Проклятые роли

Образы, которые великим актерам создавать не стоило


Американский культурный сайт www.flavorwire.com опубликовал любопытный список киноактеров, чьи звездные роли стали — или едва не стали — для них роковыми. В одних случаях эти роли можно считать прямо-таки проклятыми: лучший пример тут — личная и актерская судьба Линды Блэр. Ее фактически сгубила роль девочки, в которую вселилась нечистая сила, в знаменитом и очень страшном фильме «Изгоняющий дьявола». После этого ей предлагали лишь работы девочек-изгоев, во взрослом возрасте ей удавалось сниматься в основном в ерунде, личная жизнь тоже пошла наперекосяк. Как считает сама Блэр, после «Изгоняющего дьявола» люди попросту стали ее бояться.


B других случаях звездная роль настолько срастается с актером, что ему больше не предлагают значимых работ. Ведь зрители хотят увидеть прежнего полюбившегося персонажа, а не кого-то нового. Типичный пример такого актера-неудачника — Марк Хэмилл, сыгравший Люка Скайуокера в трех первых сериях «Звездных войн». Харрисону Форду не менее знаменитая роль в тех же «Войнах» пошла во благо, а вот Хэмиллу — нет. После этого он почти не работал в большом кино — мелькал в сериалах, озвучивал компьютерные игры. Подобная участь, по мнению американского сайта, может грозить и Роберту Паттинсону. Недавно вышедший на наши экраны «Милый друг» доказывает, что даже в облике персонажа Ги де Мопассана ему трудно преодолеть тот готический образ, в который он (возможно раз и навсегда) вошел в вампирских «Сумерках».


В третьих случаях актер всю оставшуюся жизнь вынужден преодолевать на экране тот устойчивый имидж, который сам же и создал в каком-то из фильмов. Энтони Перкинс не слишком успешно преодолевал имидж психопата, намертво прилипший к нему после хичкоковского «Психо». Шон Коннери — имидж Джеймса Бонда. Ему хватило силы воли, чтобы в какой-то момент порвать с прославившей его бондианой, но это не мешает публике и сейчас считать его Бондом №1.


Некоторые выводы американского сайта кажутся нелогичными. Так, его авторы убеждены, что над Клинтом Иствудом навсегда нависла тень полицейского Грязного Гарри, хотя лично для меня Иствуд — прежде всего ковбой из фильмов Серджо Леоне. И вообще сыграл много разносторонних ролей, в том числе в картинах, которые сделал как режиссер.


Еще список, при всем разнообразии (я перечислил далеко не всех упомянутых актеров), далеко не полон. Можно было бы вспомнить Аль Пачино, которому постоянно приходится доказывать, что он способен играть не только гангстеров — не зря своего «Оскара» он получил только с восьмой попытки за совсем уже необычную роль в «Запахе женщины». Можно было бы вспомнить как Джонни Депп, начиная с «Мертвеца», попал во власть персонажей, которые с немой печалью на челе бродят у бездны мрачной на краю. Он подряд сыграл штук десять таких героев и сумел перебороть приклеившийся к нему мрачный имидж лишь с помощью Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», который тоже персонаж роковой, но при этом — для Деппа — самопародийный. Конечно, стоило вспомнить про Ди Каприо, про которого кто-то из знаменитых сказал: «Какое же это несчастье сыграть самую знаменитую роль в жизни на заре карьеры!» Несчастье проявляется в том, что актерская среда не простила Ди Каприо громкого успеха и, несмотря на то, что он ежегодно выдает потрясающие роли, по-прежнему оставляет его без «Оскаров».


Но что мы все про иностранцев? В нашем кино ведь все то же самое — те же печальные закономерности в актерских судьбах.


Великая Фаина Раневская полжизни слышала за спиной «Муля, не нервируй меня!» — фразу своей комической героини из фильма «Подкидыш» (и, по легенде, услышала ее в итоге даже от Брежнева, когда тот вручал ей орден в Кремле). Александ Збруев сыграл в 60-е — начале 70-х массу знаменитых ролей («Мой младший брат», «Два билета на дневной сеанс», «Марат, Лика, Леонидик») и внезапно стал заложником своего персонажа Ганжи из телефильма 1973 года «Большая перемена», с которым его потом ассоциировали до раздражения. Точно так же Александр Демьяненко, у которого тоже много замечательных работ в начале 1960-х, стал потом исключительно Шуриком из комедий Гайдая. Что и говорить: хорошо сыграл! Шурик — один из самых известных персонажей отечественной комедии. Но актера это, похоже, надломило.


Леонид Броневой в сознании масс на долгие годы стал Мюллером. Владимир Высоцкий превратился в Жеглова. Валерий Носик, Савелий Крамаров, даже Рина Зеленая при всех своих талантах навсегда обрели репутацию комиков, которые годятся только для эпизодов. Огромное количество хороших актеров загнал в узкое русло «Кабачок «13 стульев» — пани Моника, пани Зося, пан Професссор, пан Директор — иначе их не воспринимали. Когда пан Директор Спартак Мишулин сыграл Саида в отечественном супербоевике «Белое солнце пустыни», не все догадались, что это тот же самый артист.


Характерна для нашего кино и та ситуация, что многие молодые актеры, рано сыгравшие звездные роли, потом исчезли из профессии. Или почти исчезли. Стоит напомнить о судьбе всех четверых неуловимых мстителей, хотя один из них — Виктор Косых — еще до «Мстителей» считался талантливым юным актером («Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»). Да, он играл и потом, но мало и не то.


Лишний раз приходишь к выводу о зависимости и неблагодарности актерской профессии. Когда мы говорим о такой зависимости, то обычно имеем в виду зависимость от режиссеров, продюсеров, вкусов публики, изменчивой моды. Но оказывается, актерская профессия зависима и от несуразностей. И вот ведь тоже дикий парадокс. Актер обязан запомниться. Актеру нужно, чтобы его полюбили. Но выходит, что сыграть роль, которая стала знаменитой и сделала актера любимцем публики, далеко не всегда удача.

Юрий Гладильщиков

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе