Яна Гуляева: «Российское кино не должно гнаться за Голливудом»

27 августа празднуется День российского кино. По этому случаю «Ярославский Регион» поговорил с Яной Гуляевой – студенткой ЯГПУ имени Ушинского по специальности «журналистика» и ВГИКа по специальности «киноведение». Яна рассказала о своем портале «Я – киноед!», о том, для чего нужно биографическое кино и почему российскому кинематографу не стоит гнаться за Голливудом.


– Журналистика и киноведение. Почему именно такое сочетание?


– Все началось с того, что я однажды влюбилась в кино. Сразу после школы поступить во ВГИК не получилось, и я поступила на журналистику. А уже на следующий год поступила на заочное отделение во ВГИК. Если все получится, хотела бы работать кинокритиком. Я уже сейчас делаю некоторые шаги в этом направлении.


– Вы с друзьями создали сайт «Я – киноед!». Как возникла идея этого проекта?


– Однажды мой друг Илья Кузнецов предложил создать блог-сайт, посвященный кино. Мне эта идея понравилась. Позднее мы стали привлекать к работе над ним других людей, которые так же, как мы, любят кино и хотят писать о нем. Через пару лет сложилась группа авторов, которые пишут как рецензии, так и информационные заметки. Сейчас над сайтом работают пять-шесть постоянных авторов. Есть и те, кто приходит на какое-то время, а потом уходит из проекта.


– Сайт посвящен кино в широком смысле или есть какая-то специализация?


– Мы стараемся писать только о достойных фильмах и достойных людях вне жанровых и тематических рамок, которые, на мой взгляд, навязаны искусственно и слишком узки. В любом жанре есть и хорошие, и плохие фильмы.


– Сейчас модно говорить, что российского кино нет, российское кино умерло… Вы разделяете это мнение?


– Нет, я так не считаю. Конечно, жаль, что мы потеряли ту киноиндустрию, которая была в Советском Союзе. Она позволяла снимать фильмы для широкого зрителя и при этом оставлять какие-то средства для произведений режиссеров, которых сейчас мы назвали бы артхаусными, таких как Тарковский и Хуциев. Эти фильмы не пользовались широким зрительским успехом, но их ценили на международных фестивалях. Но и сейчас в России снимают немало хороших картин. Это подтверждает нынешний прокатный год. В этом году вышли прекрасные зрительские фильмы – «Метро» и «Легенда № 17». Это замечательное, талантливое кино. В России стали снимать гораздо больше хорошего актерского кино, появилось много молодых талантливых актеров.


– Какие еще российские фильмы последних лет стоит посмотреть?


– Мне очень нравятся фильмы Авдотьи Смирновой – камерные, интересные. Она прекрасный сценарист. Понравился фильм «Шапито-шоу» – он очень талантливо сделан, и в нем нет чернухи, в которую часто ударяются современные режиссеры. Кстати, первый фильм Сергея Лобана – «Пыль» – посмотреть стоит.


– Вы отдаете предпочтение какому-то жанру или любите разное кино?


– Года четыре назад я очень увлекалась артхаусом. Но сейчас стала больше времени уделять зрительскому кинематографу, поскольку это все-таки локомотив любой киноиндустрии. Неважно, в России или США. Мне кажется, что создать качественный зрительский фильм с определенным жанром намного сложнее, чем снять артхаусное кино с непонятной операторской работой, с невнятной актерской игрой.


– Можно ли выделить тенденции развития российского кино? Совпадают ли они с международными?


– Мы практически никогда не совпадали с развитием международного кинематографа. У нас есть, по сути, один мировой кинематограф – это голливудский кинематограф. Это фильмы, которые смотрят по всему миру. Но в каждой стране, в том числе и в России, есть традиции своего кинематографа. Тем и прекрасны фильмы итальянских, французских, русских режиссеров – они самобытны. И мы не должны гнаться за Голливудом, пытаться повторить его успехи. Это невозможно – они на много лет обогнали нас в техническом отношении. Необходимо постараться сохранить свою самобытность, снимать кино именно о нас, именно о нашей жизни.


– Сейчас появляется много биографических фильмов: «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда № 17», «Гагарин. Первый в космосе». Это случайность или закономерность?


– Я думаю, эти фильмы как раз выполняют задачу поиска культурной и национальной идентичности. Биографические фильмы любили снимать и в сталинское время. В Петре I, в адмирале Нахимове советский человек видел идеал русского человека – независимо от эпохи, в которую жили эти герои. И фильмы, которые выходят сейчас, по сути, выполняют ту же задачу. После развала Советского Союза общество оказалось в некотором раздрае, и сейчас мы стали вновь нащупывать точки соприкосновения с советской эпохой, но уже не через политику, а через то достояние, которое нам передалось, будь то музыка, спорт или достижения науки.


– В чем особенности ярославского кинопроката? Он сильно отличается от московского?


– Московский кинопрокат очень разнообразен, в столице множество узкоспециализированных киноклубов, где каждый может найти фильм по душе. В Ярославле нет такого разнообразия, однако нельзя сказать, что у нас негде посмотреть фильмы вне широкого проката. Есть, например, киноклуб в кинотеатре «Родина». А в киноцентре на улице Зои Космодемьянской показывают старое классическое кино на кинопленке, что сейчас редкость.

Северный край.Ярославский регион 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе