Смешарики. Начало конца

22 декабря авторы «Смешариков» представили первый полнометражный фильм о своих знаменитых героях. Сидя на премьерном сеансе в полупустом зале, я пыталась понять, что заставило режиссеров изменить идее, которая верой и правдой служила им более семи лет? Как могло случиться, что креатив свелся к банальностям, а тонкий юмор – к примитивному стебу?

Эти забавные головоноги, каких рисуют маленькие дети, впервые взявшие в руки карандаш, оказались удивительно жизнеспособны. Появившись в 2004 году, они самим своим существованием упорно опровергали все сетования о вырождении отечественной мультипликации. Даже многие из тех, кто встретил шарообразных героев в штыки, постепенно превратились в их почитателей. Их можно было критиковать за схематичность компьютерных рисунков, однако примитивность видеоряда с лихвой компенсировалась сочной драматургией и тонким психологизмом персонажей. Их можно было упрекнуть в плагиате: Совунья казалась близкой родственницей Совы из «Вини-пуха», Бараш порой сильно смахивал на ослика Иа. Да и силуэты героев как будто были рисованы с доброго старого советского Винни.

Но все эти мелочи легко прощались и даже воспринимались как некая преемственность. Гораздо важнее было другое — смешарики подарили нашим детям (и не только им) новую, современную российскую мультипликацию, именно такую, которая отзывается на запросы поколения, сформировавшего свои вкусы на аниме и не готового довольствоваться продукцией Союзмультфильма 70-х.

«Смешарики» создали особый мир – теплый и безопасный, в котором отсутствует зло, зато есть дружба, абсолютное доверие и даже, страшно сказать, любовь. Условность этой реальности подчеркивалась и нарочитой упрощенностью рисунков, и оторванностью острова смешариков от прочего мира. Даже не оторванностью, а существованием в каком-то ином измерении. Оказалось, что в таких нереальных условиях можно с успехом обсуждать реальные жизненные вопросы любой сложности – от веры в Деда Мороза до поисков смысла жизни. Самые что ни на есть серьезные темы в остроумной интерпретации авторов мультфильма становились доступны и интересны детям, а взрослые получали возможность увидеть наболевшее в новом, незамыленном ракурсе (серию про Копатыча, которого друзья пытались спасти от нездорового пристрастия к меду, я бы в обязательном порядке показывала на группах реабилитации алкоголиков).

«Смешарики» ввели в российскую мультипликацию жанр особого мультсериала, где каждая серия – веселая притча, самодостаточная, лаконичная и наполненная смыслом. Тот факт, что таких притч за семь лет накопилось две сотни, поистине поражает воображение. Уже где-то на сотой серии в голову начали закрадываться мысли о том, что на таком высоком градусе креативности невозможно держаться бесконечно, что скоро все это кончится... И вот, похоже, момент настал – уютный мир смешариков безжалостно разрушен его же создателями. Поступок вполне понятный. Конечно, от любого проекта можно устать. Но как бросить то, что уже принесло и продолжает приносить славу, престиж, деньги? Бросить нельзя. Но можно полностью изменить концепцию и попытаться вдохнуть в старый проект новую жизнь…

Пока неизвестно, обретут ли смешарики вторую жизнь. Но уже ясно, что с появлением фильма «Смешарики. Начало» их первая жизнь закончилась. И хотя режиссер сериала Денис Чернов утверждает, что в трехмерном мультфильме по сути ничего не изменилось, на самом деле изменилось все. Во-первых, герои вышли в большой мир. Их круглая страна, существовавшая в нигде и в никогда, никак не контактирующая с реальностью, в один момент превратилась в банальный остров, расположенный не так уж далеко от цивилизованного материка с небоскребами и обилием светящейся рекламы. И оригинальная сказка мгновенно переместилась в плоскость стандартного мультипликационного экшена. Мир нового фильма – опасный и жестокий, в нем царят деньги, цинизм и пошлость. В нем «каждый сам за себя». В общем, возьмите любой боевик, и найдете то же самое — положительных героев, противостоящих несправедливой системе. Ничего нового. И даже тот факт, что мир ленты населяют такие же шарообразные существа, в принципе ничего не меняет, зато полностью лишает смешариков их прежней исключительности. Теперь они – такие же как все.

Во-вторых, новый формат принципиально меняет стилистику. Критики уже отметили, что с технической точки зрения новый фильм – это прорыв. В отечественной мультипликации наконец-то появилось качественное 3D. Конечно, за державу можно порадоваться. Но за сериал – вряд ли. Легкая, как воздушный шарик, сказка в стиле, близком к доброму шаржу, успешно обходившаяся несколькими значимыми штрихами для обозначения тонких чувств и сложных характеров, оказалась раздавлена серьезностью и обстоятельностью трехмерного изображения. Новый фильм может по праву гордиться трюками, сделанными по последнему слову Голливуда. Борьба со стихией, балансирование над пропастью, бабочки, вылетающие из экрана в зал, - все эффектно и реалистично, все как в типовом трехмерном блокбастере. Но… «Смешарики» перестали быть смешными!

Ну и, наконец, необратимые изменения претерпели некоторые персонажи. Например, работящий и недалекий любитель грядок Копатыч неожиданно оказался уставшим от жизни и довольно циничным артистом, а педантичный изобретатель Пин – простым охранником музея.

При этом фильм преподносится как приквел, то есть предыстория тех двухсот серий, в которых дети привыкли к совершенно другому Копатычу и другому Пину. «Я теперь не знаю, как мне относиться к Копатычу. Он раньше все время смеялся и играл на гармошке, а здесь даже ни разу не улыбнулся», - растерянно констатировал мой десятилетний сын. Такая ломка образов просто не укладывается в детских головках, еще не умеющих проводить четкие границы между фантазией и реальностью. Ребенку ведь не объяснишь, что режиссер просто очень хотел угодить всем – и взрослым, и подросткам – и для этого решил постфактум перекроить собственное детище. А ведь до сих пор авторам легко удавалось удерживать у экрана аудиторию самых разных возрастов – от маленьких детей до их бабушек и дедушек. Причем, это как будто не было сверхзадачей, а получалось как-то само собой. Что же произошло? Наверное, то, что довольно часто происходит с успешными проектами: свобода творчества закончилась, началась жизнь по правилам мира киноиндустрии. О том, сколь бесчеловечны эти правила, нам как раз и поведали авторы фильма «Смешарики. Начало». Так что не исключено, что самих авторов в конце концов настигнет судьба их героя, и они, уподобившись Копатычу, тоже начнут мечтать о безмятежной жизни на фантастическом острове, где нет ни порабощающих стандартов, ни вечной борьбы за кошельки зрителей, ни формата 3D.

Decalog

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе