Нормальные люди: Анастасия Лаукканен

Создатель фестиваля экологического документального кино «Экочашка» о том, как подобрать фильмы, чтобы зрители не уснули на показе.

Анастасия Лаукканен: «В команде «Экочашки» нет ни одного «агрессивного» эколога, просто все придерживаются элементарных правил, которые помогают снизить ущерб, наносимый окружающей среде»

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Журналист Анастасия Лаукканен несколько лет назад съездила волонтером в Исландию на фестиваль экологического документального кино. В столицу вернулась с фильмом, который изменил ее жизнь. Она показала его друзьям за чашечкой кофе. Так появилась идея фестиваля «Экочашка», который уже третий год проходит в городах России, Казахстана и Украины. «МН» расспросили Анастасию о фестивале, экокино, его создателях и поклонниках.

Контекст

Разговоры: Левенец и Горожанко

Нормальные люди: Андрей Артемчук

— С чего начался фестиваль «Экочашка»?

— «Экочашка» началась четыре года назад с фестиваля документального кино в Исландии, на который я случайно попала волонтером. Тогда я не имела никакого отношения к экологии и этой темой интересовалась мало. Фильм финского режиссера Джона Уэбстера «Рецепты для катастрофы», который впоследствии открывал первую «Экочашку» в Москве, изменил мой подход не только к вопросам экологии, но и ко всему документальному кино. Я смотрела фильм с открытым ртом и осталась в полнейшем восторге.

— О чем был этот фильм?

— О реальной семье, живущей в Финляндии, которая решила в течение одного года обходиться без пластика и других предметов, для производства которых используется нефть. Желание свести воздействие на окружающую среду к минимуму появилось у режиссера и по совместительству главного героя фильма после того, как он начал интересоваться проблемами, связанными с глобальным потеплением и истощением природных ресурсов. Но жить экологично на все 100% и пренебрегать комфортом — это, оказывается, не так просто. В результате в семье происходит раскол. Жена с трудом переносит фанатизм мужа в вопросах экологии и чуть ли не разводится с ним, дети обижаются на отца за то, что он запрещает им играть с пластмассовыми игрушками. Все это показано с юмором.

В представлении большинства людей документальное кино — это что-то скучное, а экологическое документальное кино так вообще занудная вещь

— Веселое экологическое документальное кино? Звучит неожиданно!

— Да. В представлении большинства людей документальное кино — это что-то скучное, а экологическое документальное кино так вообще занудная вещь. Создавая фестиваль «Экочашка», мы ставили перед собой задачу показать людям, что это не так и что экологическое документальное кино может быть веселым. Именно поэтому мы выбираем для показа жизнеутверждающие фильмы, которые не просто описывают проблему, но и предлагают пути ее решения.

— Что еще вы пытаетесь сообщить зрителю?

— Вторая задача вытекала из первой. Показывая людям пути решения экологических проблем, мы пытаемся мотивировать их, призвать к действию, убедить зрителей в том, что даже один человек может повлиять на ситуацию.

Нормальные люди

В рубрике «Нормальные люди» мы рассказываем о тех, чья деятельность делает нашу страну «нормальной» — открытой, дружелюбной, удобной для жизни. Выбор героев субъективен. Поэтому если вы считаете, что мы должны обязательно написать о ком-то, просто предложите героя в комментариях к любой статье рубрики.

— Что было после фестиваля в Рейкьявике?

— На исландском фестивале был сам Джон Уэбстер, режиссер «Рецептов для катастрофы». Мне удалось с ним пообщаться, после чего он позвал меня вместе с группой из десяти режиссеров в Италию на крупный фестиваль документального кино про экологию. Все приглашенные отказались лететь на самолете, а потому из Стокгольма в Турин мы три дня добирались на поезде. За это время мое сознание перевернулось. Итальянский экофестиваль существует более 20 лет, в нем ежегодно принимает участие более 150 картин. Я посмотрела большую часть из них. Обратно в Москву уже поехала на поезде. По пути в Польшу на наш состав упало дерево, из-за чего я пропустила поезд до Москвы. Ночуя на каком-то вокзале, проклинала все и вся, но решила не отступать от новых принципов. С собой у меня была копия фильма Джона Уэбстера, которую я планировала показать друзьям за чашечкой кофе. Я перевела фильм, сделала субтитры и устроила маленький показ для знакомых. Моя подруга Наталья Парамонова, которая присутствовала на просмотре, предложила привезти в Москву другие фильмы и создать фестиваль. Так появилась «Экочашка».

— Как вы решили проблему авторских прав?

— На первых порах это было проблематично. Я начала связываться с режиссерами и просить у них разрешения на показ фильма, а в ответ получала: «Не вопрос, один публичный показ — 1000–1500 долл. Подписываете договор, и фильм ваш». Таких денег, тем более помноженных в несколько раз, у нас, разумеется, не было, а потому пришлось уговаривать режиссеров давать кино бесплатно. Примерно половина из них согласилась.

— А какие они, эти режиссеры?

— Фанаты своего дела в хорошем смысле этого слова. Если им взбредет в голову какая-то идея, они всеми силами пытаются воплотить ее в жизнь. Режиссер Марк Диксон, к примеру, заложил собственный дом, чтобы снять свой экофильм. Кому-то это может показаться странным, но таковы эти люди и именно в этой преданности делу их уникальность.

— Кто входит в команду фестиваля? Люди работают за деньги?

— Все, кто работает над «Экочашкой», делают это бесплатно. Костяк команды сформировался еще в первый год, и серьезное пополнение было на третьем фестивале. Сейчас в команду входит шесть-восемь человек, к началу фестиваля она увеличивается примерно до 15 волонтеров. Часть — друзья, часть — люди, которые стали друзьями впоследствии. У всех своя работа, свои интересы, но фестиваль стал объединяющим звеном.

— «Экочашка» — один из тех фестивалей, которые имеют специфическую тематику и потому рассчитаны на достаточно узкую аудиторию. Есть ли вероятность того, что с годами он станет более популярным?

— Экодоккино, как и все документальное кино в принципе, никогда не было мейнстримом, но за границей оно имеет большую историю, а потому популярнее, чем у нас. «Рецепты для катастрофы», к примеру, прошли во всех кинотеатрах Финляндии. В нашей стране экологические проблемы меркнут на фоне социальных и на них мало кто обращает внимание, следовательно, популярность экологического кино еще меньше. Но «Экочашка» со второго года стала международным фестивалем. После Москвы она проходит в других городах России, Казахстана и Украины. Там свои организаторы и инициативные группы. Единственное наше условие — чтобы присутствовал хотя бы один из членов московской команды. Важно проследить, чтобы не нарушались авторские права и фильмы не попадали в интернет. Кроме того, мы вынуждены договариваться с режиссерами фильмов не об однократном бесплатном показе, а уже о нескольких, которые будут проходить в рамках «Экочашки» в других городах.

Русские люди склонны к стереотипному мышлению. Им кажется, что если человек занимается вопросами экологии, то он должен быть серым, несчастным и каким-то убогим

— А что за публика приходит на фестиваль? Есть ли постоянные зрители, те, кого вы узнаете?

— В среднем каждый год фестиваль в Москве посещает около 1 тыс. человек. Среди них очень разные люди, много семей с детьми. Мы даже начали искать экологические мультики для малышей. Большая часть зрителей — это молодые люди после 25, которых я романтично именую «задумавшиеся». Это все те, кто начал обращать внимание на обстановку вокруг, задумываться о проблемах окружающей среды и понял, что жить можно чуточку иначе. Как — они еще не знают и потому пришли за ответом к нам.

— Приходилось ли вам сталкиваться с людьми, которые негативно реагировали на фестиваль?

— Это одна из проблем. Мне тяжело ее сформулировать, но по сути своей она связана с нашим менталитетом. Русские люди склонны к стереотипному мышлению. Им кажется, что если человек занимается вопросами экологии, то он должен быть серым, несчастным и каким-то убогим, что все должно делаться исключительно на бесплатной основе. И многие крайне удивляются, узнавая, что вход на фестиваль стоит символические 150 руб., которые мы тратим на аренду помещения. И с этим непониманием мы сталкиваемся регулярно. Вторая проблема — скептицизм. Многие считают нормальным подходить к организаторам фестиваля с допросами и проверками вроде: «Экология, говорите? А из чего сделана ваша одежда? Почему у вас штучка на кофте пластмассовая? Почему свет в помещении неэкономно расходуется?» — и так далее. У некоторых скептицизм перемешивается с пессимизмом, когда люди априори думают, что сам фестиваль бессмысленный, как и любые попытки спасти окружающую среду.

— Как изменилась ваша собственная жизнь после открытия фестиваля? Вы живете экожизнью?

— Разумеется. Я раздельно собираю мусор, в теплое время года стараюсь передвигаться только на велосипеде, слежу за тем, что ношу и ем, какую косметику и бытовые средства использую, экономно расходую воду и электроэнергию. Когда попадаешь в экосферу, жить иначе уже просто не получается. Начинаешь постоянно задумываться о том, из чего сделаны те или иные предметы, какой ущерб их производство принесло природе. Но без фанатизма. В команде «Экочашки» нет ни одного «агрессивного» эколога, просто все придерживаются элементарных правил, которые помогают снизить ущерб, наносимый окружающей среде.

Лидия Глазко

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе