В прокате и в пролете

Обнародована статистика о том, как смотрят кино в России. В большом проигрыше — российские фильмы. При этом цены на билеты растут

Несколько лет назад в стране, вставшей с колен, появление фильмов "Ночной дозор", "9 рота" и еще двух-трех, побивших в прокате большие голливудские постановки, породило патриотический подъем и иллюзию, что так будет дальше, и больше, и всегда. Увы, чуда не случилось, и сегодня Голливуд по-прежнему стрижет купоны в России — даже эффективнее и откровеннее, чем в остальной Европе и Азии, где все же киносообщества как-то борются за свои национальные интересы.

Российские кассовые хиты (впрочем, на порядок уступающие по сборам голливудским) сегодня уже больше не называют блокбастерами, как это было в начале нулевых. Как-то неприлично применять этот обязывающий термин к нынешним лидерам проката — фильмам "Наша Russia: Яйца судьбы", "О чем говорят мужчины" или "Любовь в большом городе - 2". Есть, правда, "Кандагар" и "Край" — киноленты несколько другого формата и масштаба, но и они не смогли побить американских конкурентов. Не говоря про "Утомленных солнцем - 2", фильм-катастрофу российской киноиндустрии.

Народ привыкает к тому, что массовое отечественное кино — это непритязательные комедии и мелодрамы, на которых можно посмеяться и отдохнуть и которые не грузят ни себя, ни других высокими амбициями. Иными словами, это провинциальное кино, ориентированное исключительно на внутренний рынок, совершенно не способное конкурировать с зарубежным кинопродуктом. Да и внутри страны оно опять, как в прежние времена, отодвинуто на периферию.

Есть две причины для этого: внешняя и внутренняя, общая и частная. Человечество в XXI веке, пользуясь выражением писателя Михаила Идова, "осталось в пятом классе". И это правда. Киноаудитория стремительно молодеет. Не хочу сказать глупеет, но она меняется в интеллектуальном смысле. Может быть, это очень умные пятиклассники, владеющие фейсбуком и айфоном, но инфантилизм аудитории — один из факторов, который определяет все. Во всем мире теперь предпочитают не авторское кино, а кино брендов. "Старбакс" вытесняет хорошие кофейни, брендовое кино вытесняет художественное. Причем наши российские бренды по качеству несравнимо хуже. Публика, как бы она ни была глупа, не совсем глупа, она понимает, где плохо, а где совсем плохо, поэтому она предпочитает американскую продукцию.

И у нас кинематограф стал восприниматься только как продукт. Раньше это было окно в мир, экзотика, преодоление железного занавеса, если это западное кино. Если отечественное, то диссидентство, фига в кармане, противостояние, протест. Сейчас, повторяю, это продукт. И лучше, когда он импортный (если встать на точку зрения нормального зрителя): не обманут, отгрузят то, за чем пришел.

Андрей Плахов

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе