Такое не прощают

В прокат выходят «Непрощенные» – беспардонная криминальная драма по мотивам творчества Гая Ричи и Квентина Тарантино

По окончании просмотра «Непрощенных» риторический вопрос о том, где именно находится российский массовый кинематограф, несмотря на отдельные попытки его оттуда вытащить, отмыть и причесать, задавать не хочется. И так всё понятно. Эта с ухарством снятая, претенциозная, но глубоко вторичная лента метила в «Тарантино а-ля рюс», а попала в перестроечную чернуху в духе Киностудии им. Довженко: карты, деньги, VIP-бордель и групповой секс под Высоцкого.


Режиссер Клим Шипенко, вернувшись из США, где учился и, судя по всему, наверстывал пробелы кинообразования, снял свой первый фильм, совершив при этом все ошибки неофита и даже чуть больше. В частности, настолько увлекся демонстрацией своей киноэрудиции, что зрителей на протяжении всей картины не отпускает чувство дежа вю. А самым насмотренным из них, вместо того, чтобы следить за и без того разваливающимся сюжетом, предлагается сыграть в «угадайку». 


При этом «Непрощенные» претендуют одновременно на многозначительность (зритель сам должен додумать, кто кого, когда и по какой причине не простил) и оригинальность (imdb.com выдает, по меньшей мере, четыре ссылки на фильмы с названием «The Unforgiven»). 


Так, в одном из первых эпизодов характерные бандюки едут в машине и обсуждают кто круче – Тупак (Шакур) или Владимир Высоцкий. Финал, стилизованный под театральную постановку, зачем-то слизан у «Настоящей любви» Тони Скотта. Помимо заимствований, имеются и совершенно дикие сцены, например, мочилово с кавказцами, торгующими на рынке луком и картошкой, происходит в каком-то сарае под великую песню «California Dreaming». Плюс непростительное даже для дебютанта обращение с символикой: прокурор, «крышующий» бордель, ездит на автомобиле с номерами 666. Куда смотрел продюсер? Почему не бил линейкой по рукам? 


На большинство ошибок и недочетов можно было бы закрыть глаза, если бы фильм действительно цеплял – внятными харизматичными персонажами, ритмом, увлекательным экшном, грамотным и остроумным сценарием. Но и тут почти по всем пунктам – провал. 

Единственное (с натяжкой) достоинство фильма – кастинг. Актеры молоды, симпатичны и пока еще не приелись, некоторые и вовсе дебютанты, но с ними нужно уметь работать, а не просто использовать в качестве красиво стоящих в кадре манекенов или моделей для сборки шмоток. Выгодно выделяются Олег Долин (снявшийся у Михаила Калатозишвили в «Диком поле») и Татьяна Васильева в роли хозяйки публичного дома. 


Что до ритма и экшна, выстроены они из рук вон. Только зритель начинает бодриться – выстрелы там, погони, драки, – как действие прерывается запредельно Психологическими Откровениями: «Мне 25 лет, я хочу стать проституткой. Я люблю русскую эстраду, почти не читаю, только когда совсем нечего делать. А раньше я хотела стать женой дипломата. (После этой фразы на балконе кинотеатра «Художественный» кто-то не выдержал и от наплыва чувств громко захрюкал.) Ведь я создана для любви, почему мне не везет?» 

Пересказывать сюжет в данном случае дело неблагодарное, поэтому ограничимся знакомством с колоритными героями. Их шестеро, они, как пишут в пресс-релизах, «молодые, отчаянные, готовые на любой риск», им «нравится свобода на грани фола». У каждого своя драма – той или иной степени криминала. 

Андрей (альтер-эго режиссера, уехал в США учиться, вернулся, его бывшая девушка стала стриптизершей), Лекс (киллер, которого сильно обижали в школе, после чего он вырос и постригся налысо), Сильвер (носит майку с портретом Тупака и трясет с продавцов на рынке деньги), Лис (хитрый кидала, обаятельный аферист и хипстер-карманник, влюбленный в девочку-наркоманку), Дин (сокр. от Динамит, аутичный ботаник, после убийства родителей серьезно взялся за химию и физику, чтобы отомстить, и стал докой в вопросах взрывчатки) и Дина (просто красивая отмороженная телка с, как говорила Лия Ахеджакова в «Изображая жертву», Судьбой – может бутылкой по голове, а может и пристрелить). 

Есть еще Алиса (Татьяна Васильева), в юности она перенесла тяжелую психологическую травму: групповой секс под песни Высоцкого. После чего тоже выросла и обзавелась собственным элитным борделем. 

Между этими персонажами постепенно протягиваются связующие их ниточки – не настолько быстро, чтобы это выглядело увлекательно, зато запутанно – надо же чем–то компенсировать. Понятно, что режиссер в свое время был сильно впечатлен фильмом Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и, возможно, «Мементо» Кристофера Нолана. Но в нелинейности своего повествования попытался переплюнуть обоих: логика сюжета утеряна с первых же кадров, и лучше даже не пытаться понять, почему на экране появляется тот или иной герой и зачем он прямо сейчас рассказывает нам свою историю. К тому же режиссер то и дело норовит прервать его на полуслове и вставить очередную драматическую исповедь. 


И как только все начинает складываться в более-менее стройную (учитывая, что режиссер был еще и сценаристом) систему, как приходит финал. Открытый финал. Что означает выхватить меч да перерубить доставший всех гордиев узел. А что, смелое решение. 


В качестве утешительного приза для тех, кто дочитал, характерный диалог из фильма: 
– Мы занимаемся страхованием. Застрахуй свой товар. 
– Не поэл, а чо будет, если не буду? 
– Ты знаешь, что страхование придумал Фрейд? 
– Какой-такой Фрейд? 
– Седой такой Фрейд. Вслушайся в слово «застрахуй»! Оно состоит из двух слов: «страх» и «х*й». Тебе страшно за свой х*й? 

Смотрите, коли не страшно.

Денис Шлянцев

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе