Переутомление

Чем отпугнула зрителей картина "Утомленные солнцем 2: Предстояние" 

О результатах проката первой части сиквела "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова говорить еще рано. Впереди юбилейные дни, во время которых ветеранские и прочие общественные организации наверняка включат просмотр "Предстояния" в свой праздничный график. Однако старт был очень скромным - 3,755 миллиона долларов при бюджете, который оценивается в 55 миллионов. А ведь было более тысячи кинозалов, расписанных под завязку и не предоставивших зрителю никакой серьезной альтернативы. И главное - громыхающая из каждого утюга беспрецедентная пиар-кампания. Аналитическим центром "Медиалогия" уже подсчитано, что в апреле в среднем по пять раз в день появлялся на телеэкранах сам Никита Сергеевич или информация о нем и его фильме. Вполне возможно, что в пиар-кампанию входил и недавний скандал с "фотожабами" плаката к фильму - такое сегодня часто практикуется как один из видов вирусного маркетинга.

Похоже, настырный пиар сработал против картины. А многочисленные статьи донесли до каждого сюжетные манки, которые должны были заставить зрителя открыть рот, восхититься или ужаснуться: все эти истории про какающего из истребителя фашистского летчика, про погибших вместе со штрафбатом кремлевских курсантов, про сожженную деревню, про умирающего солдатика, попросившего медсестру показать сиськи, про немецкие танки с парусами, про ключики от мирной жизни, зацепившиеся за гусеницу танка… Загадка фильма умерла вместе с его раскруткой. Теперь можно только пойти и убедиться - все именно так, как писали.


Лет пять назад Михалков уже начал рекламную кампанию фильма, выступая перед кинообщественностью с читкой фрагментов сценария, которые изрядно потрясали воображение. Помню, с каким недоумением аудитория слушала на фестивале в Выборге историю с плавающей в водах на мине Надей (Надежда Михалкова), ее крещением, волшебным спасением и божественным провидением, взорвавшим корабль, груженный обкомовским барахлом. Ощущение гротеска и неправдоподобности оставалось уже тогда. К сценарию приложило руку немало именитых авторов. Рустам Ибрагимбеков ("Белое солнце пустыни", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник"), драматурги нового поколения, имеющие репутацию отвязных трэшмейкеров, Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий ("Маросейка, 12", "Возвращение", "Антидурь", "12"), Эдуард Володарский, Глеб Панфилов. Но, конечно, сам Никита Михалков был вдохновителем этой картины и полноправным соавтором всех сценариев - и собственно "Предстояния", и его раскрутки.

Кто бы другой сумел так шикарно обставить "первый" съемочный день фильма, который два года назад посетил премьер? Именно там, на съемочной площадке, под разговоры о грядущем подъеме отечественного кинематографа ковалась нынешняя, вызвавшая ожесточенные споры реформа господдержки нашего кино. Именно "Предстояние" должно было показать, как духоподъемный исторический блокбастер может сплотить в кинозале все поколения наших зрителей, повысив в их глазах реноме отечественного кинематографа.

Увы, не удалось. Хотя Михалков задумал вернуть на экран и при этом вывернуть наизнанку большой стиль советского кино, освежив его хорошо проверенными постмодернистскими играми и украсив узнаваемыми киноцитатами. Кажется, что он явно высчитывал эту картину как индустриальный продукт, который должен понравиться абсолютному большинству. Для молодежи - ассоциации с тарантиновскими "Бесславными ублюдками" и даже балабановскими "Жмурками", где у Михалкова была знаковая роль пахана. Для людей среднего возраста - вызов спилберговскому "Спасти рядового Райана" и цитата из "Титаника". Для поколения постарше - почти прямые заимствования из климовского "Иди и смотри" и вообще советского кино и прозы о войне, включая идеально выбранный фрагмент повести Константина Воробьева "Убиты под Москвой", где не нюхавших пороху красавцев кремлевских курсантов перемалывает военная мясорубка. Для правозащитников - макание Сталина в торт с его собственным изображением. Для православных - идея оперативного божественного возмездия за грехи. Для ура-патриотических групп - тонны трупов с оторванными конечностями, зримо утверждающие, что это мы и больше никто заплатили самую высокую цену в этой войне. И для всего российского народа - мохнатый шмель, будто залетевший в этот кошмар из самой вальяжной роли Михалкова. И даже для каннских отборщиков это не фильм, а просто подарок - впечатляющий гиньоль о священной для "этих странных русских" войне от лауреата "Оскара".

Понятно, что Михалков хотел дать показательный бой на поле искусства всем своим общественным оппонентам. В конце концов, что значат дрязги вокруг Союза кинематографистов и государственных грантов, когда на экране побеждает кино. Однако кино не победило. Дело не в анекдотичной абсурдности многих деталей сюжета. Все-таки не хочется называть свежим подходом очевидную безвкусицу. Лоскутная драматургия оставляет впечатление хаоса. Но не хаоса первых месяцев войны, как задумывалось, а просто структурной необязательности. Эпизоды фильма можно тасовать как угодно - связь между ними призрачна. Работа оператора Влада Опельянца технически безупречна, но ни в какое сравнение не идет с тем "воздухом", атмосферностью, которых достигали Вилен Калюта в "Утомленных солнцем" или Павел Лебешев в "Нескольких днях из жизни Обломова". Актерские работы, включая микроэпизоды и массовку, оставляют впечатление неверно поставленной задачи. Для "войны всерьез" слишком спокойны и лишены страха глаза практически всех персонажей. Для некой специфической "игры в войну", пастиша, в котором создается затейливый узор на основе известного сюжета, исполнители слишком академически серьезны. Неудивительно, что некоторые зрители, пришедшие на сеанс, уходили с середины картины. Либо возмутившись, либо просто заскучав.

Но продолжение следует...  

Ирина Любарская

В зрительном зале 

Любовь Слиска, депутат Госдумы: 

- Никита Сергеевич Михалков - гениальный режиссер, это его триумф, фильм надо смотреть. Очень жестокая правда о войне, но ее надо знать. 

Владимир Познер, телеведущий: 

- Мне кажется, что категории "понравилось - не понравилось" совершенно не подходят для оценки этой картины. Первый фильм "Утомленные солнцем" был очень хорош, и я шел на продолжение с надеждой снова увидеть нечто из ряда вон выходящее. На практике оказалось: да, "Предстояние" - зрелище грандиозное. Видна огромная работа, которую проделали сразу несколько сценаристов, оператор заслуживает всяческого восхищения. Но, несмотря на размах, меня этот фильм никак не тронул. Никита Михалков показал ту войну, которую я уже не раз видел на экране - с кровью, оторванными конечностями. Но режиссерский взгляд на человеческие судьбы чересчур отстраненный, холодный. И актеры, к сожалению, неубедительны, включая самого - блестящего артиста - Михалкова или талантливого Олега Меньшикова. Увы. Первая сцена из "Баллады о солдате" Григория Чухрая действует сильнее, чем три часа "Предстояния". 

Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка: 

- Мое первое впечатление - что просмотрел многосерийную эпопею. Была проведена мощная работа. Фильм действительно великий - и по масштабу, и по охвату времени, и по событиям. Правда, на мой взгляд, на телеэкране он будет смотреться гармоничнее. Ведь по сути внутри этой картины несколько законченных произведений. 

Светлана Хоркина, депутат Госдумы, олимпийская чемпионка: 

- Честно скажу, досидеть до последнего кадра эти три с лишним часа было непросто. Думаю, для показа в кинотеатрах фильм следовало бы ужать до двух часов - иначе в зале просто не останется зрителей. Но фильм, конечно, масштабный: через историю человека показана история войны, прошлое, о котором мы знаем только по учебникам. Все предельно достоверно: и налеты немецких истребителей, и танки в бою, и лица солдат. Некоторые сцены без слез смотреть невозможно. Ужас переживаешь вместе с главной героиней, которую сыграла Надежда Михалкова. Этот фильм ориентирован на тех, кому небезразлична наша история. 

Яна Рудковская, продюсер: 

- Мне фильм очень понравился, обязательно пойду на вторую часть "Цитадель". Считаю, что средства, которыми исполнен замысел, оправданны: война - это жестокость. Некоторые говорят, что тяжело выдержать три часа. Думаю, что тяжело не фильм смотреть, а такую жизнь прожить, что выпала на долю персонажей. Актеры очень тонко и сильно выписали характеры своих героев. 

Ольга Бакушинская, телеведущая: 

- Конечно, вменяемого человека не может радовать, когда некто, раньше отличавшийся талантом, разучился снимать кино. Так что сожалею. Но на мой взгляд, "Предстояние" - картина откровенно непрофессиональная. Не фильм даже, а набор эпизодов, снятых более или менее удачно, не складывающихся в целостную картину. Душа ни за что не болит. Никого не жалко. Актеры не понимают своих задач и выпрыгивают из штанов. Ощущение, что ты все это видел где-то раньше. Когда человек затапливает баржу, как Джеймс Кэмерон "Титаник", и все это подается не пародийно, а с серьезной режиссерской миной, я не понимаю, как реагировать. 

Владимир Кристовский, музыкант: 

- Мне понравился фильм - прежде всего из-за отличной игры актеров. Выделить кого-то сложно, потому что каждый в своей роли был прекрасен, но, конечно, мне очень понравилось, как сыграла моя подружка Надя Михалкова. Сама картина захватила - казалось, нахожусь в кинотеатре всего часа полтора. Настолько было интересно! Думаю, что происходящее на экране в реальной жизни было еще жестче и ужаснее. Просто годы советской пропаганды в мозгах у людей отложили совсем другую картинку - любой человек на фронте считался героем. На деле, конечно, все было куда сложнее. 

Слушали и записывали Елена Зигмунд, Степан Кривошеев, Вита Мач, Стас Лобастов

Ирина Любарская

Итоги.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе