Объективные условия для дальнейшего упадка

Киноитоги 2010 Подготовив вполне стандартный набор вопросов, которые не раз уже приходилось задавать нашим кинематографистам и критикам на крупных фестивалях – таких, как “Кинотавр”, – мы неожиданно натолкнулись на целый ряд проблем. Критикам по определению положено подводить некие творческие итоги, обобщать увиденное, и, несмотря на не самое оптимистичное настроение, они давали оценки, делились своим видением будущего.
 Непосредственно с производителями, в основном режиссерами, среди которых самые известные, мастера, и лидеры молодого поколения, занимающиеся не коммерческим ширпотребом, а серьезным кино, случилась заминка. Сразу подчеркнем, что обращались мы к людям, с которыми судьба сводила по разным поводам – на фестивалях, где доводилось работать в качестве отборщика, на киносъездах; часто это дружба, проверенная временем, так что просто так никто не отмахивался, как от назойливой мухи. В результате следовал отказ, всегда мотивированный, свидетельствующий о тех унылых и пессимистических настроениях, которые воцарились с недавних пор в киносообществе. Были среди наших собеседников те, кто с головой ушел в работу, иногда сразу над двумя фильмами (есть и такие), когда “мысли уехали к этим картинам, и вернуть их для ответа на вопросы выше возможностей в ближайшие несколько лет”. Прочитать и услышать подобные признания – большая радость и редкость. Значит, что-то все-таки происходит, и кино будет жить, и делают его по-настоящему талантливые и творческие люди. Не называя имени режиссера, продолжим строки, которые дорогого стоят: “Прошу вас понять мое отчаянное положение, но мысли сбежали от меня и не повинуются более моей воле”. Это лишнее подтверждение тому, что талант – хрупкая материя и надо с ним бережно обращаться. В основном же отказы участвовать в рейтинге были связаны с тем, что у людей нет работы и возможности получить финансирование под свои проекты. К примеру, принявший участие в нашем опросе кинорежиссер Али Хамраев – в общем, уже классик, картины которого в ближайшее время будут показаны в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Вашингтоне и Абу-Даби, а недавно прошла его ретроспектива во Франции, – уже много лет обивает министерские пороги в надежде получить финансирование на экранизацию повести “Джан” Андрея Платонова. Но он нашел силы высказать свое мнение. Отказ говорить на заданную тему объяснялся примерно так: “Сложилась весьма печальная картина. Говорить об этом не стоит, и без комментариев тошно. Не хочется пугать читателей и зрителей”. Такова кинематографическая реальность, на которую во многом прольют свет ответы наших экспертов.

Задали мы такие вопросы:

1. Самый запоминающийся дебют, открытие года.

2. Разочарование года.

3. Лучший фильм.

4. Прогноз на завтра. Что ждет российскую киноотрасль в ближайшее время.

Екатерина БАРАБАШ, кинокритик:

1. Скорее всего, буду не первой и не единственной, кто отметит два безусловно приметных кинодебюта: “Обратное движение” Андрея Стемпковского и “Другое небо” Дмитрия Мамулия. Оба практически безмолвны, диалоги сведены даже не к минимуму – почти к нулю, и это дает возможность обоим режиссерам показать умение по части общения на КИНОязыке. Особенно виртуозно это получается у Стемпковского, у которого великолепно продуман рисунок каждой роли, особенно главной женской, сыгранной Ольгой Демидовой. Очень тонкий рисунок, ажурный, действие замедленное, а сквозь него удивительным образом чувствуется обожженность чувствами. Можно отметить дебют в игровом кино Сергея Лозницы с трагическим “Счастьем моим”, хотя формально он не имеет отношения к российскому кино. Но все же – на русском языке и про Россию.

2. С профессиональным пессимизмом скажу, что все остальное, весь киногод – разочарование. Заявившая было о себе “новая волна” российского кино, похоже, ударилась о берег реальности и откатилась обратно. Прорыва не случилось, отдельные качественные фильмы – уже упомянутые “Обратное движение” и “Другое небо”, а также “Как я провел этим летом” Алексея Попогребского, “Перемирие” Светланы Проскуриной, “Овсянки” Алексея Федорченко и два-три других – погоды не делают. И если фестивальное кино традиционно все-таки выполняет свою функцию, успешно представляя страну на международных фестивалях, то с мейнстримом беда. Качественного, востребованного зрителем мейнстрима нет, о чем свидетельствует резкое падение доли российского кино в прокате. Обещали 35 процентов – получили менее 15 процентов. Зритель ходит только на фильмы, которым предшествует агрессивная реклама, – “Ёлки”, “Наша Russia”. А главное разочарование лежит в области не творческой, но определяющей творческую: новая система господдержки не готова работать на нормальное развитие российского кино – в первую очередь из-за непрозрачности, неквалифицированного руководства ею и полного непонимания того, что такое хорошее кино.

3. Думаю, что “Как я провел этим летом” Алексея Попогребского и “Обратное движение” Андрея Стемпковского при многих к ним замечаниях – заметное явление этого года. Рассказать историю (у Стемпковского она более выверена драматургически) средствами свежего, острого, очень чуткого киноязыка, запасы которого, как многим казалось, у нас уже исчерпаны, исследовать в одном случае природу человеческой слабости, в другом – человеческой силы, используя аскетичный, но необычайно богатый ресурс честных кинематографических приемов, – это высший пилотаж. Редко встретишь такое сочетание самостоятельной камеры, актерской игры и четкой режиссерской мысли.

4. Что-то не слышно, чтобы строились новые залы. Пока этого не будет, не видать нам вообще никакой киноотрасли. Хотя, скорее всего, будут расти кассовые сборы фильмов компаний-мейджоров, которые будут иметь возможность вкладывать деньги в пиар и рекламу. Это могло бы радовать, если бы при этом та часть кинематографа, которая составляет не финансовую, но (прошу прощения за пафос) духовную часть, не оказалась в загоне, куда из “большого кинематографа” кидают объедки. Ничто не предвещает того, что “культурные власти” всерьез озаботятся положением дел в авторском кино – пока только разговоры. Авторское кино все больше уходит от зрителя в сферу профессионального и фестивального интереса и, скорее всего, окажется совсем за горизонтом. Никто не собирается строить для него залы, как это делается во Франции или США, где помогают кинематографу, а не социально значимым проектам, никто не собирается менять систему проката такого кино. И, честно говоря, проблема кассовых сборов в стране меня как критика не волнует – у “Ёлок” и иже с ними всегда все будет в порядке.

Наталья БОБРОВА, кинокритик (“Вечерняя Москва”):

1. Два самых ярких дебюта года для меня – “Счастье мое” и “Другое небо”. Оба они художественно исследуют природу человеческого несчастья во внешне благополучной среде, поднимаясь к высотам философского обобщения. Причем первый из них не совсем дебют – Сергей Лозница раньше снимал кино документальное. И очень качественное. Можно не принимать его желчное видение наших бед и побед, но к такому нелицеприятно точному диагнозу в стилистике Босха и Гойи грех не прислушаться. А открытие года, конечно, – “Другое небо” Дмитрия Мамулия. Это не просто история несчастного гастарбайтера, разыскивающего в городе пропавшую жену, а хождение по кругам мегаполисного ада человека природы, для которого все достижения цивилизации не имеют никакой цены, если рушатся кровные связи. Обе картины – из числа тех, которые не просто призывают “милость к падшим”, а создают свои собственные художественные миры.

2. Главное разочарование – “Утомленные солнцем-2. Предстояние”. Боюсь, не буду оригинальна, но комдив Котов с его выдвижными когтями-лезвиями, неизбежные знойные цыгане и чудная задница немецкого летчика превратили кровавую тему в комиксный аттракцион. Не будем вспоминать некоторые сюжетные странности вроде воскрешения чекиста Арсентьева с задумчивым ликом артиста Меньшикова… Может, злую шутку сыграло многолетнее ожидание чуда, которого не произошло? А ведь был когда-то михалковский “военный” дебют “Спокойный день в конце войны” – пронзительный и ясный, с юным Юрием Богатыревым. И без всякой назойливой идеологии, под которую дают нешуточные деньги, но которой, увы, не вышибешь из зрителя ни слезинки.
Кадр из фильма “Как я провел этим летом”

3. Скромные “Овсянки” Алексея Федорченко, который снова удивил. Проще всего думать, что это очередная мистификация задорного режиссера. Но отчаянная смелость и терпение, с которыми он при помощи Дениса Осокина, написавшего удивительную повесть о любви и смерти, делал этот оригинальный проект, говорят о другом. По сути, перед нами новаторский поиск своего пути, осторожная медитация на табуированные темы, прорыв на территорию “магического реализма” с его еще не изученными законами. Проще опять же назвать это конъюнктурным неоязычеством. Но эта история человеческой любви, жизни и смерти, рассказанная и емко, и лаконично, чрезвычайно оригинальная художественно, вырастает на вроде бы скромной фольклорной почве до высот философской притчи.

4. Прогноз кинопогоды на наступивший год не оптимистичен. В минувшем году в кинорепертуаре количество наших фильмов снизилось с 25 до 16 процентов. Люди хотят смотреть кино заграничное, точнее, американское. А после загадочной реорганизации киноиндустрии с выделением восьми студий-мейджоров просто наивно ждать иного. Ожидаемый распил денег между ними даст на выходе патриотическую серятину, а также юношески задорные опыты в духе камедиклабистов и г-на Бекмамбетова, от которых хоть и тошнит, но которые гонят кассу. Впрочем, есть надежда, что увидим новый фильм Звягинцева, а Алексей Герман-старший закончит свою эпопею со Стругацкими. Хотя есть, наверное, проекты, которые лучше делать вечно…

Киносообщество, расколовшееся в минувшем году на большевиков и меньшевиков, на инертный СК с “так победившим” Михалковым и новый альтернативный Киносоюз, тоже особой погоды не сделает. Эти параллельные вселенные вряд ли остановят углубившийся кризис, который ударит в первую очередь по “молодой волне” – Попогребскому, Федорченко, Хлебникову, Вырыпаеву, Серебренникову, Мизгиреву, Сигареву и другим режиссерам, отстоявшим на мировом экране честь российского кино в последние годы. Их судьба и перспективы более чем туманны.

Биргит БОЙМЕРС, киновед (Великобритания):

1. Три дебюта в игровом кино – “Другое небо” Мамулия, “Обратное движение” Стемпковского и “Счастье мое” Лозницы. Здесь не слово становится двигателем сюжета, а художественные образы, беспощадно демонстрирующие всю степень разрушения человека в мире, где снова и снова правит бал насилие. И от этого человек продолжает оставаться бессловесным и беспомощным, зритель в том числе.

2. Вот это просто – “Утомленные солнцем-2. Предстояние” Михалкова. Уровень непрофессионализма удивителен: куда девалась одаренность режиссера, так ярко работавшего когда-то? Даже “Утомленные солнцем-1” сделаны совсем иначе. Как можно было допустить такую плохую актерскую игру, явные нестыковки и прочее? Очень жаль!

3. Затрудняюсь назвать одну картину. Для этого надо, чтобы она по-настоящему потрясла. Таких нет. Но есть ряд картин очень высокого качества. Для меня это “Овсянки” (разрушение нашей веры в мифы, доказательство их фиктивности), “Перемирие” (ценно тихое наблюдение за взрослением человека), “Как я провел этим летом” (с его объяснением бессловесного непонимания).

4. Непонятно, что впереди, как и то, есть ли вообще хоть какие-то перспективы для отрасли в экономическом смысле. Хотя в Европе ситуация не сильно отличается в лучшую сторону. Вопросы о том, будет ли госфинансирование для экспериментальных проектов, анимации и документального кино, оставляют всех в тревоге. И по планам на следующий год можно сделать вывод, что не будет изобилия, особенно дебютов. Кто рискнет и сделает ставку на неизвестных режиссеров? А хотелось бы увидеть новые работы, поскольку в 2010 году наметился настоящий прорыв в поисках нового киноязыка. Остается лишь надеяться на то, что ставка государства на коммерческое кино даст свои плоды, тем самым простимулирует киноотрасль в целом.

Наталья ИВАНОВА, продюсер (Продюсерский центр “Хорошо продакшн”):

1. Если говорить по самому строгому счету, то таких ярких дебютов, какие случались еще недавно, скажем, у режиссеров Петра Буслова, Алексея Федорченко, Анны Меликян, Ивана Вырыпаева и даже не всеми оцененного Ильи Демичева, в 2010-м практически не было. Но справедливости ради стоит отметить появление молодого талантливого режиссера Андрея Стемпковского и его фильм “Обратное движение”, который по праву завоевал много фестивальных наград и симпатии критиков. Будем надеяться, что его режиссерское дарование и чутье на интересный современный материал найдут подтверждение в его следующих работах и он будет двигаться вперед, к зрителям.

2. Разочарований два. Много это или мало? Наверное, мало, если учесть, что всего в 2010 году было выпущено около 100 фильмов. Мне удалось посмотреть далеко не все. Первый огорчивший меня фильм – “Только не сейчас” Валерия Пендраковского и Юрия Рогозина, которым помпезно открывался в мае Санкт-Петербургский кинофорум. Было понятно, что эту картину польско-русского производства специально поставили на открытие, проявив тем самым солидарность и сочувствие по поводу трагической гибели польского президентского самолета и к памятной дате – 65-летию Победы. Это все правильно и дипломатично. Но вопросы остались к авторам и создателям картины. Беспомощный сценарий и слабая режиссура двух опытных кинематографистов не позволили сделать из рассказа Владимира Войновича более или менее достойный фильм. Как говорится, за державу было обидно; участникам кинофорума и главному почетному гостю, международной кинозвезде Антонио Бандерасу продемонстрировали провал в нашем традиционно сильном жанре – кино о войне.

Второе разочарование – “Утомленные солнцем-2. Предстояние” Никиты Михалкова. Я, как и все, наверное, очень ждала новую работу большого нашего режиссера, в которую было вложено много сил и средств. На премьере в Доме кино оба зала были переполнены. Зрители стояли в проходах. Речь самого Никиты Сергеевича настраивала на встречу с настоящим произведением искусства. До окончания фильма никто из зала не вышел, хотя фильм по прокатным меркам длинный – больше двух часов, досидела до конца и я. Именно досидела, потому что уйти хотелось уже где-то на сороковой минуте, но я твердо решила досмотреть его до конца с тем, чтобы отыскать хотя бы намеки на то, о чем так много твердила рекламная кампания фильма, утверждавшая, что это ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ. Увы, “УС-2”, как прозвали это кино в народе, как бы сводя к минимуму весь его эпический размах и величину режиссерских амбиций, никак нельзя назвать победой отечественного кинематографа. Не поверив себе, я стала читать рецензии “за” и “против” фильма, пытаясь разгадать в них потаенный посыл авторов картины, который мне при просмотре, возможно, не удалось прочувствовать, но, увы, прозрения не наступило, а разочарование осталось, жаль…

Отдельное разочарование года – главные фестивали. Каннский, потому что взял в программу “УС-2”, отступив от своего жесткого “нет“ продюсерскому нажиму, и Венецианский – потому что наградил “Золотым Львом” Софию Копполу за слабый и малоинтересный фильм “Где-то”, хотя жюри фестиваля вполне могло бы учредить какой-нибудь специальный приз, скажем, за успешную кинофамилию, за заслуги в целом, как это уже было с фильмом “12” Никиты Михалкова. Пишу это не для красного словца и тем более не для того, чтобы обидеть кого-то из моих коллег, а потому что от таких решений крупных киносмотров у меня, как у летчиков при плохой видимости, оказываются сбитыми координаты взлетной полосы, по которой мне как продюсеру предстоит отправить в полет еще не один фильм.

3. Вот тут я совсем затрудняюсь, потому что из российского списка вряд ли кого-нибудь смогу выделить, и вовсе не потому, что я сама продюсер и моя картина, которая для меня, конечно же, самая лучшая, тоже была в прокате в 2010 году. А потому, что я видела замечательные иностранные фильмы и в сравнении с ними, увы, мы пока сильно проигрываем. Самое яркое впечатление – от “Неотразимой Тамары” Стивена Фрирза, напомнившей мне своим юмором, актерским очарованием, музыкой, монтажом и всеми другими составляющими фильма, что настоящее кино еще есть, хотя на наших экранах встречается гораздо реже, чем хотелось бы.

4
Кадр из фильма “Счастье мое”
. Прогнозы – дело неблагодарное, и, как правило, они редко сбываются, но все же… Уже понятно, что в ближайшие год-два фильмов у нас будет производиться значительно меньше, чем это было в 2010-м. Это видно из уменьшенного количества лотов на конкурсах, которые проводит Министерство культуры, у которого просто денег стало меньше, потому что появилась новая структура – Фонд поддержки кинематографа, куда ушло основное финансирование. Там теперь будут выращивать российских мейджоров. Дай бог, чтобы вырастили. Деньги им уже выделили, а сколько фильмов и каких будет произведено, пока непонятно, но ясно одно – совсем немного. Информация почти засекречена. Если фильмов на рынке станет меньше, значит, американцы нас в очередной раз обыграли, и,следовательно, еще рано говорить о российской киноиндустрии. У нас для этой самой индустрии нет эффективно действующих составляющих. Я имею в виду давно уже набившие всем оскомину слова “электронный кинобилет”, “нехватка кинозалов по всей стране”, неравные отношения между продюсерами и кинопрокатчиками, пиратство и многие другие проблемы… Они по-прежнему не решены, а время неумолимо подкидывает нам новые и новые. В отличие от своих европейских коллег мы только еще начинаем примериваться к копродукции, но и это не будет работать, если не будет помощи от государства, особенно малым независимым кинокомпаниям, хотя бы небольшими первыми деньгами. По слухам, при Фонде поддержки кинематографа сейчас создан такой специальный отдел, который будет заниматься копродукцией и продвижением русского кино за рубежом, но пока информация и об этом тоже почему-то не для всех. К слову, хочу сказать, что наш фильм “Одна война” режиссера Веры Глаголевой, который с честью представлял страну более чем на 50 кинофестивалях и получил много наград, такой своевременной и необходимой поддержки не получил, но надеюсь, что для других проектов все еще впереди и наше кино все-таки будет иметь своего как русского, так и зарубежного зрителя.

Валерий КИЧИН, кинокритик (“Российская газета”):

1. “Счастье мое” – дебют в игровом кино известного документалиста Сергея Лозницы: честный, умный, горький, но беспощадно правдивый анализ российской традиционной ментальности, попытка ответить на вопрос, что мешает России стать счастливой и свободной. Открытие года – великолепная актриса Даниэла Стоянович, талант которой был найден Владимиром Мотылем в его последнем фильме “Багровый цвет снегопада”.

2. Очередное развенчание надежд кинематографистов быть услышанными государством: без обсуждения принята новая система финансирования кинопроектов, которая чревата окончательной гибелью авторского, дебютного, документального и анимационного кино России.

3. “Брестская крепость”. Это фильм небезупречный, но он сохраняет и продолжает лучшие традиции отечественного кино, предлагая принципиально новый, свободный от идеологических клише, взгляд на подвиг народа в Великой Отечественной войне. Вместо дежурных “За Родину! За Сталина!” фильм вводит такое базовое понятие, как человеческое достоинство. Именно оно позволяло людям выстоять даже в самых безнадежных ситуациях. И побеждать – если не врага, как в данном трагическом эпизоде войны, то собственную слабость.

4. Прогнозировать судьбу киноотрасли не возьмется, думаю, никто. Сейчас созданы объективные условия для ее дальнейшего упадка, для исчезновения с киноэкранов последних признаков искусства. Остается надеяться на ее живучесть – ее смерть пророчили уже много раз, но она все еще жива. Хотя в этом году, думаю, стала неизбежной новая утечка талантов в поисках финансирования новых фильмов за рубеж. Мы

будем терять своих лучших режиссеров молодого и среднего поколения: они стоят перед перспективой безработицы. Мы уже обрекли наших мастеров и классиков на многолетний простой – даже начатые ими фильмы не могут быть закончены. Если не появится внятная государственная программа развития кино, разработанная с участием широкой кинематографической общественности и в интересах не отдельных лиц, а всей отрасли, ничего хорошего ждать не приходится.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ, киновед, член Российского оскаровского комитета:

1. У Лозницы в картине “Счастье мое” есть то, что должно присутствовать в каждом дебюте – стремление удивить, сделать что-то, чего ранее никто не делал, уверенность в том, что кинематограф станет интереснее после моего прихода. Думаю (и, помнится, сказал это Сергею), что по части мизантропии финал несколько пережат, и по окончании сеанса зрителю предлагается выбор – удавиться, застрелиться или повеситься. Но ведь и этого еще точно в нашем кино не было.

2. Разочаровал “Кочегар”. Начиная со “Жмурок”, лучший постсоветский режиссер Алексей Балабанов, работает, как мне кажется, спустя рукава (исключение – его “Морфий”). Он словно забронзовел и совершенно не старается… Все равно вокруг есть “группа товарищей”, которая постоянно всплескивает руками и кричит: “Гениально!”

3. “Овсянки” Алексея Федорченко. У Федорченко все очень точно, четко, одно с другим связано, лаконично. Полное режиссерско-операторское единение. Вроде бы даже и красиво, но постоянно, с самого начала, страшно. Хотя никаких ужасов в стиле Лозницы нет, и топиться – вешаться – стреляться не хочется. Апокалипсис здесь какой-то элегичный. То есть понимаешь, что – финал, но даже в нем создатель картины предлагает нам увидеть некую гармонию: “То, что должно исчезнуть, – исчезнет”.

4. Ничего хорошего российскую киноотрасль, по-моему, не ждет. Могут быть отдельные успехи на отдельных кинофестивалях (весьма, быть может, крупных), но из жизни российского человека национальный кинематограф, как мне кажется, испарился.

Виталий МАНСКИЙ, режиссер-документалист, продюсер, президент Фестиваля “Артдокфест”:

1. “Другое небо” Дмитрия Мамулия.

2. “Утомленные солнцем-2. Предстояние” Никиты Михалкова.

3. Знаю только “Лучший фильм-2”.

4. Российскую киноотрасль, как и всю страну, ждет выбор в 2012 году.

Мария МУАТ, режиссер анимационного кино:

1. Открытием для меня стал Григорий Добрыгин в фильме Алексея Попогребского “Как я провел этим летом”.

2. На Открытом Всероссийском фестивале анимационного кино в Суздале есть по регламенту обязательный приз “Фортуна”. Он вручается по случайному выбору, “…поскольку всякий, решившийся снять анимационный фильм, достоин поощрения”. Думаю, что это можно отнести и к игровому кино.

3. “Как я провел этим летом” и “Овсянки”. И в том, и в другом есть то мрачное, то поэтичное очарование.

4. У анимации и кино в целом – разные пути. Анимация в силу разнообразия форматов – от нескольких секунд до часов – может ярко вспыхнуть и на пустом месте, стать случайно и на раз вдруг вспыхнувшей звездой, а потом исчезнуть навсегда. И такая вспышка тоже будет чудом. Не надо только всех загонять в сериальную продукцию, счастья это не прибавит, а возможности неожиданных удач будут неуклонно сокращаться. Пользы от этого будет мало и художникам, и обществу. Сверхделовые деятели прямо-таки рвутся всех построить, вогнать в серийные метражи, гнать поток продукции, наладить конвейер и поставить рядом метроном. Игровому кино, мне кажется, надо бороться с однообразной жвачкой однообразных сюжетов. Черные темы, привычная страсть, кавалер барышню хочет украсть. А хотелось бы удивляться таланту и изобретательности сценаристов, режиссеров, операторов, художников. Российскую киноотрасль ждут в этом смысле позор и забвение, если такого движения не произойдет, потому что у нас все для этого есть, кроме удачи, конечно.

Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, кинорежиссер:

1, 3. Открытия года для меня – корейский фильм “Поэзия” и его режиссер Ли Чан Дон. Посмотрев впоследствии и другие его фильмы, убедился, что мне посчастливилось быть знакомым с режиссером, которого я сегодня включил бы в список важнейших для себя. И ничего сильнее этого фильма и более ранней его же “Зеленой рыбы” я в 2010 году не видел.

2. Разочарование года (и уходящего, и наступившего) – “Трон: наследие”. Поразительно, что в этом фильме 3D такое же плоское, как и сама история, хотя фильм афишировался как задуманный и снятый специально для стереокино. Казалось бы, в этом фантастическом трехмерном мире возможна полная свобода для фантазии, да вот, видимо, с ней как раз и не все благополучно. Для меня это теперь пример, как не надо снимать в 3D (сам я как раз заканчиваю трехмерную короткометражку).

4
Кадр из фильма “Другое небо”
. Не берусь делать прогнозы. Самый главный вопрос: научатся ли у нас не только осваивать бюджеты и делать броские эффекты, но и рассказывать истории. Другими словами, возможен ли в России нестыдный мейнстрим.

Кирилл РАЗЛОГОВ, культуролог, программный директор Московского международного кинофестиваля:

1. Соня Карпунина. Хотя “Однокласники” Сергея Соловьева, поставленные по ее сценарию и где она сама сыграла одну из главных ролей, не во всем получились, но мы видим редкое в нашей профессии соединение в одном фотогеничном лице ума, красоты и работоспособности, что позволяет надеяться на будущее (конечно, не простое и безоблачное). Если говорить об открытиях в мировом контексте, то это шведская актриса Нуми Рапас в детективной трилогии “Девушка с татуировкой дракона” (часть первая).

2. Не удалось предотвратить раскол в Союзе кинематографистов.

3. “Кочегар” Алексея Балабанова. Несмотря на “Плач Ярославны” со всех сторон, мне кажется, что наше кино развивается нормально (хоть и как холера). Кто-то (Тимур Бекмамбетов) прорывается в Голливуд, кто-то подсчитывает дивиденды от телевизионной популярности, но пять-шесть достойных фильмов в год все равно есть. А больше и не бывает ни в одной стране мира – ну максимум десять. Если говорить о мировом кино, то отметил бы шведский фильм “Впусти меня” Томаса Альфредсона 2008 года, на основе которого даже сделан американский ремейк.

4. Нормальный бардак.

Лариса САДИЛОВА, кинорежиссер:

1. К сожалению, в 2010 году я посмотрела недостаточное количество дебютов. А те, что посмотрела, впечатления не произвели.

2. И разочарований в 2010 году не было, так как российские фильмы, увиденные мною, говорят об одном и том же: “Все плохо, все ужасно, хуже быть не может, но будет!” У меня общее разочарование от нашего сегодняшнего кинематографа, который когда-то (лет двадцать пять назад) еще был ВЕЛИКИМ.

3. Очень трудно выбрать из того что есть.

4. Российскую киноотрасль ничего не ждет, так как, в моем понимании, ее нет. А то, что создано за эти двадцать лет, – не киноотрасль, а убожество. Пока не поздно, пока еще живы те, кто работал в “советской системе кинопроизводства”, пока есть те, кто не забыл, кто помнит, нужно срочно собираться всем вместе и начинать работу. И для этого не нужны никакие союзы кинематографистов, не нужны даже залы с громадным количеством посадочных мест. Достаточно skype, YouTubе, любой социальной сети. А чтобы начать эту работу, нужно перестать врать, хотя бы самим себе. Нам нужно подвести итоги 5-го съезда Союза кинематографистов (1985) и посмотреть, каких же успехов мы достигли, кто же выиграл от этого съезда и от этой системы “нового кинопроизводства”. Нужно перестать врать студентам ВГИКа, набраться смелости и все-таки рассказать им великую тайну – КАК СНИМАТЬ КИНО. И смею вас уверить, дорогие ветераны кино, что дети сами решат, про что снимать, они умнее нас всех вместе взятых. А ветеранами я называю всех нас и даже нулевое поколение, которое уже успело превратиться в ветеранов, так вот... Нужно провести экзамен на профпригодность всего педагогического состава ВГИКа, выпроводить на пенсию или на улицу всех маразматиков и врунов. Нужно достать из пыльных углов книги Кулешова, Герасимова и Ромма и вернуться к истокам. Нужно набраться смелости и рассказать детям, что кинематограф – это искусство и что оно создается сообща, а не порознь. Нужно перестать натравливать операторов на режиссеров, художников на операторов, режиссеров на актеров и т.д.

А ветеранам нужно понять, что времена помпезного кинематографа ушли – не уходят, а ушли! И перестать плакать по этому поводу. Откройте глаза, на дворе – XXI век. Появился YouTubе, то ли еще будет! Нужно избавиться от всех надстроек, присосок, прихлебателей и воров, красных дорожек и прочей глупости. Нужно каждому ответить на три простых вопроса: Для кого я снимаю кино? Зачем я снимаю кино? Работал(а) бы я в кино, если бы мне за это ничего не платили? Я уверена, что найдется немало людей, которые на первые два вопроса ответить не смогут, а на третий ответят отрицательно. И это неплохо. Должны быть исполнители, не всем же авторами быть.

Дальше – только для тех, кто ответил на три вопроса утвердительно. Нужно набраться смелости и наконец-то посчитать реальную смету фильма, без рекламных накруток (все равно наши фильмы никто не смотрит). Понять, где наш зритель. Кто он? Какой он? Может быть, это такие же люди, как и мы, – не дурнее. Чтобы это узнать, нужно поехать по стране, за свои деньги, потому что это нужно нам, в первую очередь. Нужно показать свои фильмы людям и поговорить с ними. А потом понять, а нужно ли то, что я снимаю, людям. Может, я запутался или запуталась, или меня запутали? Речь идет, конечно же, о государственном кинематографе, ведь государство все эти годы продолжает финансировать кинематограф.

Нужно понять, кому же выгодно на всю страну обсуждать бюджеты фильмов. А потом спросить ответственных за это: почему они врут гражданам нашей страны? Зачем людей вводят в заблуждение? Зачем говорят, что государство выделило на фильм 28 миллионов рублей? Ведь это не так. Скажите людям правду! Скажите, что 40 процентов – а то и больше – от этой суммы государство забирает назад. Скажите о том, что оставшуюся часть мы вынуждены отдавать за услуги, всяким дармоедам. Скажите, что эти “услуги” не стоят столько, что стоимость техники, оборудования, всевозможные аренды завышены в разы. А еще всякие там посредники, рекламщики, консультанты всевозможные, а также составители рейтингов! Я не хочу ходить с калькулятором, меня не этому учил Герасимов. Я хочу спокойно снимать кино при условии, что это нужно людям.

Алена СОЛНЦЕВА, кинокритик:

1.Если не считать Лозницу (формально это дебют, но он все же уже

известный режиссер), то, наверное, Роман Каримов с “Неадекватными людьми”, хотя, конечно, назвать открытием удачно найденную живую интонацию – это слишком.

2. Фильмы Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2. Предстояние” и Андрея Кончаловского “Щелкунчик и Крысиный король” – все-таки не ожидала такой беспомощности в профессиональном отношении и такой вторичности (точнее, даже обветшалости) смыслов.

3.Лучший фильм – “Кочегар” Балабанова.

4. К сожалению, ничего особо хорошего российскую киноотрасль не ждет. Нет публики, нет потребности в кинематографе, в художественных поисках. Денег в кино станет меньше, специалистов некому готовить... В конечном итоге основную массу составят фильмы телеформата – комедии и мелодрамы, коммерческие по форме и довольно убогие по содержанию. Такой уже стала большая часть массовой литературы. Надежды на быстрое возрождение у меня нет, поскольку общественная жизнь очень хилая, идей нет, энергия иссякла. Удачи, конечно, будут, но как частный случай.

Али ХАМРАЕВ, кинорежиссер:

1. Из того, что видел, ничего отметить не могу.

2. “Щелкунчик и Крысиный король” Андрея Кончаловского в 3D. Большой мастер запутался: громоздко, диалоги неудачны, фильм и не для взрослых, и не для детей. Жаль, что толком не распорядились бюджетом в 90 миллионов долларов (международный проект с участием Голливуда). Это ведь больше половины тех средств, что выделены Правительством России для поддержки всего нашего кино в 2010 году.

3. “Начало” (США) режиссера Кристофера Нолана.

4. Российскую киноотрасль ждет очень медленное выздоровление. Яма, в которую мы угодили, очень глубока. Платное обучение лишило нас притока 90 процентов талантливых людей, которые с трудом наскребут денег даже на проезд в те города, где можно учиться. Во многих крупных странах каждый год готовят специалистов сотнями, а у нас с трудом завершают учебу пара десятков режиссеров, и почти все они исчезают в неравной борьбе за право снимать. Кинопрокат продан на корню американцам, о строительстве нескольких тысяч новых кинозалов можно только мечтать, кинематографисты расколоты на три лагеря – “за”, “против” и “выжидающих”. Критерии патриотического, авторского, арт-хаусного кино, госзаказа очень размыты, трактуются произвольно. Продюсерское кино отбросило нас назад, режиссер перестал быть главной фигурой в кино. Скорее бы переболеть в эти смутные годы!

КОММЕНТАРИЙ

Картина Сергея Лозницы “Счастье мое” названа нашими экспертами самым заметным дебютом. Подводя итоги 2010 года в одном из последних номеров “Культуры”, мы тоже отметили этот фильм, как самый впечатляющий дебют, судьба которого в России непонятна. Зато он выходит в прокате других стран. В настоящее время сам Сергей находится в Лиссабоне, где только что завершилась ретроспектива его фильмов и стартует в прокате “Счастье мое”. В лидерах “молодое кино” – “Другое небо” Дмитрия Мамулия, “Обратное движение” Андрея Стемпковского, “Как я провел этим летом” Алексея Попогребского, “Овсянки” Алексея Федорченко. Все это первые-вторые игровые фильмы этих режиссеров. Больше всего разочарований связано у наших экспертов с фильмом Никиты Михалкова “Утомленные солнцем
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=940&rubric_id=208&crubric_id=1001539&pub_id=1142634

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе