Тинейджеры Круглого стола: школьники повторяют подвиг короля Артура

Британское фэнтези предлагает неожиданный взгляд на средневековое ретро.
Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


В российский прокат выходит фильм-сказка «Рожденный стать королем» про английского подростка, который случайно нашел меч Экскалибур и решил оперативно возродить традиции рыцарей Круглого стола. Эстетский старомодный колорит принес картине восторженные отзывы критиков.


Главный герой ленты 12-летний школьник Алекс, обычный парнишка из неполной семьи, которого старшие ребята обижают в школе. Но однажды он увидел меч, вытащил его из камня, и по ночам его стали преследовать жуткие огненные рыцари. Волшебник Мерлин в обличье нового одноклассника сообщает Алексу, что колдунья Моргана готовит конец света и нужно срочно собирать армию...

Не верится, что «Рожденный стать королем» снят в наши дни. Школьники, судорожно примеряющие бутафорские латы; Мерлин, который творит заклинания, молотя руками воздух; инфернальные всадники-скелеты, рассыпающиеся от первого удара, — всё это хорошо подошло бы и советским фильмам-сказкам, и фэнтезийным голливудским детским хитам 1980-х, таким как «Лабиринт» и «Балбесы», или даже постмодернистским опусам Мишеля Гондри. Непривычно наблюдать такое среди многомиллиардных франшиз, где часто нет и кадра, созданного вне компьютера.

А тут — обычная английская школа (между прочим, в ней когда-то учился Пирс Броснан), заурядные подростки, да еще и музыка как будто из древней видеоигры. Кажется, что все это шутка, пародия, капустник. Однако именно так видят происходящее главные герои, и даже творящиеся чудеса не сразу заставляют их поверить как в легенды о короле Артуре, так и в древнюю колдунью, которая рвется из-под земли, чтобы превратить планету в ад.

Может быть, это вообще главная задача современного человека — не ждать зрелищных иллюзий, а начать действовать? Не убаюкивать себя мифами, а самому становиться героем будущих сказаний? Поэтому так неожиданна эта история про Алекса, который своими большими поступками заставляет окружающих буквально преклонить колени.

Проще всего славить «избранного», будь то Люк Скайуокер, Гарри Поттер или Фродо. Не случайно в фильме есть немало шуток насчет мессий, да и конкретно «Звездным войнам» тоже достается. Но куда сложнее начать с нуля, пройдя путь внутренних сомнений и разочарований, как это делает Алекс. Его возраст по-настоящему переходный, в том смысле, что инициация потребует от него низвержения прежних кумиров. Зато если все сделать правильно, это подействует на окружающих, и просто Лэнс обретет силу Ланселота, а просто Беддерс окажется Бедивером.

Вслед за «Гарри Поттером», «Властелином колец» и «Нарнией» «Рожденный стать королем» обыгрывает христианскую систему ценностей и отсылает даже к конкретным тезисам Писания. Например, о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» и что без любви даже суперлидер — «медь звенящая и кимвал бряцающий».

Сердце Алекса ради победы должно быть «сокрушенно и смиренно», иначе никакой Экскалибур ему не поможет. Алекс прощает своих врагов до «седмижды седмидесяти раз» и неоднократно выражает готовность «положить душу за други своя». В каком-то смысле вся эта сказка — готовая проповедь.

Героически несет всю смысловую нагрузку сыгравший Алекса Луис Эшборн Серкис, сын великого Энди Серкиса, исполнившего знаковые роли чуть ли не в каждом фэнтези нового столетия (главная из них — Голлум во «Властелине колец»). И то, что делает на экране этот харизматичный мальчик, вполне сопоставимо с подвигом его персонажа. Благодаря ему действительно веришь, что рыцарские времена никуда не ушли и надо лишь поискать в своей душе врожденное, но прочно забытое благородство.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе