказать о том, что ты переживаешь, именно тем языком, которым ты владеешь на сегодняшний день. Ребята подступают к жизни с очень скромными средствами, а она открывается им в ответ. Я вчера была на монтаже фильма одного из наших выпускников. Про гастарбайтеров. Ну, как, казалось бы, можно снять про гастарбайтеров? Даже звучит скучно. А получилась сильная история. Человек год наблюдал семью таджиков, которые переехали в Москву, и они его подпустили к себе так близко, так открыты были в своих переживаниях - даже не верится, что все это происходит перед камерой. Восхитительно! Мы идем от сущностных вещей к формальным, а не наоборот. Когда ты научился видеть жизнь, ты сам понимаешь, какими средствами съемки и монтажа тебе надо овладеть.


Справка "РГ"

Марина Разбежкина - российский кинорежиссер, сценарист, продюсер и педагог, автор 30 с лишним документальных и двух игровых фильмов. Победитель многих престижных международных фестивалей. Вместе с драматургом Михаилом Угаровым руководит Школой документального кино и театра в Москве:
Автор
Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе