В Берлине завершился международный кинофестиваль

С Берлинале пришла радостная новость: анимационный фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось» удостоен Спецприза программы Generation Kplus как лучшая короткометражная работа.

Кадр из мультфильма "Мой личный лось"

Главный сюжет нынешнего фестиваля строился вокруг темы детства: мальчики, а иногда девочки были героями многих фильмов большого конкурса, на глазах взрослея и пытаясь адаптироваться в непростом взрослом мире. А параллельно главному проходил другой фестиваль, под названием Generation, целиком посвященный этому поколению, входящему в большую жизнь. И это вовсе не выглядело периферией фестиваля. Для показов Generation было предоставлено несколько престижных кинотеатров, в том числе отреставрированный Цоо-Палас, где с 1957 до 1999 годы проходили главные берлинские премьеры и где перед публикой представали звезды ранга Софии Лорен, Грегори Пека и Дастина Хоффмана. Теперь это здание в дневные часы почти целиком отдано юной аудитории, которая с удовольствием смотрит кино о своих сверстниках. К слову сказать, на Берлинале в этом году было продано рекордное количество билетов – 300 тыс., и это не считая огромного количества аккредитованных гостей: и они, и местные зрители заполняли все фестивальные залы до отказа.

Что же увидели и что отметили как лучшее те, кто пришли на программу Generation? Детское жюри, сформированное из юных зрителей, наградило призом «Хрустальный медведь» индийскую картину «Форт» режиссера Авинаша Аруна. Как и многие фильмы Берлинале, этот тоже рассказывает о трудном взрослении мальчика. После смерти отца он переезжает с матерью в деревню, где совсем иной уклад жизни, чем в большом городе, и гораздо сильнее связь с природой. И люди, и даже школьные сверстники героя другие: он должен научиться жить среди них и завоевать их уважение. Эта поэтическая картина, в которой погода и пейзаж играют не меньшую роль, чем сюжет и человеческие отношения, удостоена также специального упоминания международного жюри конкурса Generation.

Главную награду это профессиональное жюри присудило фильму «Естественные науки» аргентинца Матиаса Луккези. И тут действие происходит в деревне, окруженной горами. Перед четырнадцатилетней героиней встает трудно решаемая задача – найти отца, о котором почти ничего неизвестно. Девочка живет этой мечтой, которая скрашивает одиночество и пробуждает на ее печальном лице прекрасную улыбку.

А по конкурсу короткометражных работ жюри отметило как лучший фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось». Ему достался Специальный приз в сопровождении 2500 евро, выделенных Немецкой синематекой. Это образец поэтической анимации, традиция которой так сильна в нашей стране и которая никак не укладывается в рамки «детского кино». Образный ряд «Лося» достаточно сложен, требует определенной зрительской культуры для его прочтения, но, похоже, в Берлине этой культуры не занимать. Тематически же фильм о мальчике, который мечтает увидеть живого лося и испытывает одиночество в прагматичном мире взрослых, прекрасно вписался в сюжет фестиваля.

Тем не менее удивляет, что отборщики Берлинале не нашли в этому году ни одного полнометражного российского фильма для участия в фестивале. А они были – хотя бы «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой или «Еще один год» Оксаны Бычковой. Но оба ушли в Роттердам, поскольку Берлин не проявил настойчивости и не сделал им достойных предложений. Справедливости ради следует сказать и о вине российской стороны. Немцы в течение десяти лет вели целенаправленную работу по формированию института немецко-российских копродукций (а именно копродукции с Германией образуют основу берлинского конкурса). В конце концов это произошло, и стали видны первые результаты. Но тут случилась очередная бюрократическая реорганизация, международная деятельность Фонда кино была закрыта, недавно возникшая Российско-немецкая киноакадемия фактически ликвидирована. Министерство культуры отказалось финансировать самый важный совместный проект – фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», его сценарий подвергся цензуре «исторических экспертов». Все это привело к кризису доверия со стороны немцев. В дни фестиваля вышла статься в журнале The Hollywood Reporter, целиком посвященная этому конфликту.

Как известно, свято место пусто не бывает. Отсутствующее в Берлине российское кино компенсировали картины из Грузии, Эстонии и Казахстана. Одной из самых интересных стала «Нагима» Жанны Иссабаевой – история детдомовской девушки, оказавшейся лишней в этом мире. Дважды брошенная матерью, она крадет из роддома ребенка умершей подруги и пытается пригреть сироту, но финал этих судорожных попыток запредельно трагичен. Смелое, радикальное кино, не боящееся говорить правду о современном постсоветском обществе, а в кинематографическом смысле наследующее традиции Робера Брессона и других великих гуманистов.

Елена Плахова, Берлин

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе