"Ника" в год кризиса

Национальная кинематографическая премия назвала своих лауреатов

Все недавние годы старейшая Национальная кинопремия "Ника" работает под постоянным обстрелом. Совсем недавно в ее адрес прозвучали обвинения в поддержке деконструктивных фильмов, она была названа детищем "группы частных лиц".

Этих разрывов "Ника", разумеется, не могла не заметить. Причем, что интересно, не в своем традиционном шоу, которое по случаю финансового кризиса было скромнее обычного. Все происходило спонтанно: просто выходившие на сцену кинематографисты, вручавшие премии и их получавшие, один за другим недобрым словом поминали то объявленную конкурентами "охоту на ведьм" в кинематографе, то беспрецедентный со времен изгнания Михаила Калика акт исключения из Союза Кинематографистов президента Гильдии кинокритиков Виктора Матизена, посмевшего на недавнем внеочередном собрании орагнизации высказать свое мнение, отличное от мнения президиума. И лейтмотивом почти всех выступлений было: "Берегите "Нику"!".

"Она - первое в нашей стране дитя свободы", - сказал автор "Белорусского вокзала" режиссер Андрей Смирнов, вручая Алексею Герману-младшему премию за режиссерскую работу в фильме "Бумажный солдат". "Ника", которая была фактически первой в СССР профессиональной и общественной, независимой от государственных структур премией, теперь, вопреки ее воле, становилась едва ли не символом былого единения огромной кинематографической семьи. Это чувствовалось по настроению зала, чутко откликавшегося на любой актуальный намек выступавших, и неизменными аплодисментами встречавшего все тот же призыв: "Берегите "Нику!".

 


 


"Ника", впрочем, не отстреливалась. Скорее - отшучивалась. Караван шел дальше, несмотря ни на какие кризисы - ни финансовые, ни человеческие, личностные, способные, как выяснилось, исказить всю судьбу творческого сообщества и незаметно подменить дружбу враждой. Это был праздник, и, как любой праздник государственного и национального значения, он начался с праздничного приветствия президента России Дмитрия Медведева.

Национальная премия "Ника" появилась на свет 22 года назад в перестроечном СССР по решению правления Союза кинематографистов СССР. На учредительных документах стоят подписи крупнейших мастеров: Петра Тодоровского, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова, Элема Климова, Григория Чухрая, Натальи Белохвостиковой, Георгия Жженова - там значатся еще многие имена, составляющие славу нашего кино. Среди ее лауреатов весь цвет отечественного искусства, от Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Киры Муратовой и Владимира Хотиненко до Алексея Германа, Никиты Михалкова и Александра Сокурова. Это уже не просто прикольное мероприятие с шутками и раздачей слонов, а живая история советского, а потом российского кино.

Мне кажется важным, что даже после распада СССР "Ника" осталась одним из объединительных центров многонационального кинематографа - она ввела номинацию "Лучший фильм стран СНГ и Балтии". В этом году ее новым лауреатом стал украинский мастер Роман Балаян с фильмом "Райские птицы".

Многие годы церемонии "Ники" проводились в Доме кино, прекрасно приспособленном для таких праздников. Несколько лет подряд праздник проходил в зале Театра Российской армии. В этом году "Нику" приютил театр "Московская оперетта", и последняя сенсационная новинка этого театра - мюзикл "Монте-Кристо" стал основой лаконичного, но эффектного праздничного шоу.

"Ника" сохранила верность своему традиционному тону: домашнему, семейному, непринужденному, свободному от имперского пафоса, клятв, заклинаний и лозунгов. Ее концертная часть ограничилась остроумными стихами Дмитрия Быкова, живописующими злоключения кинематографа в год кризиса - их прочитал в образе обнищавшего графа Монте-Кризиса Михаил Ефремов. Вообще, "пожар способствовал ей много к украшенью": церемония оказалась менее громоздкой, более энергичной и деловой. Единственное, что поблекло в сравнении с прошлыми годами, - традиционный кинокапустник, авторы которого на этот раз были явно не в ударе.

 



Между тем состав номинантов отметал все мрачные пророчества насчет творческого ступора, в который впадает кино. Год был урожайный. Пятерку претендентов на статус лучшего фильма составляли сильные конкуренты: "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Пленный" Алексея Учителя. Победил фильм Тодоровского, и это, на мой взгляд, столь же неожиданно, сколь и закономерно. Неожиданно потому, что фильмы, созданные для массовой аудитории, редко становятся фаворитами профессионального киносообщества. К тому же это мюзикл - жанр, который многие считают привозным и чуждым для нашего искусства. Критики жанра забывают о славных традициях отечественного киномюзикла, заложенные Григорием Александровым, Иваном Пырьевым, Александром Ивановским, Эльдаром Рязановым, Леонидом Квинихидзе, Кареном Шахназаровым… Об этих традициях и напомнил Валерий Тодоровский в "Стилягах" - одном из самых совершенных по режиссуре и исполнению образцов жанра. Эта картина стала лидером "Ники" по числу номинаций (восемь) и премий: она взяла также награды за лучшую работу художника, художника по костюмам и звукооператора.

Идут давние споры вокруг того, может ли в лучшем фильме не быть лучшей режиссуры. На мой взгляд, не может: лучший фильм - это прежде всего результат творческих усилий и таланта режиссера. За всю историю премии "Оскар" я насчитал только два случая, когда обе главные номинации не совпали в своих предпочтениях. Но академики "Ники" предпочитают истине расчет: надо охватить наградами большее число достойных людей. Поэтому лучшим режиссером был назван Алексей Герман-младший. Его фильму "Бумажный солдат" нельзя отказать в высоком профессионализме, в умении работать с актерами и создать атмосферу. Беда, на мой взгляд, в несоответствии этой атмосферы правде эпохи, выбранной в качестве объекта. 60-е годы прошлого века были временем реального национального подъема, и персонажи фильма, изображающие героев Байконура в тонах перманентной ипохондрии и заведомой обреченности, смотрятся там неким диссонансом. Фильм не помогает понять феномен 60-х, а окончательно впутывает зрителя в сети новейших мифов. Такие казусы всегда на совести автора, то бишь режиссера.

Все три режиссера, выдвинутые на премии в этой номинации, - представители знаменитых кинематографических династий: Калатозишвили (Калатозов), Тодоровский, Герман. Это хочется считать знаковым событием: связь поколений уже не как красивая литературная метафора. Продолжение лучших традиций отечественной киношколы. В мировом кино немного таких примеров. У этой ясно обозначившейся тенденции есть свои несомненные плюсы. И есть опасность закапсулироваться в кругу одних и тех же имен, стилей, художественных идей. Номинанты этого года счастливо избежали этой опасности: за исключением Алексея Германа-младшего, который никак не преодолеет соблазн подражать гениальному отцу, в каждом из них есть мощный заряд собственных идей и энергетики.

Актерские номинации на этот раз складывались необычно: много сильных женских ролей и совсем мало мужских. Победа Дарьи Мороз и Анны Михалковой, сыгравших главную роль и роль второго плана в драме Александра Прошкина "Живи и помни", была трудной, потому что среди конкурентов были очень сильные работы Ксении Раппопорт и Чулпан Хаматовой в фильмах "Юрьев день" и "Бумажный солдат". Так что в принципе с большим успехом можно поздравить каждую из номинанток. Стоит особо отметить стремительный творческий рост Анны Михалковой - она уже вошла в число самых интересных и перспективных актрис нашего кино. В мужских же номинациях в категории "Исполнитель главной роли" выбор, напротив, был однозначен: ни Константин Хабенский в сладком, но фальшивом "Адмирале", ни Мераб Нинидзе в "Бумажном солдате" по большому счету не заслуживали даже номинаций. Так что победу дебютанта Олега Долина в "Диком поле" можно считать предопределенной. Труднее был выбор в номинации "Мужская роль второго плана": Роман Мадянов в "Диком поле" вырвал победу в трудном состязании с Сергеем Гармашом в "Стилягах" и Арменом Джигарханяном в "Исчезнувшей империи".

Центральным эпизодом церемонии стало награждение почетными премиями "За вклад в кинематографическую науку и образование" и "За честь и достоинство". В первой номинации новым лауреатом стал известный кинокритик, автор книг о кино и телевидении, обозреватель "Российской газеты" Юрий Богомолов. Во второй почетный список великих мастеров, награжденных этой премий в прошлые годы, теперь вошел и Алексей Герман - автор великих фильмов "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин". На экране прошли кадры из новейшего фильма Германа "Что сказал табачник" по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом". Название картины рабочее, впереди еще много работы по доводке фильма, но показанные нам кадры интригуют и обещают произведение мощное, масштабное и эмоционально сильное.

 


 


22-я церемония "Ники" на этот раз проходила в условиях стесненных в фигуральном и буквальном смысле слова. Прекрасное историческое здание театра "Московская оперетта" - бывшей оперы Зимина - стоит в самом центре Москвы, где нет возможности развернуть традиционную "красную дорожку", а его тесные фойе мало приспособлены для общения. Финансовый кризис сказался и на "вещественном наполнении" премий: традиционных подарков лауреатам в виде автомобилей на этот раз не было. Зато министерство культуры обещало предоставить победителю в номинации "Лучший фильм" грант на следующий проект.

Но никакой кризис не помешал людям кино снова пережить полузабытое за последние годы чувство единой большой семьи, где каждый рад каждому. А это дорогого стоит. Этим уникальна "Ника", и поэтому надо ее беречь.
Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе