Шерлок Холмс: диагноз нашего времени

Как они все похожи! Шерлок Холмс из сериала «Шерлок», его двойник из сериала «Элементарно», доктор Хаус, его отечественная пародия доктор Быков из «Интернов». Недалеко от них ушли менее известные персонажи — главные герои «Менталиста», «Следствия по телу» и многих других современных телешоу. 

Умные, блестящие, непредсказуемые, одинокие, эпатажные и нарушающие все на свете нормы. Имеющие травму в анамнезе, а теперь обаятельные злодеи, положительные герои с омерзительным характером. О том, что означает популярность именно такого типажа на телеэкранах, мы поговорили с психологом Кириллом Хломовым, руководителем психологического центра «Перекресток»

Герой — Шерлок Холмс, (Бенедикт Камбербэтч, «Шерлок»). Холоден, эгоцен- тричен, груб, пытается дру-жить, но не всегда удачно

ФОТО: COLIN HUTTON/PHOTOS 12/AFP/EAST NEWS

— Я не психопат! Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины… — говорит доктору Ватсону Шерлок Холмс. Тот самый, из последней британской версии, в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

«Социопатами называют индивидов, антиобщественных в своей основе и вследствие этого всегда вступающих в конфликты, не извлекая никаких уроков из неприятных переживаний и наказаний, которые причиняет им их собственное поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих», — так характеризует социопатов Эрик Берн, американский психиатр, автор теории трансактного анализа. Он, кстати, разделяет социопатов на активных и пассивных, или латентных. Если вторые чаще всего ведут себя прилично, так как хотя и формально, но все-таки руководствуются принятыми нормами и правилами, то первых обычно ничто не сдерживает.

Шерлок Холмс действительно не считается с чувствами близких и даже демонстрирует эмоциональную тупость, не понимая, что такое дружба, отвергая понятие любви и семейных ценностей. Он грубо выставляет из комнаты собственных родителей, которые пришли к нему в гости, будучи проездом в Лондоне. Он не может сообразить, почему Ватсон так расстроился, когда узнал, что в течение двух лет, пока он считал Шерлока мертвым и оплакивал его, тот просто водил его за нос и не удосужился сообщить, что он жив. Но в то же время, как и прочие «главные мерзавцы» сериалов, Шерлок очень чувствителен и чуть ли не сентиментален, хотя, кажется, сам об этом не догадывается.

— Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Патрик Джейн и прочие из этой команды — они очень соблазнительны, — говорит Кирилл Хломов. — Прежде всего потому, что выходят за рамки. Это, скорее, даже не социопаты, а нарциссические истерики, которые привлекают к себе внимание любыми способами. Они все время что-то такое отмачивают, в результате чего все окружение только о них и говорит. Они демонстративно не любят людей, но на самом деле не могут без них ни минуты: им все время необходима обратная связь. Это действительно такой собирательный образ современного невротика, который пытается показать свою самодостаточность и независимость, в том числе за счет высокого интеллекта. И при этом мучительно нуждается в том, чтобы постоянно оказываться в центре внимания.

В то же время создается впечатление, что это тип смелого, слишком откровенного человека, который взял за правило не лукавить и высмеивать лукавство других.

В чем же их смелость? Давайте посмотрим. Она в том, что они небрежны в отношениях, позволяют себе такую небрежность. Там, где от них ждут социально одобряемого поведения, например сочувствия, они идут в противоположную сторону и демонстрируют чуть ли не садизм по отношению к своему окружению. Но при этом, заметьте, они все-таки не настоящие злодеи: ни один из этих героев никого не убивает — да что там, даже никого не увольняет. То есть агрессия декларируется, но не реализуется. При этом у них у всех высокая степень небрежности по отношению к себе и даже аутоагрессия. Хаус, например, принимает наркотики и периодически попадает почти в смертельные переделки. Тем самым заставляя свое окружение все время себя спасать.

То есть, с одной стороны, «мне никто не нужен, я никого не ценю», но как только друзья и коллеги пытаются удалиться, выясняется, что наш герой на краю гибели и оставить его невозможно. Манипуляции, шантаж?

— Да, и даже больше. Друзья и коллеги этих героев не оставляют их вовсе, вопреки всем хамским выходкам. Уилсон предан Хаусу, несмотря ни на что, да и команда его на самом деле мирится с «его манерой». Ватсон оплакивает Шерлока два года, а затем называет лучшим другом, ту же стойкость демонстрирует и напарница Патрика. Даже не самые близкие друзья, а просто коллеги помогают нашим героям выпутаться из неприятных ситуаций, в которые те то и дело попадают, манкируя всеми правилами на свете. Вы представляете себе, если бы у вас была такая команда, которая верит в вас беззаветно, несмотря ни на что, и демонстрирует такую высокую надежность дружбы? Мне кажется, что это на самом деле один из актуальных запросов современного общества — надежность дружеских отношений, безоценочное принятие. Причем это не родительское безоценочное принятие, а именно среди равных, в группе.

И с родителями, кажется, у всех героев не очень… Американский Шерлок-наркоман уверен, что богатому отцу на него наплевать и он не хочет поддерживать с ним отношения, Хаус отца ненавидит, Шерлок английского покроя своих родителей откровенно презирает.

Да и все наши герои в принципе антисемейны: они не верят в семейное счастье, не строят долгосрочных близких отношений и, заметьте, не делают карьеру. Не стремятся получить статус, напротив, отрицают традиционные ценности: карьеру и семью, занимаясь исключительно тем, что доставляет удовольствие, и только так, как считают нужным.

Но все-таки в своем деле они лучшие! Именно за это им все и прощается.

Они прекрасны в своем деле и убедительны, но не супергерои. Вернее, такие «локальные супергерои»: они не спасают мир. Не Джеймсы Бонды. Я бы сказал, что ближе всего позиция наших героев к хипстерской: очень много индивидуализма, смысл — заниматься тем, что нравится, и не очень обращать внимание на формальности.

Конечно, герои, которые нарушают правила, появились не впервые. Но отличительная черта современных персонажей — бесконечный и беспощадный троллинг всех вокруг. Давно появилось выражение «в стиле доктора Хауса» — о начальнике, который беспрестанно хамит и унижает сотрудников. Также говорят «в стиле доктора Быкова» — если совсем уж безобразно орет.

Унижает, орет, хамит, или, если хотите, троллит. Но не берет топор и не выплескивает агрессию с помощью физического насилия. Потребность владеть искусством троллинга — тоже один из психологических запросов нашего времени. Это про умение управлять гневом, которое для нас стало очень актуальным. В прежние века зарубил топором — сел. Трагедия. Сегодня способ и плотность нашей коммуникации сильно отличаются от прежних и требуют умения владеть своей агрессией. Эта агрессия может выражаться погранично, как в случае Быкова: он почти переступает границу — но все-таки не до конца.

Но почему же эти неприятные личности вызывают такой восторг и даже желание им подражать? Ведь не секрет, что многие начинают копировать Хауса, многие поддаются на обаяние самовлюбленного и самоуверенного «менталиста», да и Шерлок тоже…

Как гештальт-терапевт я могу сказать, что здесь речь идет, скорее всего, о полярностях. В каждом человеке есть оба полюса — и агрессия, и доброжелательность. И хамство, разрушительные, антисоциальные тенденции — и, напротив, сентиментальность, потребность быть добропорядочным и «хорошим». Но если один из полюсов вытесняется, потому что он социально неодобряем, именно там возникает напряжение, и нас тянет к тем героям, в которых эти черты ярко выражены. Мы находим в них то, что подавляем в себе.

Светлана Скарлош

Русский репортер

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе