Напарапет, или Экономика навыворот

Появление на экранах фильма "Шапито-шоу" сопровождается взрывом в Интернете: всеLOBAN_2 сокр-2 заполонено рекламными баннерами. Но нет ни стендов на остановках, ни перетяжек на улицах.


Ясно: приходит пора новых экономических отношений в кино. Ее буревестниками выступают авторы "Шапито-шоу". Их идеи кажутся безумными. Думаю, только поначалу.


Мы снова говорим с режиссером Сергеем Лобаном. На этот раз уже не о фильме. Интервью напечатано в “Российской газете”.

В поисках финансирования кино вы пришли к парадоксальным идеям: пусть будущие проекты оплачивают зрители. Это как? И что такое "напарапет"?


Сергей Лобан: "Напарапет" – сеть в Интернете, которую мы придумали. Она основана на идее краудфандинга («народного финансирования» – В.К.). Это когда проекты финансируются людьми, для которых они предназначены. Т.е. потребители сами оплачивают то, что хотят увидеть, прочитать или послушать. Они кооперируются вокруг какой-то идеи. Ты платишь три рубля и претендуешь на долю произведенного продукта. Посмотрев кино на сайте, можно поблагодарить тех, кто его сделал. Вложил побольше – тебя упомянут в титрах. Если вложил много – могут допустить к принятию решений по проекту. Мы эту идею придумали, а потом выяснилось, что ее аналоги уже существуют. В Америке есть успешная сеть KickStarter. Человек пишет: хочу поехать в каньон такой-то, снять там фотосессию и выпустить альбом - нужны полторы тысячи долларов. Люди читают – действительно интересно! Раз-раз – и он собрал нужную сумму, поехал, все снял, выложил и издал альбом. Давшие ему деньги альбом получили, остальное – в продажу.


То же и с музыкой. Музыкальная индустрия, считается, умерла: CD не покупают, это уже архаика - все новинки доступны в Интернете. Зато музыканты стали больше зарабатывать на концертах. У них есть публика именно потому, что вся их музыка доступна, и люди хотят послушать ее вживую. Это касается и серьезной музыки: случайно услышав ее в Интернете, кто-то захочет прийти в театр или филармонический зал. И музыканты вполне могут существовать за счет такой системы.


Но Америка – особый случай: благополучные люди могут себе позволить активно интересоваться новыми проектами и даже участвовать в их финансировании. Думаете, это сработает в России?


Сергей Лобан: У нас еще не было времени заняться «Напарапетом» вплотную. Сайт готов, осталось нажать на кнопку, но прежде нужно предложить проекты, способные заинтересовать. А сработает или нет - пока не знаю. Все основано на электронных деньгах, а у нас боятся ими пользоваться, и нет единой надежной системы, чтоб не опасаться. На Западе это всё просто, работает автоматически.


Недавно Владимир Мирзоев сделал попытку вот так собирать деньги на свой следующий проект. Предложил Интернет-зрителям его украденного пиратами фильма «Борис Годунов» после просмотра платить как за кинобилет – и так профинансировать будущую картину.


Сергей Лобан: Эта практика быстро распространяется. В России есть сайт kroogi.ru - он построен на таких взносах: люди бесплатно выкладывают свой контент, и есть кнопка «Поблагодарить». Его минус в непрозрачности: никто не знает, кто, сколько и за что получил, и получил ли вообще.


У вас уже есть проект, которым вы займетесь после выхода «Шапито-шоу»?


Сергей Лобан: Мы думаем над несколькими проектами, все они в области современной сериальной культуры. Для ТВ, для Интернета. Эта сфера развивается очень интересно: кино в формате сериала. Не то, что зовут сериалами у нас – а типа англо-американских сериалов, которые смотрит молодежь. Тех, что делает, например, канал HBO. Они уже не отличаются от кинофильмов, а порой гораздо лучше. Выпускаются для кабельных каналов, но их главная публика – в Интернете.


Интернет - новое пространство для кино, театра и музыки, он только раскрывает свои возможности. Какие вы видите здесь перспективы? Как будет выглядеть кино ближайшего будущего? Ведь традиционный прокат сегодня ограничен очень узким спектром зрелищных жанров, он уже имеет мало общего с нормальным кино.


Сергей Лобан: Думаю, прокат никуда не денется. Но я пытаюсь представить себе ситуацию, когда фильмы с момента своего появления тут же становятся общим достоянием в Сети. С этим фактом вынуждены будут считаться и прокатчики, и владельцы авторских прав. Но тогда зритель будет выбирать качество потребления. Он будет платить не за то, что увидел некую историю, а за то, КАК он ее увидел. В каком качестве, в каком окружении. Мы будем покупать "фильм в контексте". Такой просмотр – всегда социальный опыт: в кинотеатре проводят время, встречаются с друзьями, с девушкой, и это обязательно останется.


Но ваш фильм «Пыль» не требует ни особого качества проекции, ни звука Surround, он не дает особых визуальных впечатлений – это продукт интеллектуальный. Как быть с таким кино?


Сергей Лобан: А вот здесь мы и возвращаемся к "напарапету", к "экономике задом наперед", когда люди поддерживают творчество интересных им авторов еще на стартовом этапе. Они заинтересованы в том, чтобы проект появился. Как известно, у всей русской «новой волны» в кинотеатрах нет зрителей. Ни у Хлебникова, ни у Хомерики… Но людей, заинтересованных в том, чтобы они сняли что-то еще, много. И они с удовольствием профинансировали бы следующий фильм Хлебникова. Дать, скажем, по триста рублей, чтобы поучаствовать в его новом проекте. А в кино потом идти необязательно: многие не любят, когда рядом шуршат попкорном. Но любят фильмы, искусство, любят конкретных режиссеров прямо очень сильно и готовы дать деньги, чтобы они продолжали в том же духе. Просто нет пока механизма, который наладил бы между ними коммуникацию.


Какую роль во всем этом вы отводите пиратам?


Сергей Лобан: Отношение к ним изменится кардинально. Вплоть до того, что им будут платить за их деятельность. По сути, они занимаются эффективной популяризацией продукта. Чем больше у тебя зрителей, чем больше тебя знают – тем больше твой капитал. Осталось понять, как из этого извлечь финансовую прибыль: механизмы пока не разработаны. Сегодня придерживать продукт, его скрывать – странно. В музыке это уже бессмысленно, приходят такие времена и для кино. И это уже не остановить. Надо только понять, что показ фильма в Интернете только увеличивает число тех, кто им заинтересуется.


У меня есть тому реальное подтверждение. С разрешения Николая Коляды я снял на видео и выставил в Сети некоторые его спектакли. В этом театре билеты и прежде продавались хорошо, а теперь стали расхватываться заранее.


Сергей Лобан: Ну конечно: ведь не сравнишь же просмотр видеозаписи с присутствием на спектакле – ну никак! И видеозапись становится просто рекламным роликом для того ощущения, которое потом ты получишь в зале. Люди посмотрят в Интернете и обязательно пойдут в театр – чтобы ощутить энергетику живого действия. И атмосферу большого кинозала тоже не заменишь никаким просмотром у себя на диване.


Зато потом захочется еше раз пересмотреть картину дома, в тесном кругу близких, смакуя и обсуждая ее лучшие моменты.


Сергей Лобан: Все это теперь будет существовать одновременно, подогревая, подпитывая и рекламируя друг друга. Так что кино, наоборот, только теперь становится по-настоящему массовым, доступным и любимым. Потому что появился Интернет.

Валерий Кичин

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе