Владимир Хотиненко: «Бесы» - про природу человеческую, а не про сегодняшние события»

Режиссер ответил критикам, обвинившим его в низведении романа Достоевского «до нужд текущего момента» В воскресенье на канале «Россия 1» показали сериал Владимира Хотиненко по роману Достоевского «Бесы». Исследователи творчества писателя возмутились режиссерскими вольностями по отношению к тексту (в сериале, к примеру, появился новый персонаж). Ряд критиков высказался в том духе, что Хотиненко самым наглым образом привязал «Бесов» к проблемам сегодняшнего дня. Мол, орудуя идеями великого писателя, Хотиненко открыто критикует разного рода революционеров, которые то мутят в Москве на Болотной, то безумствуют на киевском Майдане. «КП» дозвонилась до режиссера, чтобы выяснить, стремился ли он при помощи классика разобраться с текущим моментом.
- Владимир Иванович, каковы ощущения после премьеры?
- Ощущения хорошие. Я получил реакцию - как отрицательную, так и положительную, но именно ту, которую ожидал.  Даже не ожидал, а знал.
- Жаль, что все серии показали в один день.
- Это не первый такой опыт. Конечно, была серьезная конкуренция с чемпионатом мира по хоккею. Я сам болельщик, в рекламных паузах смотрел матч. Но это не проблема, это жизнь. Потом, мне позвонили с канала и сказали, что даже в этих обстоятельствах все прошло замечательно. Кроме того, со 2 июня канал «Культура» покажет «Бесов» по серии в день.
- Некоторые критики, в частности, писатель Дмитрий Быков, обвиняют вас в стремлении «услужить текущему моменту». Мол, льете воду на мельницу режима, всех революционеров мажете черной краской. Не фильм, а пропаганда.
- Я Диму Быкова достаточно хорошо знаю - с тех пор, когда он еще маленьким мальчиком был. С ним приятно; но он забыл кое-что в этом раже своем. У Померанца (российский философ Григорий Померанц, - ред.) было такое замечательное выражение: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, пытающегося доказать свою правоту». Надо спокойнее чуть-чуть быть. Я не очень интересуюсь этим всем. Хотя до меня доносятся, конечно, слухи-шмухи. Я еще собираюсь сделать киноверсию - надеюсь на долгую жизнь фильма в разных его проявлениях. А мнение одного человека - Быков это или Петров... Каждый имеет право высказаться, почему нет? Причем это так ожидаемо, что я мог сам ему написать весь этот текст.
- Фильм ведь снимался не вчера и никак не мог быть привязан к событиям на той же Украине.
- Не дай бог такие совпадения... Три года назад это затеялось. Любой грамотный человек должен понимать, что кино делается долго.  Мне даже в голову не могло прийти [привязывать роман к конкретным современным событиям]. Хотя у меня были фильмы, которые происходили одновременно с теми или иными процессами в обществе. Фильм «Рой» - развал Союза, «Патриотическая комедия» - первый путч, «Макаров» - второй путч, «Мусульманин» - Чечня. Я снимаю одновременно со временем, вот и все. У меня даже близкие шутят: «что дальше будешь снимать - чего нам ждать-то?»
- И все-таки в чем, по-вашему, актуальность «Бесов»?
- Помощница прислала мне одну цитату из Быкова: он там фактически обвиняет Достоевского в клевете на революционное движение. Это так смешно - полемизировать с Федором Михайловичем. Его ведь и при жизни обвиняли в том же самом. Ленин сказал: «Перечитал «Бесы» - с отвращением отбросил».
Актуальность романа не сегодняшняя. Не затевался фильм к сегодняшнему дню и уж точно не к событиям на Украине. Это написано навсегда, и написано про природу человеческую.  Вот в чем достоинство этого романа. Не знаю, досмотрел ли Быков фильм до конца, но там же все ясно.
- Вас еще обвиняют в излишней вольности по отношению к тексту. Героев новых ввели, например; да еще Ставрогина энтомологом сделали.
- Мне попало в руки письмо писателя, где он рассказывает, как нужно обращаться с его романом «Бесы», когда одна читательница попросила его инсценировку написать. Это потрясающий ответ всем оппонентам, которые могут обвинить нас в вольности. Федор Михайлович советует, что лучше вообще взять его идею и совершенно изменить сюжет. Он 150 лет назад лучше понимал, чем сегодняшние некоторые критики.
- При этом критики находят, что в ваших «Бесах» немало блестящих актерских работ. Кажется, вы открыли совершенно новые грани молодых актеров - Матвеева, Шагина...
- В этом, во-первых, их безусловная заслуга. Во-вторых, все-таки моя. Работали на одном дыхании вместе с ними. Группа была замечательная, молодежная. Мы снимали эту картину в желании быть услышанными. Чтобы Федора Михайловича услышали.
- Вы ведь сначала собирались перенести действие в начало 20 века. А не было идеи совсем осовременить классика, чтобы все происходило прямо сейчас?
- Нет, потому что это потеря Достоевского. Его языка, системы отношений. У нас был написан сценарий, довольно забавный. Но что-то важное ушло. И мы, слава Богу, отказались от этой идеи.
Комсомольская правда
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе