Мертвые и живые

В Выборге проходит XVIII кинофестиваль "Окно в Европу"

Пока Москва прижимала к лицу мокрые тряпки и задыхалась от дыма, как в советском кино об инопланетянах, загадивших свою галактику и вынужденных ходить в противогазах, в Выборге воздух был чист и прозрачен. Разница ощущается еще сильнее после 12 часов дороги в микроавтобусе, не приспособленном для длинных поездок, – из-за смога на фестиваль в Выборг добирались не на самолете, а на маршрутном такси. 

Можно сказать, что в этом году фестиваль вполне оправдал свое метафорическое название «Окно в Европу» и дал возможность сделать глоток свежего воздуха. И не только в смысле погоды. Фестиваль только начался, а произошло уже несколько интересных событий, дающих нашему кино такое же ощущение контраста, как голубое небо и зеленый лес рядом с мертвенно-серым пейзажем. 


В их числе два фильма конкурсной программы – «Детям до 16...» и «Южный календарь», кино уровня крепкого европейского фестиваля. 

Первый фильм сделал Андрей Кавун («Кандагар», «Охота на пиранью»), в настоящее время это, пожалуй, наш самый интересный и профессиональный режиссер, умеющий сочетать жанр и авторский взгляд на вещи. В жанре мелодрамы Кавун пробует себя впервые, но удачно. «Детям до 16...» – рассказ, как молодой человек в силу возраста и отсутствия опыта не может понять, чем увлечение отличается от любви и в какой момент надо добавить немного ответственности, чтобы ее сохранить. Крепкая история, хорошая работа актеров – в общем, сами собой разумеющиеся навыки профессии и ответственность за результат, за которые бы не стоило особо хвалить, если бы сейчас они не были в таком отчаянном дефиците. Вторая картина – дебют Дениса Карро, сделанная на основе его короткометражки, три истории о русской посудомойке, русском офицере и русском интеллигенте, которые не могут нормально мыть посуду, быть человеком чести и человеком совести, соответственно жить своей жизнью и выполнять свой долг, поскольку люди измеряют их ценность исключительно деньгами, и она, разумеется, невелика. Точное, честное и отлично сделанное кино. Всего в конкурсе игровых фильмов 11 картин, так что даже если на первых двух хорошее кончится, два из 11 – это немало. 

Еще одно знаменательное событие – 20-летний юбилей фильма Юрия Мамина «Бакенбарды». Снятый в 1990 году и воспринятый главным образом как пародия на тогда еще советских неформалов, сейчас фильм смотрится как пародия на нашу политическую систему, в которой любая мелочь, беспардонно апеллирующая к мифам о национальном превосходстве, русской истории и классике, получает зеленую улицу и оказывается у власти. 

О том, как это происходит с интеллигенцией и людьми культуры, рассказала и главная гостья фестиваля Людмила Гурченко. Правда, не в фильме «Пестрые сумерки», который представила в Выборге, а на пресс-конференции, во время которой рассказала многое о перипетиях своей актерской судьбы. Авторский фильм Гурченко, в котором она сыграла главную роль, выступила как соавтор сценария, режиссер-постановщик, композитор, монтажер и вообще вдохновитель всей съемочной группы от продюсера до шофера, наверняка покажут по телевизору к юбилею актрисы, и пусть каждый сам составит о нем свое мнение. С точки зрения кино фильм оценивать не приходится – он скорее напоминает камерный телевизионный концерт советских времен, однако это, безусловно, гражданский поступок сильного и очень честного человека, использующего свое имя, чтобы помочь другому талантливому человеку. Фильм посвящен и сделан при участии слепого мальчика, джазмена, пианиста Олега Аккуратова, названного вторым Реем Чарльзом, получившего широкое признание в мире, но живущего в настоящее время натуральным обменом в деревне под Ейском. У Олега свой джаз-бэнд, за выступление которого его родным, например, перекрывают крышу. Людмила Марковна много лет следит за судьбой пианиста и даже хотела его усыновить, чтобы он смог развивать свое дарование, однако родители мальчика воспротивились – новая крыша дороже. В этой истории поражает все. Выступление Гурченко скорее напоминало мастер-класс по гигиене духовной жизни, чем обычную пресс-конференцию по фильму. Путешествие из Москвы в Выборг на узком и неудобном сиденье кого хочешь заставит задуматься о смысле жизни.

Евгения Леонова 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе