13 ноября 2010 ● Алена СОЛНЦЕВА
Фильм Майкла Хоффмана «Последняя станция», названный в нашем прокате «Последнее воскресение», появился в России уже пожившим и изрядно заслуженным: две номинации на «Оскара» (Хелен Мирен и Кристофер Пламмер), несколько европейских премий, «Золотой глобус». Однако все поощрения достались только этим двум актерам. Потому что никаких других очевидных достоинств в картине нет, хотя это добротная, основательная и весьма добропорядочная биографическая драма.
В основе сюжета -- уход Толстого из Ясной Поляны. По версии создателей фильма, ушел писатель из дома по причинам, весьма понятным каждому семейному человеку: достали. Дело в том, что у писателя была жена Софья Андреевна, и она, пылко любя мужа, никак не могла согласиться, что у него есть и другие интересы. А Толстой, если судить по фильму, любил еще и детей (крестьянских, свои выросли, и их в фильме не показывают), испытывал отеческую симпатию к молодым людям, но особенно предпочитал всем Черткова. А Чертков, хотя и любил Толстого тоже, хотел получить от него права на издание его произведений (что по тем временам приносило неплохой доход -- примерно 10 млн золотых рублей). И ему очень мешала Софья Андреевна, которая считала себя тоже причастной к созданию литнаследия и хотела оставить его в семье.
Я здесь не стану сравнивать эту версию с тем, что было на самом деле (просто поверьте, что все было совсем не так, гораздо сложнее и запутаннее, как это обычно в жизни и бывает). Важно, что фильм имеет дело именно с такой простенькой историей. Но в конце концов мелодрама из жизни Толстого ничуть не хуже, чем из чьей-то другой жизни. Тем более что любовная линия и легкий эротизм персонажей весьма зрелого возраста -- это сегодня модно.