Российская анимация готова к индустриальному прорыву

На III Санкт-Петербургском культурном форуме обсудили, как закрепить первые успехи

Едва ли не магистральной темой III Санкт-Петербургского международного культурного форума стали перспективы анимации — единственной области отечественного кино, внушающей определенный оптимизм.

Фото: culturalforumspb.org

— Еще год назад казалось, что на зарубежный прокат российским фильмам не стоит сильно надеяться, — отметила Александра Модестова, оператор объединенного стенда Russian Cinema на международных кинорынках. — Теперь стало совершенно ясно, что в одном жанре возможен прорыв, и этот жанр — коммерческая анимация.

«Снежная королева 2: Перезаморозка» от Wizart Animation продана на рекордное количество экранов в десятки стран. Картине удалось пробиться в лонг-лист премии «Золотой глобус», что является приятным прецедентом. На отечественном рынке мультфильмы о богатырях и Иване-царевиче студии «Мельница» если и отстают от американских конкурентов, то стабильно собирают на порядок больше, чем российские игровые картины.

Буквально этой весной «Мельница» переехала из флигеля «Леннаучфильма» в новое здание на проспекте Большевиков и превратилась в образцовую кинофабрику. Технологичная постройка с башней. На вершине — известная детям и родителям эмблема: мельница с крыльями в форме карандашиков. Три этажа — каждый имеет свой цвет и специализацию. И хотя повсюду можно натолкнуться на кукол, модели персонажей и вырезанных из бумаги привидений, всё здесь говорит о деловитости и погруженности в работу.

— В современную эпоху анимация уже не выглядит со стороны так эффектно, как раньше. Никаких монтажных столов и больших раскадровок — теперь все просто уткнулись в компьютеры, как в бухгалтерии, — шутит режиссер-постановщик студии, номинант премии «Оскар» Константин Бронзит. — В изначальном проекте мы планировали два этажа. Теперь понимаем, что и в три теперь едва умещаемся. Пора строить еще одно здание.

В то же время Бронзит призвал не радоваться раньше времени.

— У нас нет системы подготовки кадров. Из каждой сотни людей, работающих в анимации, 98 — непрофессионалы. Наша студия вынуждена сама организовывать курсы повышения квалификации, — сказал режиссер.

Продюсер Сергей Сельянов отметил, что за все прошедшие годы так и не появилось профессиональных сценаристов анимационных фильмов.

— Мы вынуждены искать специалистов чуть ли не в параллельных областях — так, сценарий «Ивана-царевича» пишут ребята из «Квартета И», — отметил Сельянов.

Проблема кадров усугубляется тем, что в смежной IT-индустрии более выгодные условия работы в силу пониженных страховых взносов. Чтобы увеличить финансовую привлекательность отрасли, Сельянов предложил ввести хотя бы временные льготы и для производителей анимации — эта инициатива была прописана отдельным пунктом в меморандуме форума.

Профессионалы уверены — чтобы превратить случайные успехи в системный рост, необходимо создать индустрию. Помимо льгот и системы подготовки специалистов, предложено также реформировать существующую модель распределения госсредств (авторскую анимацию и анимационные сериалы субсидирует Минкультуры, полнометражную анимацию — Фонд кино), объединив все средства в одном источнике.

Не лишним будет и распространить на коммерческую анимацию лидерскую модель господдержки коммерческого кино — когда ряд наиболее успешных компаний имеют приоритетное право в получении субсидий.

— Для индустрии важно и развитие лицензионного рынка. Сейчас здесь наблюдается 10–15-процентный рост. Чтобы закрепить успехи, необходимо снизить НДС для продукции (книг, игрушек и т.д.) с использованием национальных анимационных героев либо до 10% (как в СМИ), либо до нуля. То же относится к налогу о прибыли, — считает Сельянов.

В то же время в погоне за коммерцией не стоит забывать об искусстве, убеждена анимационный критик и программный директор Большого фестиваля мультфильмов Мария Терещенко.

— Мы пытаемся всё время догнать и перегнать, вместо того чтобы заняться поисками своего пути, как это делали в свое время Ghibli, Aardman, Pixar и даже Disney. Эти мегауспешные студии начинали с поиска собственного языка, терпели убытки, к успеху шли десятилетиями. Нельзя забывать о фестивальной, авторской анимации хотя бы потому, что экспериментальная технология завтра может открыть новую страницу в анимации и приносить коммерческую прибыль, — подчеркнула Мария Терещенко.

С ней согласился гость форума, создатель «Мадагаскара» Билли Фролик.

— Не надо бояться делать сложные проекты. Анимация легко может покрывать аудиторию от 0 до 90 лет — взрослые будут смотреть умное кино, а дети никогда не откажутся от смешных мультяшных зверей, — уверен сценарист.

На «Мельнице» уже сейчас решились на дорогостоящий эксперимент. Помимо новых серий «Лунтика и его друзей» (более 2 млрд совокупных просмотров на YouTube), «Барбоскиных», шестого фильма «богатырской» серии «Три богатыря. Ход конем» и первой трехмерной полнометражки «Урфин Джус», студийцы работают над историей начала XVII века — полнометражной, совмещающей двухмерный и трехмерный форматы анимацией об осаде поляками Смоленска.

Николай Корнацкий

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе