Пушкиниана под свастикой: фильм Игоря Угольникова «Учености плоды»

Бывший шоумен, а ныне серьезный кинодеятель Игорь Угольников снял ленту про оккупацию пушкинского Михайловского — сколь интересную, столь и провокационную.

Фильм «Учености плоды» длится почти три часа. Хронометраж для проката убийственный, но для солнца русской поэзии пленки не жалко. Тем более емкости цифровых носителей. И действительно, недовольными такой протяженностью могут быть только администраторы киносетей, которые предпочитают не работать с такими «продленными сеансами». Кстати, именно поэтому перспективы широкого проката картины представляются туманными. Зрителям же картина должна понравиться. Она не только интересна, но и наверняка зацепит за живое. В первую очередь возрастную публику, которая получила системное советское образование, а не черпала познания из Тик-Тока. У зрителя, который учил историю свой страны, возникнут вопросы и эмоциональное неравнодушие. В одном этом кроется интерес к ленте Игоря Угольникова, даже если касса «Ученостей» останется неудовлетворительной.


Создатели картины показывают нам лавстори, разворачивающуюся в оккупированном Михайловском на фоне возобновленного гитлеровцами Пушкинского музея. Протагонисты — некий русский умелец Сергей Трофимов в исполнении Сергея Безрукова и профессор в области славистики Мария Шиллер, ее играет актриса Настасья Кербенген. Это персонаж вроде бы реальный: по одним источникам, Шиллер курировала Михайловское во время оккупации, была функционером министерства оккупированных территорий в Третьем рейхе, ей была поставлена задача до прихода освободительных советских войн вывезти пушкинское наследие — той его части, которая не была разграблена фашистами ранее, — в Германию. С задачей этой Шиллер, к счастью, не справилась. За свою «просветительскую» деятельность Марии Шиллер в итоге пришлось ответить. По другим сведениям, это была немецкая филологиня, «повернутая» на Пушкине. Как бы там ни было, ее имя уже совсем кануло в Лету, по крайней мере в памяти русских граждан, — если бы не «Учености плоды». Кинематографисты вернули этот персонаж из постыдного небытия в образе ангела чистой, поистине нордической красоты.

Для Сергея работа в Пушкинском музее в качестве умельца с золотыми руками — островок затишья, позволяющий отрешиться от ужасов войны и уклониться от деятельного в ней участия. Для Марии же — возможность припасть к истокам Пушкина, которого она искренне любит и стремится привить эту любовь как своим собратьям по фашистским знаменам, так и русским туземцам, которые страшно далеки от поэзии и, кажется, от культуры и цивилизации в целом. Им не дано оценить всего того духовного богатства, которое завещал наш национальный поэт. А вот фрау Шиллер дано. Потому и наказ вывезти мемориальные вещички в Третий рейх она намеревается исполнить безукоризненно и в полной мере.

Пока эволюция отношений Сергея и Марии проходит от безусловного минуса к всеобъемлющему плюсу, Михайловское погружено в будни оккупации: каратели уничтожают цыганский табор, отщепенцы из числа местных также преуспевают в зверствах, работает музей с экскурсиями и для немецких военнослужащих, и для местных жителей. Происходят повешения жителей Пушкиногорья. Словом, война как война, со всей рутиной. Наверняка и Сороть текла так же неспешно, как до и после. И на скамье Онегина можно было присесть и отдохнуть,  пока гитлеровцы не окружили ее глубокими траншеями. И еще, конечно же, были партизаны — в фильме они существуют под руководством командира в исполнении Федора Бондарчука. Там тоже без поэзии никак: строки «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» приобретают особую выразительность, будучи в прямом смысле пригвожденными к трупу врага.

Сам Игорь Угольников не мог не появиться в собственной картине. И он выбрал для себя трагический образ хранителя музея-заповедника Антипова. Прототипом героя стал Кузьма Афанасьев, который не оставил свой пост во время оккупации, за что и поплатился — он был приговорен к десяти годам заключения и еще пяти годам поражения в правах. Срок ему отбыть не удалось, Афанасьев умер в тюремной больнице в 1947 году. По какой-то иронии судьбы не была арестована его жена, в фильме эту яркую роль женщины-патриота, которая вынуждена ради сохранения Михайловского сотрудничать с фрау Шиллер, блистательно исполнила Анастасия Мельникова. Вообще, про Кузьму Афанасьева и его работе в музее-заповеднике по понятным причинам было не принято упоминать в советской пушкинистике. До сих пор тянутся тягостные разборки на тему, оклеветали ли его последователи по музею, или нет. Кузьма Афанасьев был реабилитирован только в 1992 году. «Учености плоды» — попытка пролить свет на историю пушкиниста, которому любители поэта обязаны многим.

Итак, картина получилась интересной, с яркими героями и интригой. Нет никаких претензий к картинке на экране, а музыка Сергея Шустицкого, не только композитора, но и талантливого телевизионщика, которого зрители со стажем помнят по передаче «Веселые ребята», так и вовсе замечательна. Но что же с фильмом не так, в чем подвох «Ученостей», от ощущения которого не отделаться?

Наверное, дело в том, что подсознание не дает принять тот факт, что оккупанты могли проявлять что-то человеческое по отношению к стране, которую они почти разрушили, стремясь завоевать. Вполне возможно, что часть гитлеровцев посещала музей, с почтением переступая священный для русской культуры порог. И что имущество Михайловского вместе с мемориальными вещами они отправляли в Германию, искренне полагая, что русские варвары не могут их должно оценить. И вообще — многовековая немецкая культура, цивилизованность, опрятность, шоколадки для детишек на оккупированных землях — не все же расстрелы и виселицы! Но все же, все же… С одной стороны, хорошо, что лента пропагандирует общечеловеческие ценности, не разделяя мир на однозначно черное и белое. С другой — от картины несет феноменальной фальшью. Но, может, это вкусовщина и предвзятость: история моих предков, живших в оккупированном гитлеровцами Крыму, не позволяет мне впасть в гуманизм и даже не во всепрощение, а хотя бы в «понимание» — уверен, как и многим россиянам.

Бесспорно, у создателей фильма получилось, как принято выражаться в таких случаях, эпическое и одновременно трагическое и даже в чем-то лирическое (любовь же!) полотно. С эффектными сюжетными переходами и яркими героями. Но все же очень хочется, чтобы в памяти смотрящих осталась не нордическая фашистская красавица-интеллектуалка Мария Шиллер и иже с ней. Пусть, говоря о Пушкине, читая Пушкина и смотря кино о Пушкине, мы будем не «отдавать должное» цивилизованным ценителям русской поэзии из вермахта, а вспоминать имена минеров Сергея Покидова, Владимира Кононова, Ивана Ярцева, Ивана Комбарова, Николая Акулова, Михаила Казакова, Егора Козлова, Ивана Травина, Виталия Тренова, погибших при разминировании могилы поэта. Как и многих других безымянных ныне воинов, спасавших святыни Михайловского и Тригорского. А немцы — ну что немцы: читали Пушкина, не взорвали, а только заминировали его могилу — и на том спасибо.


Фильм «Учености плоды» в прокате с 21 октября.

Автор
Евгений ХАКНАЗАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе