Правда всем, даром и без очереди!

Ярославские кинодокументалисты режиссер Елена Лобачёва-Дворецкая и кинопродюсер Артурас Лобачев приняли участие в третьей «Международной Киноассамблеи на Днепре – 2012»

Шесть премьер на «Киноассамблее на Днепре–2012»

В Днепропетровске завершила свою работу третья «Международная Киноассамблея на Днепре – 2012». Ежегодное проведение этого кинофорума стало возможным благодаря совместным действиям его организаторов: Центра Православной Культуры «Лествица», кинотеатра «Правда-Кино», мецената Андрея Шипко, Днепропетровской областной госадминистрации и Днепропетровского облсовета. Кинопроект получил благословение митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.

 

Девиз Киноассамблеи остался неизменным: «Правда о нас в документальном кино». В этом году особенно важной для форума стала тема связи времен — ведь страна, где нет документального кино, напоминает семью, в которой нет фотоальбома. Ответ на вопрос о том, почему для своего кинофорума организаторы выбрали документальное кино, а не художественные фильмы, очевиден. Эти фильмы – объективный взгляд на нашу реальную жизнь, а так же наших ближайших соседей.

Пробки, морозы, выходные дни — несмотря на это 400-местный большой зал кинотеатра «Правда» все дни был полон. В этом году зрителей ждали увлекательные киноленты и встречи — на протяжении трех дней была возможность увидеть творческие работы мастеров-документалистов из России, Украины, Беларуси и Грузии. Из 13 документальных картин, 6 — премьерные.

«Киноассамблея – это не кинофестиваль. Здесь нет конкурса, нет соревнования, нет проявления своего тщеславия и навязывания своего «Я». Здесь живет радушие и желание пожертвовать собой и соединиться со зрителем. Режиссер отдает себя зрителю, а зритель принимает это кино и благодарит Бога за то, что сегодня такая радушная обстановка единения — в искусстве, в красоте и премудрости Божией», — отметил на открытии исполнительный директор «Киноассамблеи», заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко.

День первый. Уникальные документы, глубокий анализ событий давних лет.

Днепропетровск гостеприимно встретил почетных гостей «Киноассамблеи» — это известные режиссеры из России, Беларуси, Армении, Грузии и Украины. Среди них — режиссер, актер, член Союза Кинематографистов России, главный режиссер кинофестиваля «Окно в Европу» МартиросФаносян и сценарист Сергей Барабанов (Москва); режиссер, директор Международного кинофестиваля «Магнификат» Юрий Горулев и режиссер Галина Адамович (Минск); режиссер, писатель и кинодраматург Александр Столяров и оператор Петр Цымбал (Киев); режиссер, член Союза Кинематографистов России, доцент, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств Александр Киселев (Санкт-Петербург) и член Союза Кинематографистов России и режиссер канала «Культура» Сергей Головецкий (Москва), а также режиссер Елена Лобачёва-Дворецкая и кинопродюсер Артурас Лобачев (Ярославль).

Благословил открытие Киноассамблеи Днепропетровский архипастырь — митрополит Ириней. В своем слове он выразил надежду, что «эти кинофильмы будут служить духовному обогащению, развитию нравственности и патриотизма в обществе». После приветственных слов владыка вместе с протоиереем Игорем Собко вручил всем гостям благословенные грамоты и памятные подарки. Специальные призы кинофорума были вручены тем участникам, которые впервые прибыли на «Киноассамблею на Днепре».

После официальной части наступило время кинопоказа.

Просмотр на «Киноассамблее» начался с премьерного показа фильма «Тень над Россией» режиссера Мартирос Фаносяна. В России премьера этой документальной ленты состоялась всего два месяца назад — в ноябре 2011 г. Фильм знакомит с секретным планом Третьего рейха. Съемочная группа получила доступ к документу из немецкого федерального архива под названием «Генеральный план «Ост». На пожелтевших страницах – жуткие цифры. Цена нашей победы в Великой Отечественной войне многим кажется чрезмерной. Но, как ни странно, мы до сих пор не знаем, за что она была заплачена. Известно, что нашу страну ожидала страшная участь. Но какая именно? ... Уникальные документы, глубокий анализ событий давних лет в документальном фильме «Тень над Россией».

В первый вечер — первая премьера! Новый четырех серийный документальный фильм Александра Столярова «Господин премьер министр». В телевизионном эфире зрители смогут посмотреть на телеканале «Культура» только в апреле месяце. Днепропетровцам повезло – они стали первыми, кто увидел это фильм.

Презентуемая картина — о Петре Аркадьевиче Столыпине, который прославился как великий реформатор и истинный патриот Отечества. О его преданности царю ходили легенды. На Столыпина было совершено множество покушений завершившихся его смертью в киевском театре. Его планы по переустройству страны были огромны. Потомственный дворянин, среди предков попадались сенаторы, казачьи атаманы, генералы и прочие горячие головы, радеющие о благе Отечества. Дальними родственниками рода Столыпиных были Лермонтов и Толстой.

Если спросить знающего школьника о Столыпине, то, скорее всего он ответит, что, мол, была аграрная реформа, суть которой заключалась в высвобождении производственных сил крестьянства. И это будет правильным ответом. Но вот бы еще научить наших детей относиться к истории не формально. Чтобы они смогли видеть за сухими книжными строчками истинную жизнь людей, которые вершат нашу историю. Этот фильм по праву можно назвать мастер-классом для современных политиков, чтобы понять, как по-настоящему управлять страной и распоряжаться властью.

Презентуя свой фильм, Александр Столяров сказал:«Фильм называется «Господин премьер-министр». Все меня спрашивают – это про Путина? Я отвечаю, что и про Путина тоже. Это фильм про Столыпина. Причем про Столыпина, который нужен сейчас».

Отметим, что у этого фильма есть еще один полноправный соавтор — композитор Игорь Собко. Симфоническая музыка, которая звучала в картине, была написана им специально для нее.

День второй.Человек с уникальным творческим миром.

Значение документального кино сложно переоценить. Оно стало интеллектуальным носителем времени. А путь к документальному кино начинается с того, что человек «должен выползти из своей раковины» и почувствовать, что ему интересна не только собственная жизнь. Второй день «Киноассамблеи» подарил зрителю не менее интересные документальные ленты и конечно интересные встречи с их авторами.

Автор первого фильма, с которого начался второй день кинопоказа, режиссер, киновед Виталий Трояновский руководит на канале «Культура» работой над документальным циклом «Острова». Этот цикл фильмов о ярких творческих людях, таких как Андрей Тарковский, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Солоницын, Василий Шукшин, Михаил Швейцер. В названии «Острова»соединилось несколько смыслов. Герои передач — люди, каждый из которых является «островом», человеком с уникальным творческим миром.

Представленная работа «Острова. Валерий Чигинский» – это картина о замечательном режиссере научно-популярного кино рано ушедшим из жизни Валерии Чигинском, который в советские годы, снимая фильмы о микромире живых клеток, пришел к вере в Бога.

Следующий фильм — «История одного колокола» режиссера Елены Лобачевой-Дворецкой из Ярославля. Она впервые на Киноассамблее. В основе сценария этой картины лежит сказка из книги протоиерея Николая Агафонова. Это документальное повествование о жизни колоколов — история страны через историю одной разрушенной, а затем восстановленной колокольни. Добрая, поучительная, увлекательная, написанная хорошим русским языком – эта работа доставила немало приятных минут и взрослым, и детям.

Далее были продемонстрированы две новые работы белорусского режиссера Галины Адамович «Мужское дело» и «Нарисованный Рай».

Многим зрителям «Киноассамблеи» это имя хорошо знакомо. Ее фильм «Инокиня», который был показан в прошлом году, тронул до глубины души многие сердца и вызвал бурное обсуждение. Среди многочисленных международных и отечественных наград режиссера Галины Адамович (а их около 40) есть диплом «За глубокое проникновение в повседневную жизнь». Эта фраза является символичной для всего творчества документалиста Галины Адамович.

Фильм «Нарисованный Рай» посвящен художнице Алене Киш, которая жила в середине XX века. Не имея своего угла, она ходила по хатам, рисовала коврики на холсте – с девами и райскими садами. Долгое время ее творчество оставалось в забвении, а расписные ковры пылились на чердаках. И лишь в последние десятилетия все вдруг, как по мановению волшебной палочки, переменилось: о творчестве Алены Киш не только вспомнили – его признали шедевром так называемого «наивного искусства».

В центре повествования короткометражной работы, которая называется «Мужское дело» — обычный человек. В родной деревне он незаменимый. Лихо стрижет местным дедушкам седую шевелюру, столярничает в мастерской, служит псаломщиком в местной церкви. Но главная его отдушина и профессия — это музыка. Есть у него коллектив, в котором всего три человека. Работы, правда, у этого музыкального коллектива становится все меньше. На деревенских свадьбах большим спросом пользуются караоке или популярные песни. В некотором смысле это незатейливое трио — находка для этнографов. Но эти простые деревенские мужчины – и есть соль земли.

Еще одна премьера «Киноассамблеи на Днепре» — «Летопись в лучах света» именитого режиссера киностудии «Беларусьфильм», документалиста ЮрияГорулева.

Этот режиссер создал собственную киностудию «Стоп-кадр», где снимает религиозные фильмы и программы, посвященные возрождению и развитию христианства. Имеет многочисленные призы и награды за содержательные и мастерски сделанные работы, является лауреатом премии «За духовное возрождение», и уже много лет возглавляет Международный кинофестиваль «Магнификат», который ежегодно проходит в Беларуси.

«Для меня по Евангельским принципам – любовь прежде всего. Если я не люблю своего героя, то кино не получится. Даже если его герой отрицательный, все равно его нужно полюбить, тогда это кино будет по-настоящему документальным фильмом», — сказал о своем творчестве Юрий Горулев.

Премьерный фильм «Летопись в лучах света» — это история фотохудожницы Софьи Хоментовской, которая в свое время много снимала свои родные места – Полесье и Пинск. Героиня этой ленты родилась в начале прошлого века в аристократической семье, получила хорошее воспитание. В детстве девочке подарили фотоаппарат, и она всерьез увлеклась фотографией. Снимала родных и друзей, праздники и будни, полесскую природу и быт. Сделанные фотографом-любительницей снимки публиковались в Варшаве наравне с работами профессионалов. В начале 30-х годов прошлого столетия Софья Хоментовская эмигрировала. Вместе с ней за океан уехал и фотоархив. Фильм повествует об уникальном художнике и проливает свет на наследие великого мастера фотографии.

Для показа специально был сохранен оригинальный язык фильма – белорусский – как символ единства трех славянских народов. Не сомневаюсь, что он был понятен всем зрителям.

После встречи с режиссером был показан еще один фильм Юрия Горулева «Памятник», который стал завершением второго дня кинопоказа.

День третий. О нашем будущем.

В заключительный день продолжились кинопоказы документальных фильмов, и конечно — интересные встречи с их авторами. И один из таких фильмов – «О, Пресвятая Богородице…» грузинского режиссера Роланда Борашвили. Это повествование о земном пути Богородицы в грузинской чеканной иконе.

Очередной премьерный показ представил режиссер телеканала Культура Сергей Головецкий — документальный фильм 2011 года «Мужская профессия». Это лента об известном кинооператоре Юрии Клименко. Он – заслуженный деятель искусств России, Оператор-постановщик киностудии «Мосфильм». Член Союза кинематографистов России, лауреат Государственной премии России, лауреат премии «Ника». Работал с такими режиссерами, как Сергей Соловьев, Станислав Говорухин, Алексей Учитель.

Представляя свою работу, режиссер Сергей Головецкий отметил:«Это фильм озамечательном человеке, личности, выдающемся художникеЮрии Клименко. Это оператор – элитамирового игрового кинематографа. Он блистательно владеет английским и французским, работал во Франции и Америке. Ричард Гир когда приватно с ним общался и смотрел его фотографии, захотел их купить. И Ричард Гир – умнейший и тончайший человек с радостью с Клименко общался и покупал его фотографии. Хочу напомнить, что Юрий Клименко родом из Днепропетровска!».

Следующая документальная лента, которую увидел днепропетровский зритель, называется «Красный треугольник» режиссера Александра Киселева. Это также был премьерный показ в Украине.

«Красный Треугольник» — одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, специализирующееся по производству резиновой продукции. Это город в городе, насчитывающий около 80 зданий, и действительно представляющий собой краснокирпичный треугольник со сторонами по километру. Чем живут сегодня на первый взгляд заброшенные здания старинной петербургской мануфактуры? Кто населяет её довольно мрачные на вид территории? Что привело сюда нынешних обитателей этого таинственного пространства? Об этом рассказывают герои нового фильма.

Завершила «Киноассамблею – 2012» премьера новой работы режиссера Александра Столярова «Знаки препинания».

Ее герои – дети богословской школы «Лествица». О чем этот фильм? О нашем будущем. Без сомнения, каждый родитель думает о судьбе своих детей, о том, что их ждет и как защитить их будущее. В современном мире, где столько информации и различных наук, чему же в первую очередь нужно учить наших чад? Языкам и информатике, химии и физике, или, по словам святителя Иоанна Златоуста, растить их в страхе Божием, учить представлениям о милосердии и прощении. Тому, что жизнь и свобода суть неотъемлемые дары Божьи, и их надо беречь и уважать, в себе и в других.

Итоги

По традиции кинофорума, после каждого просмотра киноленты проходили встречи с авторами фильмов. Некоторые режиссеры и организаторы не скрывали своих симпатий к формату ассамблеи.

«У нас, у документалистов, есть такая забота – нам не хватает общения со зрителями. А здесь это общение есть. Ко мне в прошлом году подходили после киносеансов, спрашивали, интересовались – это дорогого стоит. Я опять приехал с надеждой пообщаться со зрителем», –сказал Александр Киселев.

«Я думаю, что у документального кино огромное будущее. Какое-то время про документальное кино вообще забыли. Но, слава Богу, оно возвращается, ведь это намного эмоциональнее и круче, чем игровое кино», — поделился своими впечатлениямирежиссер МартиросФанасян, впервые принимавший участие в «Киноассамблее».

«Я надеюсь,что это был хороший разговор, потому что сама идея проведения кинофорума церковью – хорошая. За что спасибо и митрополиту Иринею, и отцу Игорю», — отметил Сергей Барабанов.

Режиссер Галина Адамович:«Я счастлива, что я в этом городе встретилась с этими режиссерами. И думаю, что это опыт в Днепропетровске стал не менее интересным, чем в прошлом году»

Меценат «Киноассамблеи на Днепре» Андрей Шипко: «Нигде в Украине нет Киноассамблеи. Есть кинофестивали, есть форумы. Но Киноассамблеи нет! Поэтому я с радостью воспринял этот проект и его поддерживаю».

Третья «Международная Киноассамблея на Днепре» ответила на главный вопрос — есть ли у нашей документалистики зритель?Как оказалось, есть! Хорошее документальное кино людям нужно и интересно, если фильмы достойны внимания с точки зрения искусства, исторической значимости, важности темы, необычности взгляда.


источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе