«Про любовь» и про «Родину»


Два лучших фильма «Кинотавра» показали подряд перед закрытием



Кадр и фильма "Родина". Фото: kinopoisk.ru
В этом году самое интересное фестиваль приберег под конец. Стоит отдать должное остроумию организаторов, которые поставили подряд сеансы «Родины» Петра Буслова и «Про любовь» Анны Меликян — двух лучших картин фестиваля про то, как жить в нашей стране.

В своей «Родине», показанной вне конкурса, в качестве спецсобытия режиссер «Бумера» и «Высоцкого» Петр Буслов нашел гениальное, в сущности, решение ключевой проблемы российского кино последних лет — некинематографичности нашей действительности. Массовое кино уже давно стало синонимом чудовищной пошлости, где люди — деревянные куклы, рожденные кабинетной фантазией, а конфликты высосаны из пальца. И дело здесь не столько в таланте постановщиков, сколько в общем духе времени. И Буслов легко вышел из этого положения довольно радикальным способом — взял и отправил в Индию русских персонажей, а саму нашу действительность вынес за скобки, точнее, за пространство фильма.

Впрочем, «отправил» — здесь не совсем уместный глагол. Фильм основан на реальных событиях, и с прототипами героев Буслов был знаком лично. «Родина» — это три пересекающиеся истории про наших в Гоа. Девушка (Любовь Аксенова) скрывается здесь от нелюбимого отца-олигарха (Андрей Смоляков), простой парень из Новосибирска (Петр Федоров) ищет осмысленной жизни, а супружеская пара (Екатерина Волкова и Александр Робак) пытается справиться с неприятным осознанием того, что любовь ушла безвозвратно.

Еще несколько лет назад это было мощное движение (да и нельзя сказать, что иссякшее сегодня) — сотни и даже тысячи наших соотечественников разного достатка и разной судьбы отправлялись сюда, в Индию. Не отдохнуть, а именно жить — в новой, несравненно более простой реальности, где море, солнце, песок, ночные рейвы, а русских, кажется, даже больше, чем индийцев. Именно здесь в отсутствие всего наносного, вдали от родины, собственно, и приходит к нам понимание того, что мы есть на самом деле. Таких фильмов у нас еще не было — осмысляющих неосязаемую, но прочную связь между родиной и нами. Мы не только дети, но и заложники территории, где родились, а значит, обязаны нести общий крест, хотим того или нет.

Фильм уже имеет прокатную дату — 15 октября. На Сочинском кинорынке, который идет параллельно фестивалю, генеральный директор ТНТ Игорь Мишин уже пообещал беспрецедентную медийную поддержку фильму, и, будем надеяться, создателям удастся дотянуться до широкого зрителя — потенциал у картины есть.

Комедия «Про любовь» Анны Меликян — удивительно остроумная, чувственная, не лишенная драматизма — уже откровенный кассовый хит и, возможно, лучшая картина в карьере режиссера. В главных ролях – звезды российского кино, а Москва очень похожа на себя, но выглядит как лучший город Земли.


Cъемки фильма "Про любовь". Фото: kinopoisk.ru

Влюбленные парень и девушка (Василий Ракша и Мария Шалаева), привыкшие жить в образах японских аниме-героев, боятся увидеть друг друга в реальной жизни; харизматичный начальник (Владимир Машков) шантажирует увольнением свою секретаршу и оказывает непристойные знаки внимания; стрит-арт-художник (Евгений Цыганов) в поисках настоящей красоты не может выбрать одну из двух девушек (Александра Бортич и Мария Данилюк); а также, улыбчивая японская туристка, приехавшая искать себе русского мужа. Связывает эти истории публичная лекция о природе любви Ренаты Литвиновой, то ли ворожеи, то ли психоаналитика. Она же — героиня заключительной новеллы, где к ней за помощью обращается бывший муж (Михаил Ефремов) с просьбой проверить на искренность свою 20-летнюю невесту. 

Меликян обычно снимает долго, с большими перерывами, однако альманах «Про любовь» был снят фактически за год, и эта легкость ощущается в каждом кадре. Помимо прочего, это гимн новому поколению инстаграма и активной городской культуры, которое народилось в нулевые годы и с трудом обживает угрюмую и неприветливую Москву. Несмотря на жанр, жизнь здесь очень похожа на правду, точнее, очень хочется, чтобы жизнь была такой, как на экране. Такой баланс между действительным и желаемым в нашем кино — большая редкость. 

И надо сказать, «Про любовь» — это уже второе после «Рассказов» Михаила Сегала убедительное доказательство, что альманах для мозаичной и беспорядочной русской жизни, которая отторгает романную структуру, — один из самых перспективных жанров. 

Автор
Николай Корнацкий
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе