Теракт. История любви

На "Московской премьере" покажут фильм Дениса Родимина "Чужая мать"


В конкурсе недавно завершившегося в Выборге XIX фестиваля российского кино «Окно в Европу» участвовал фильм «Чужая мать» - режиссерский дебют востребованного кинодраматурга Дениса Родимина (кроме прочего, на его счету сценарий к легендарному «Бумеру»). Скоро «Чужую мать» можно будет увидеть в столице, в конкурсе зрительских симпатий фестиваля «Московская премьера» (он пройдет с 26 августа по 4 сентября на нескольких площадках, главной из которых станет на сей раз Киноцентр на Красной Пресне). Одну из ролей в этом фильме сыграл Никита Емшанов, о чьей гибели в жуткой автокатастрофе мы узнали буквально через несколько дней после премьеры картины в Выборге.


Родимин взялся за материал для всех нас не то что актуальный, а животрепещущий. Технология обращения юных кавказских вдов в шахидок – тема больная, вопиющая о необходимости исследования. Как предотвратить новые трагедии, уносящие каждый раз десятки человеческих жизней, если не докопаться до истока, не проследить путь человека, который для одних – террорист-убийца, а для других – мученик веры, герой? За попытку внедриться в эту страшную зону автора «Чужой матери» уже стоит уважать. «Мы ни в коем случае не хотели сделать притчу, оторванную от примет конкретных времени и места. Мы делали историю, исходя из нашей социальной реальности», - сказал Родимин в Выборге. Незадолго до фестиваля довелось услышать о скором выходе еще одного произведения на эту тему. В конце лета в России должен быть издан роман журналистки Марины Ахмедовой «Хадижа. Дневник смертницы» (название может поменяться), в котором воссоздана похожая история: дагестанская девушка теряет любимого (он убит в ходе очередной кавказской операции), а вместе с ним и всякий смысл жизни. Тут же находятся люди, готовые использовать ее желание отправиться вослед за возлюбленным в интересах священной войны. Как ни страшно это звучит, любовь привела Хадижу в ряды смертниц.


Но главная героиня Родимина – не сама потенциальная шахидка, а ее мать. Закутанная в черное женщина приезжает в Москву на поиски своей пропавшей девочки. Дочка пережила гибель молодого мужа и уехала подальше от родных мест, чтобы окружающее как можно меньше напоминало о былом кратковременном счастье. На связь с домом выходила все реже, наконец, совсем перестала отвечать на телефонные звонки, исчезла из поля зрения родственников. Чтобы напасть на ее след, матери приходится порядком помыкаться по огромному, недружелюбному городу. Все здесь от нее шарахаются, как от чумы, даром что лицо ее, в обрамлении черного хиджаба, - славянское, с голубыми глазами. Всю сознательную жизнь она носит имя Малика и молится Аллаху, но все в ее деревне знают, что родилась она в России, в семье геологов. Родители погибли, осуществляя какое-то рискованное исследование в кавказских горах, и маленькую Марию удочерили тамошние жители. Теперь Малика возвращается на историческую родину, и все ей здесь дико – попрание законов гостеприимства (родственники отводят глаза и отказывают в приюте), атмосфера подозрительности и отчужденности (соседи по лестничной клетке незнакомы друг с другом!). Малику сыграла Евгения Добровольская, наделив героиню простодушием и временами чрезмерным трагическим надрывом. «Ну наконец-то получила Женя рыдательную роль! Отрыдалась за все», - пошутил в Выборге режиссер другого конкурсного фильма. Время от времени действие прерывается отступлениями-монологами – героиня поворачивается на камеру и обращается к зрителю напрямую, без посредников. Прием, скорее, театральный, выпадающий из эстетики фильма. Эти вставки выдают некоторую беспомощность постановщика – словно он не знает иных способов приоткрыть нам душу героини.


Если в начале мы наблюдаем блуждания Малики по Москве, то основная часть действия картины протекает в мрачном подземелье – подвале какой-то полузаброшенной ТЭЦ. Там держат дочь Малики, худенькую девушку, по виду совершенно не напоминающую вчерашнюю горянку. Она носит модную стрижку, джинсы, майки. На момент встречи с матерью она обколота наркотиками и являет собой зомби, готовую хоть завтра нацепить пояс со взрывчаткой и отправиться на встречу к Аллаху и любимому, прихватив с собой десяток-другой москвичей. Одного из двух за ней присматривающих и сыграл Никита Емшанов. Мать постарается увезти дочь домой, будут шумные, экспрессивные эпизоды бегства, преследований, наркоманской ломки. Но все это в какой-то момент перестанет «держать», потому что жанр сбит: начавшись как жесткая, но реалистичная, история съезжает на некую условность, где все примерно и малообъяснимо. Кто эти люди, готовящие девушку к страшному шагу? Кто заказчик и спонсор? Как собирается Малика посадить дочь в поезд, не имея ни денег, ни паспортов? Все это тем страннее, что Родимин – драматург, и, казалось бы, логическая последовательность сюжета, проработка «мелочей» должны быть присущи его методу даже больше, чем чьему-либо. Дебютанта в режиссуре чрезмерно увлекло создание внешних, визуальных составляющих стиля – необычная, контрастная колоризация изображения, подбор эффектных съемочных объектов. Обидно, что, отважившись на своевременное и смелое кинематографическое высказывание, он захлебнулся в волнах формы, не доплыл до глубины, где открываются смыслы. Неудачным видится и название картины. На наш вопрос о его смысле режиссер отвечал долго и пространно, была высказана даже мысль о «богородичном культе в нашем сознании», вступающем сегодня в противоречие с происходящим… «Чужая мать – это родина, которая никого уже не может защитить», - вот самое ясное, что удалось услышать в ответной речи.


Дарья Борисова


Независимая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе