«Покаяние». Тридцать лет спустя – разговор с Давидом Гиоргобиани

О работе над знаменитым фильмом, о вере, о чуде, о великих святых древности и последних времен…

Фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, который вышел на экраны в 1986 году, стал поворотной точкой в истории страны. Этот фильм стал знаком, чертой, после которой дальше лгать было уже невозможно.

Со дня завершения съемок «Покаяния» прошло три десятилетия, и теперь с высоты этих лет мы можем так или иначе рассуждать о событиях конца 80-х, но тогда всем было очевидно одно: эпоха Варламов завершена.

Казалось, что общество, наконец, во всем себе призналось, раскаялось в отступлении, осознало, что не нужны дороги, которые не ведут к храму.

Но прошедшие годы показали, что все гораздо сложнее – стране оказалось не под силу принести народное покаяние и избавиться от ложных кумиров. Не прошло и столетия, как разрушив одних идолов, мы начали строить новых. Неужели напрасны были жертвы народа? Напрасны подвиги мучеников, невинно убиенных людей, отдавших жизни свои за правду, как герой фильма «Покаяние», художник Сандро Баратели?

Кажется, пришло время снова смотреть фильм Абуладзе.

С исполнителем роли репрессированного художника, грузинским актером Давидом Гиоргобиани мы встретились в Москве, в храме святого великомученика Победоносца Георгия в Грузинах.


– Расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, о ваших корнях, где вы выросли, как начался ваш жизненный путь?

– В эти дни мы всегда приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе!» Такие сейчас радостные дни. Как ваш старец, Николай Гурьянов, сказал: «Старайтесь в течение всего года сохранить пасхальное радостное состояние».

Вот я вспоминаю мое детство в Тбилиси, – это всегда была радость. Тем более, что мы жили прямо рядом с храмом – наш двор соседствовал с церковным двором, мы так и жили под кровом церкви святого благоверного князя Михаила Тверского, русская православная церковь. Там были строгие русские бабушки, помню, всегда что-то запрещали, что-то подсказывали и давали просфоры маленькие.

Я еще не знал, что такое просфора, но кушал, и, наверное, прикоснулся к благодати Божьей через это. Мой святой – благоверный князь Глеб, в крещении Давид. Мой день рождения 5 августа, а память Бориса и Глеба – 6-го, день моего Ангела. Внизу нашей улицы стоит храм святителя Феодосия Черниговского, Феодосия. Вот такими путями жизнь моя оказалась связанной с Россией.

– А как вы стали актером, как услышали это призвание?

– Уже в детские годы в Доме пионеров я играл в молодежном театре, в школе тоже какие-то спектакли ставили. Меня все считали актером. С любого урока я мог спокойно освободиться и пойти на репетицию, меня это очень радовало. После школы я поступил в Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели, получил диплом актера театра и кино.


Восемь лет я проработал в Руставском драматическом театре. А потом ушел. Ушел, потому что я стал осознанно ходить в храм, попросил дирекцию, если можно, освободить меня от спектаклей в воскресный день утром, чтобы я мог быть на литургии. Но мне отказали. Я оставил театр.

Потом пятнадцать лет я отказывался от разных предложений, от всех ролей, ходил по монастырям с видеокамерой, снимал, а потом эти отснятые материалы стали фундаментом моих документальных православных фильмов под названием «Для тех, кто от Бога». В цикл вошли фильмы «Чудеса православия», «Явленные чудеса», «Неверие верующих», «Последователи Христа». Сейчас монтирую фильм о преподобном Гаврииле исповеднике юродивом.

– Но как тогда сложилась ваша замечательная роль в фильме «Покаяние», как произошла ваша встреча с Тенгизом Абуладзе?

– Как раз в тот момент, когда я ушел из театра, Абуладзе вызвал меня, и у нас состоялся разговор. Он меня спросил: «Почему ты оставил театр?» Я ответил.

Тенгиз Абуладзе

Помимо занятости в воскресный день были и другая проблема – цензура. Я видел, что во время прогонов перед премьерой чиновники из министерства культуры всегда вынимали сцены, в которых звучала правда, говорилось о вере и жизни духа. Тогда я подумал: «Боже, в какую я профессию попал, где невозможно говорить правду, и жить в правде? Зачем мне тогда эта профессия?!» Я тогда был молодым, горячим, ревностным, потому и ушел из театра.

Рассказал обо всем Тенгизу, а он сказал: «Давай, читай сценарий. Какая тебе роль понравится, мне скажешь». Я прочел. Мне сразу понравился образ художника Сандро Баратели, человека, который отстаивает позицию интеллигенции, позицию христианства, борется за то, чтобы в городе не разрушили храм. Он был на стороне добра, Сандро Барателли, художник со своей прекрасной семьей.

И Абуладзе без проб назначил меня, тогда еще молодого – 26 или 27 лет мне тогда было – на эту роль. Когда я заходил в келью старца Гавриила преподобного, он всегда мне громко говорил: «О, кто пришел! «Покаяние»! Заходи!» Это меня радовало всегда, конечно.


– Один из самых пронзительных кадров фильма – это сцена сна Нино Баратели, когда ваши герои бегут от преследования и их скрывает земля… Как снималась эта сцена?

– Съемки проходили в Дидгорах. В переводе с грузинского Дидгоры – «большие горы». Надо сказать, это место очень святое. Здесь произошло знаменитое Дидгорское сражение, когда святой царь Давид своей шестидесятитысячной армией победил армию сельджукских эмиров, численность которой была больше в десять раз.

На таком месте мы нашли ровное поле. Для съемок этой сцены я сам вырыл яму в земле. Потом ассистенты режиссера меня и исполнительницу роли Нино закопали, только голова видна была.


– Нино играла Кетеван Абуладзе, дочь режиссера…

– Да-да. Закопанный в яме я ощутил страшнейшее чувство безысходности, бессилия, беспомощности. Ни руки, ни ноги не двигаются, ты ничего не можешь сделать, остаются только мысли, можно кричать, можно молиться. Пока я был в земле, я пережил ужасный страх, хотя понимал, что это кино. Получился красивейший кадр…


– Как складывалось ваше сотрудничество с режиссером Тенгизом Абуладзе?

– Тенгиз Абуладзе был интеллектуалом, настоящим аристократом. Невысокого роста, в очках, мудрейшие глаза, которые проникают во всё. Хорошая семья у него была – и жена и дети. Он всегда долго и тщательно готовился к съемкам, очень серьезно подходил к каждой картине, к каждому кадру, через сердце все проводил, очень многое обдумывал. В общем, одно удовольствие было с ним работать.

Тем более, он никогда ничего не навязывал, он давал актеру абсолютную свободу и возможность раскрыть свой талант. Я даже не помню, чтобы он надавливал, настаивал на чем-то.

Одна сцена была у него задумана в «Покаянии», которую я не хотел играть. Он понял, что я этого не сделаю, мы сели и придумали вместе новую сцену – эпизод казни моего героя, где они подвешен за руки… Получилась, на мой взгляд, прекрасная сцена, очень выразительная.


– В 1987 году «Покаянию» был вручен Гран-при Каннского кинофестиваля…

– Да, у фильма было много разных наград. Больше, чем в трехстах странах, его показывали. Мы ожидали, что люди, наши народы поймут, в чем надо покаяться. И русскому и грузинскому народу после 70 лет атеизма надо было очень сильно каяться перед Богом в цареубийственном грехе, в том, что разрушали церкви, убивали патриархов, митрополитов, священников, верующий народ истребляли.

Прошли годы, тридцать лет, и только избранные люди успели прийти к Христу, успели покаяться и изменить свою жизнь. Я в свое время ушел из кино по этой же причине: прежде, чем учить других, призывать к покаянию, мне самому надо покаяться, изменить свою жизнь.

– В чем, на ваш взгляд, основная мысль «Покаяния»? Не устарел ли фильм сегодня?

– Враг человеческий легко одолевает народы, которые теряют любовь к Богу и друг к другу. Как будто пророчество сбывается на наших глазах: охладевает любовь, в мире царит ненависть… Что сейчас на Украине происходит?! Разве кто-нибудь думал раньше, что такое возможно? Мы считаем себя цивилизованными людьми, а вдруг начинаем действовать по-варварски. Почему? Потому что Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего».


В то время, когда в Абхазии и Грузии была война, я был на Афоне, встречался со старцем Паисием, умолял монахов и священников молиться о прекращении этой бессмысленной войны, когда на глазах умирала наша молодежь.

В чем сегодня причина войн? Деньги! Видно, что люди любят деньги больше, чем Бога. Поэтому я думаю, что и сегодня фильм «Покаяние» остается актуальным. Быть может, увидев его, кто-то одумается…

Современная проблема – отсутствие святости в людях, которая дается только через покаяние. Нам надо молиться и подражать величайшим святым, которых и у русского, и у грузинского народа, слава Богу, немало.

В XIII веке в Тбилиси в один день за Христа отдали свои жизни 100 тысяч грузин. Безбожники вынесли иконы Спасителя и Божьей Матери из кафедрального Успенского собора, положили на мост, приказали топтать эти иконы. Люди оказались перед выбором жизни и смерти.

И ни один грузин из 100 тысяч простых жителей – стариков, детей, женщин, молодежи – не осмелился. Всем исповедникам отрубали головы и бросали в реку Кура, через которую уже не надо было переходить по мосту, армия завоевателя переходила реку по телам мучеников. Народ, который в один день показал 100 тысяч мучеников, не имеет права принимать беззаконные законы!

– Да, и Россия в XX обагрилась кровью мучеников, невинно убиенных людей, которые стали жертвами таких властителей, как герой фильма «Покаяние» Варлам…

– Диктатор Варлам в картине Абуладзе – образ, олицетворяющий зло. Да, он был человеком знающим, образованным, сонеты Шекспира прекрасно читал… Как и сегодня, образованные, все понимающие люди, снова творят беззаконие, губят людей.

– Хотя глубокого, народного покаяния так и не было принесено, но, как сказал Тертуллиан, «кровь мучеников – семя Церкви». Благодаря жертве новомучеников российских обновилась, ожила наша русская Церковь. Люди приходят к Богу, начинают жить жизнью Церкви.

А как сегодня живет церковный грузинский народ? Все ли люди, которые называют себя христианами, живут на самом деле церковной жизнью?

– Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II делал все, чтобы даже в атеистические времена в Грузии множились епархии православные, строились церкви, монастыри. И сегодня многие грузины приходят в храм. И в Тбилиси во время литургии порою в храм так просто не войдешь, приходится стоять во дворе.

Да, это очень хорошо. Но, с другой стороны, есть и минусы. Народ в большинстве своем еще на научен православию, некоторые даже крестное знамение не могут налагать на себя как следует.

А так, конечно, сейчас в Грузии есть большая проблема безработицы, люди больше должны думать о хлебе насущном, к сожалению. Но с другой стороны, в бедности люди легче приходят к истине, ко Христу. Часто семьи оказываются в таком положении, что им некому помочь кроме Господа.

Помните, при Советском Союзе Грузия жила лучше всех, но сейчас положение поменялось. И даже самые богатые грузины живут в Москве. А у нас бедствует народ. Но что лучше – быть богатым без Христа или быть бедным со Христом – Бог знает.


– Вы сказали, что сейчас монтируете фильм о старце Гаврииле… Расскажите о вашей работе сегодня?

– Год назад мы с другом основали в Грузии телеканал, называется «Качество» по-грузински. На этом канале идут православные и политические передачи, где взгляд на события строится в православном ракурсе.

У меня есть своя рубрика «Язык, родина, вера», где я делаю авторские передачи по благословению Патриарха. На нашем телевидении мы затрагиваем многие важные темы, говорим правду. Но нас никто не финансирует.


Вы можете представить, целый год мы сумели продержать телевидение на одном энтузиазме! 24 часа, днем и ночью идут наши передачи, причем, в HD-качестве, то есть в высоком разрешении. Народ смотрит наше телевидение.

В Москве и в мире много состоятельных грузин, но пока ни один не захотел помочь нашему телевидению. Мне стыдно прямо, но еще есть ожидания, может быть, кто-то не знал об этом, может, кто-то сейчас узнает и захочет помочь нам, чтобы мы могли говорить на нашей родине о Православии, о великих святых – и русских, и грузинских, и греческих, и всемирных.

– А в кино вы сейчас снимаетесь?

– В России недавно снимался в фильме Егора Баранова «Иерей-сан», соавтором сценария которого был Иван Охлобыстин. Знаменитый голливудский актер с японскими корнями Кэри-Хироюки Тагава сыграл в фильме священника, а я исполнил небольшую роль, архиепископа. Премьера фильма ожидается в сентябре. До того была работа в 40-серийном фильме «Сталин: live», где я играл главного героя, Сталина.

А еще сейчас я, как сопродюсер, работаю над проектом «Нино», который посвящен святой равноапостольной Нине. На создание этого фильма нас благословил католикос патриарх всей Грузии и Абхазии Илия II.

Время действия IV век. События картины разворачиваются в Грузии, в Армении, в Италии, в Каппадокии – в современной Турции. Уже сняты первые кадры. Но проект этот задуман, как масштабный, конечно, на его реализацию нужны большие средства.

Мы сейчас ищем российских сопродюсеров, людей, которые бы были готовы вложить средства в этот интересный проект. К сожалению, в Грузии сейчас такое положение, что мало кто интересуется кинематографом. В России, конечно, намного больший интерес к кино, к истории, к культуре. Ведь святая Нина – это наша общая святая. Остается надеяться, что найдутся люди, которые смогут осознать важность этого проекта и смогут его инвестировать.

– Ваши документальные фильмы посвящены чудесам, невероятным чудесам, которые Господь являет миру. Когда я знакомилась с вами, на вашей страничке в Facebook увидела иконы святых, портреты старцев, фотографии храмов и… детей. Ведь дети – это тоже чудо! Расскажите о ваших детях.

– Недавно у нас с женой родился ребенок, сын Николай. Он так радует нас! А еще у меня есть 8-летняя дочка Мария. Я сейчас говорю о своих маленьких детях, потому что маленькие дети дают великое счастье. Каждая страна состоит из наших семей. Если семья крепко в православной вере стоит, то Господь покрывает ее Своей благодатью.

И такие семьи становятся фундаментом государства. Если институт семьи разлагается, если пропагандируются однополые браки, если это безумие узаконивается, значит, государству долго не устоять…


– У каждого народа, как и у каждого человека есть какое-то задание перед Богом. Мне кажется, что грузинский народ, он удивительный! Радость, жизнелюбие, братолюбие, щедрость, готовность всегда принять в свой дом, разделить трапезу. На ваш взгляд, какой плод грузинский народ должен принести Богу?

– По пророчеству, грузинский народ должен до конца отстоять православную веру и свидетельствовать всему миру спасение в Боге. Как в Апокалипсисе Иоанна Богослова Господь разным Церквам говорит некие слова, нашей Церкви он как раз говорит о том, что она должна сохранить святость, чистоту веры.

Но с другой стороны, мы немножко гордый народ. Нам дана огромная любовь от Господа, но гордость наша мешает этой благодати. Поэтому на нас обрушиваются всякие невзгоды. На Синайской горе жил великий угодник Иоанн, ему было открыто будущее мира, он сказал пророчество о грузинском народе: какое-то время он, как Лазарь, будет вонять, а потом Господь воскресит грузинский народ. И для всего мира это будет примером спасения во Христе. И другие народы, глядя на Грузию, придут к Богу.

Я молюсь, чтобы между нашими народами не было больше войн, чтобы никогда больше не повторились страшные события 2008 года. Было совершено много ошибок, не надо было затевать эту войну. Кому она была нужна? Всем нам надо опомниться, постараться исправить наши ошибки, прийти к покаянию пред Богом.


После того, как я задала свои вопросы актеру и режиссеру Давиду Гиоргобиани, он предложил рассказать о святынях храма великомученика Георгия в Грузинах, о священных преданиях древности и святых нашего времени…

Уберите святого Георгия с денег!


В храме святого великомученика Победоносца Георгия в Грузинах, на Большой Грузинской, где мы находимся, раньше служили грузинские священники, патриархи, цари, вельможи, князья, дворянство, крестьяне. А теперь самые разные люди – и русские, и грузины – ходят в этот храм, который заново расписан несколько лет тому назад.

Одна из святынь храма – икона святого Георгия. Как известно, святой великомученик Георгий – покровитель города Москвы и всех грузин. В XXI веке наши народы очень нуждаются в единении в духе Православия. Я думаю, молитвами святого Георгия мы найдем силы, чтобы князь тьмы не затмил наши мысли, чтобы мы не забыли о единстве наших народов во Христе.

Хочу вспомнить один эпизод из моей жизни, который связан с именем святого Георгия. В 1998 году, когда в России был дефолт, кризис, вдруг мне звонят домой (я жил тогда в Москве): «Давид, что вы думаете о дефолте?» Я так удивился – что я могу думать о кризисе, я же не экономист. Но подумал, что здесь надо рассудить мудро.

И я сказал тогда русскому народу такие слова: «Что вы удивляетесь, что у вас кризис денежный? Вашим покровителем является святой великомученик Георгий, а у вас на копейках, на 5 копейках, на 50 копейках он нарисован. Деньги бросаются везде, топчутся ногами… Поэтому и кризис».

Но я все же надеюсь, что молитвами святого Георгия наши народы найдут силы, мужество жить иначе, не идти к разложению, не идти в ногу с миром, который принимает такие незаконные законы.

Как недавно у нас в Грузии был принят антидискриминационный закон, защищающий права гомосексуалистов. Теперь такие люди могут стать, допустим, учителем в детском саду, могут стать генералами и вести армию. Куда? Известно, куда.

Я думаю, мы должны одуматься и просить Господа, чтобы избавить и грузинский народ, и русский народ, и все православные народы от этого ужаса – стать армией антихриста. Потому что наш Господь есть Иисус Христос, ради Которого положил душу свою и жизнь свою великомученик Георгий.

Через Аджарские горы

Еще одна святыня храма великомученика Георгия в Грузинах – копия чудотворного нерукотворного образа Божьей Матери Ацкурской, которую по преданию привез в Грузию святой апостол Андрей.

А было это так. В I веке после вознесения Господа на небеса апостолы кинули жребий, кому в какую страну идти на проповедь. И Матери Божьей выпал жребий – Иверия, страна Грузинская, она должна была проповедовать в нашей стране.

Но явился Господь и повелел, чтобы Матерь Божья отправила в Грузию для проповеди апостола Андрея, а сама оставалась бы в Иерусалиме. Еще Господь сказал Ей, чтобы Она взяла доску, приложила к Своему пречистому лику, и Ее образ отразится на доске. И так случилось. Икона чудесным образом стала чудотворной, нерукотворной в руках Божьей Матери.


Ацкурская икона Божьей Матери

С этой иконой апостол Андрей в 35-37 годах I века приходит в Иверию, в Грузию, проповедует Христа. На том месте, где поставил икону на землю, забил источник, хлынула вода.

Это произошло в деревне Дидачара в Аджарии. В этом месте апостол оставил чудотворную икону, но в его руках был список. Он перешел через Аджарские горы, пошел в другие селения и города Грузии, в местечке Ацкури он оставил второй список чудотворной иконы, потому и называется эта икона Ацкурская.

Сегодня она находится в Тбилиси, к сожалению, не в церкви, а в музее, но грузинский народ старается делать копии с этой иконы, ставить в храмах, служить перед Ацкурской иконой молебны.

Несколько лет назад мы в Грузии сделали еще один список чудотворного образа, привезли в Москву, в храм мученика Георгия. Грузины знают, что об этом образе Господь говорил Божьей Матери: «Эта икона будет вместо Тебя хранительницей этой страны до скончания века».

Наш апостол Андрей

В храме святого великомученика Георгия в Грузинах почитается и образ апостолов Андрея и Симона Кананита. Оба они проповедовали в Грузии в I веке. Я хочу напомнить, что у Божьей Матери есть четыре удела во всем мире. Первый удел – Иверия, страна Грузинская, второй удел – святая гора Афон, третий удел – город Киев, где находится Киево-Печерская Лавра с великими угодниками, нетленно почивающими там, и четвертый удел – Дивеево преподобного Серафима Саровского.

Вот, как ни странно, наши народы забыли, что Андрей Первозванный проповедовал в наших странах. Поэтому мы должны стремиться к единству в духе, дружно жить вместе, чтобы объединились в православной вере и украинский народ, и русский, и грузинский, и другие православные народы. Слава Богу, что у нас есть общий покровитель – апостол Андрей Первозванный.

Наше телевидение очень хотело снимать о нем фильм совместно с русскими братьями, может быть, и с украинскими братьями вместе, чтобы апостол, хозяин нашего общего духовного дома, вновь объединил нас. Дай Бог, чтобы нашлись люди, профессионалы, которые готовы принять участие в создании такого фильма.

Гавриил, Христа ради юродивый

Во время безбожия в XX веке в Грузии жил величайший старец Гавриил. Совсем недавно, в этом году его причислили к лику святых с именем преподобного Гавриила-исповедника Христа ради юродивого.

В 1965 году на празднике 1 мая, когда коммунистическая партия принимала парад, Гавриил вдруг вышел из храма святого Георгия в Тбилиси, который находится напротив правительственного дома, взял и облил керосином огромный портрет Ленина и поджег. 18-метровый портрет сгорает на глазах перед участниками парада.


У всех ужас и трепет. А Гавриил после случившегося не то, что не убегал никуда, он встал, перекрестился и начал проповедовать и славить Господа Иисуса Христа и говорить, что «слава дана не мертвому Ленину, о котором говорите «жив и будет жить», – жив и будет жить всегда Господь Иисус Христос, Который воскрес из мертвых. Его надо хвалить и славить день и ночь».

Набросились на него, избили, несколько костей переломили. Из Москвы пришел приговор к расстрелу, но Господь судил иначе: старца посадили в психиатрическую больницу, мучили целый год, но и оттуда он вышел живым и здоровым и начал проповедовать по всей Грузии.

Правда, сначала ему запретили причащаться, потому что из ЦК пришло такое распоряжение, но потом Матерь Божья явилась патриарху в храме Животворящего Столпа в городе Мцхета и сказала, что сегодня будет служить Гавриил. С того дня он снова стал у Трапезы, а потом взял на себя подвиг юродства.

25 лет скрывал свои благодатные дары, ночевал на кладбищах, странствовал, все про него думали, что он сумасшедший, но он молился за всю Грузию. Даже, когда его спросили один раз: «Какой у тебя подвиг?» – «Вся Грузия и половина России». Оказывается, что про Россию тоже не забывал и молился.

В этом году старца Гавриила причислили к лику святых. Во время всего Великого Поста и днем, и ночью, выстаивая огромные очереди, грузины шли в храм, чтобы приложиться к раке с мощами преподобного Гавриила. У него были духовные отцы Георгий и Иоанн, которых недавно тоже причислили к лику святых.

Святые мощи всех троих были обретены, поставлены в грузинских монастырях, в храмах, и народ миллионами идет к этим святым, чтобы молиться и молить Господа о прощении грехов. В годы атеизма мы очень много грешили, и русские хорошо об этом знают, и грузины, — как мы перед Господом повинны.

Недавно в Греции вышла книга о преподобном Гаврииле, так греки в Афинах, в своей столице, построили в честь этого святого новую церковь. Даже в Тбилиси нет пока церкви святого Гавриила.

Но прочитав эту книгу, афонские старцы, архимандриты пишут нам благодарственные письма. 500 страниц – о великих чудесах любви и подвига преподобного Гавриила. Мы решили в России тоже переиздать эту книгу. Сейчас идет перевод на русский, ищем благотворителей и издателей, которые готовы были сделать такое доброе дело.

Я лично знал старца Гавриила, много лет приходил к нему за советом, один раз он даже мой дом посетил. Про него рассказать можно очень много. Его любовь охватывает всех нас. Даже те люди, которые и не знали его, сегодня показывают к нему больше любви, чем мы, которые его знали. Потому что мы тоже не знали Христа, но любим Его и веруем в Него.

Дай Бог, чтобы мы все, которые знали или не знали, так полюбили и Господа, и его преподобного Гавриила, чтобы в наши тяжелые времена, когда охладела любовь к Богу, к ближним, эта великая сила подвига и любви старца снова заставила нас воскрылиться и идти к Царству Небесному.

Чудо у преподобного Серафима

То, что русский народ очень любит преподобного Серафима Саровского чудотворца – это не удивительно, но, уверяю вас, что грузинский народ не меньше любит и чтит преподобного. Знаете, у меня пришла такая мысль: если в Грузии провести референдум и спросить грузинский народ «Соблазны Европы или преподобный Серафим?» Я думаю, что все бы выбрали преподобного Серафима Саровского, его учение.

Хотел рассказать об одном чуде, которое произошло со мной в Дивеево. В годы молодости я приехал в Дивеево в первый раз, захотел исповедоваться. Смотрю в храме у исповеди стоит батюшка, очень толстый. Я думаю, если он не постится, как он может меня исповедовать?

Я еще был молодым и ничего не понимал. Но кроме него некому было принимать исповедь, я подошел, достал записку, где мои прегрешения были написаны на грузинском, под епитрахилью встал на колени и начал читать мои грехи. После первого греха батюшка меня остановил и другие мои грехи сам на русском языке передо мной открыл, как будто записи мои прочитал.

Думаю: «Господи, помилуй, что я такое в мыслях говорил про этого батюшку? Он такой прозорливый, ему мои грехи открыты». Я так умилился, стоял весь в слезах.

Что случилось дальше? Пошел на источник преподобного Серафима. А была зима, 26 градусов мороза. Когда я вышел из автобуса, спросил одного человека, как пройти к источнику. Он показал, куда идти. Я ему говорю: «Я –грузин, никогда в такой мороз не окунался в источник. Со мной ничего не случится?» Он сказал: «Ничего не случится».


Но, оказывается, он засомневался. Я иду по дороге и молюсь преподобному: «Если выше моих сил совершить этот подвиг, помоги как-то, отче Серафиме».

Вдруг затормозила машина, и оказалось, этот человек бросил свое дело, сел в свою машину и поехал меня догонять к источнику. И слава Богу! Почему? Потому что когда я там начал в холодной воде умываться, руки и лицо страшно замерзли, в такой мороз с водой надо немножко по-другому обращаться. У меня руки стали прямо как топоры, невозможно было ими шевелить.

Я испугался, подбежал к машине, а человек этот теплые варежки мне на руки скорее надел. Что главное? Кем он оказался? Он оказался отцом того священника, который у меня исповедь принимал. Представляете, 25 километров от Дивеево, источник, зима…

Господь мне показал одно такое чудо любви. Сын-священник помог мне духовно, а его отец – телесно. Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Алиса Струкова

Православие и мир

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе